СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории по теме «Холодная война»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторические события, приведшие к «холодной  войне»  изучаются на  протяжении ряда уроков, объем информации достаточно велик, поэтому, когда ученики начинают изучать данную тему, то им приходится возвращаться к пройденному ранее материалу. Это вызывает трудности и проблемы у ряда учащихся.  Считаю, что целесообразнее будет составить опорный план-конспект, который систематизирует материал.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории по теме «Холодная война»»

Методическая разработка урока по теме: «Холодная война»

Подготовила: Короткова Ирина Викторовна,

учитель истории и обществознания, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о. Саранск Республики Мордовия



«Все должно быть изложено так просто, как только возможно,

но не проще».

  А. Эйнштейн 


Организацию работы над технологией создания и использования опорных планов-конспектов рассмотрим на примере темы «Холодная война» по истории в 9 классе.

Рассмотрим применение метода проекта на уроке истории по теме «Холодная война» в 9 классе. Исторические события, приведшие к «холодной войне» изучаются на протяжении ряда уроков, объем информации достаточно велик, поэтому, когда ученики начинают изучать данную тему, то им приходится возвращаться к пройденному ранее материалу. Это вызывает трудности и проблемы у ряда учащихся. Считаю, что целесообразнее будет составить опорный план-конспект, который систематизирует материал.

Цели и задачи урока:

  • выяснить сущность термина «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

  • в ходе работы над созданием образа «холодной войны» сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

  • способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; ялтинско-потсдамская система международных отношений;

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

План урока:

  1. Оргмомент. Создание благоприятной атмосферы общения.

  2. Актуализация знаний.

  3. Мотивационно-целевой этап.

  4. Организационно-деятельностный этап.

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Причины начала «холодной войны».

    3. Циклы послевоенной мировой политики.

    4. Последствия «холодной войны» для развития мировой политики.

    5. Итоги «холодной войны».

  5.  Рефлексивно-оценочный этап.

  6. Домашнее задание. 

На предыдущих уроках рассматривались события, связанные с «Холодной войной», а теперь их нужно их систематизировать и отразить в опорном плане-конспекте.

В процессе урока учащиеся составляют опорный план-конспект, делают выводы, где отвечают на поставленные вопросы.

Класс делится на группы:

1 группа - систематизирует даты по теме.

2 группа - систематизирует термины и понятия по теме.

3 группа - отвечает на проблемные вопросы:

например:

- Почему «Холодная война» получила такое название?

- Назовите причины «Холодной войны » (не менее 3 положений)

- Назовите последствия «Холодной войны » (не менее 3 положений)

- Сформулируйте отрицательные и положительные последствия «холодной войны». (не менее 3 положений)

- Когда, по вашему мнению, закончилась «Холодная война» ?

- Неизбежна ли была холодная война. Можно ли было ее избежать?

4 группа - эксперты .

Учитель - координатор

Деление класса на группы позволяет дифференцировать обучение.

Материалы к уроку:

После окончания Второй мировой войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

После окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения. Главные противоречия были между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Оба государства стали формировать военные блоки (союзы), которые в случае войны выступили бы на их стороне. Противостояние между СССР и США, а также их союзниками получило название холодной войны. Несмотря на то что боевых действия не велись, оба государства находились в состоянии почти непрерывной конфронтации (вражды) с конца 1940-х до середины 1970-х гг., постоянно наращивая свой военный потенциал.  

Начало холодной войны принято отсчитывать от 1946 года, когда английский премьер министр Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь в американском городе Фултоне, в которой Советский Союз был назван главным врагом западных стран. Между СССР и западным миром опустился «железный занавес». В 1949 году был создан военный Североатлантический союз (НАТО). В блок НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Западная Германия, Канада, Италия и другие западные страны. В 1955 году Советский Союз основал организацию Варшавского договора. Кроме СССР, в нее вступили восточноевропейские страны, входившие в социалистический лагерь.

Одним из символов холодной войны стала расколотая надвое Германия. Граница между двумя лагерями (западным и социалистическим) проходила прямо по городу Берлину, и не символическая, а самая настоящая — в 1961 году город был разделен на две части Берлинской стеной.  

Несколько раз за время холодной войны СССР и США находились на грани войны. Самым острым моментом в этом противостоянии был Карибский кризис (1962 год). Советский Союз разместил свои ракеты на острове Кубе, ближайшем южном соседе США. В ответ Соединенные Штаты начали подготовку вторжения на Кубу, где уже находились советские военные базы и советники.  

Лишь личные переговоры президента США Дж. Кеннеди и руководителя СССР Н.С. Хрущева предотвратили катастрофу. Наличие у США и Советского Союза атомного оружия сдерживало правительства этих стран от начала настоящей «горячей» войны. В 1970-е годы начался процесс политики разрядки. СССР и США подписали очень важные договоры о нераспространении ядерного оружия, но напряженность между двумя странами сохранялась.

В 1979 году советское правительство ввело войска на территорию Афганистана.

Гонка вооружений поглощала огромные ресурсы обоих блоков. К началу 1980-х годов Советский Союз стал сильно проигрывать в соревновании двух систем. Социалистический лагерь все больше отставал от передовых капиталистических стран Запада.

Отрицательные последствия:

  1. Раскол мира на 2 системы.

  2. Создание военных блоков.

  3. Гонка вооружения. Подорвала экономику СССР и снизила конкурентоспособность американской экономики.

  4. Региональные конфликты. Страны «третьего мира» вовлечены были в арену региональных и локальных конфликтов.

  5. Раскол Германии на 2 государства.

  6. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР: поиск образа врага, нарушение гражданских прав и свобод. «Железный занавес» в СССР.

  7. «Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем.

Положительные стороны:

  1. В странах Запада были проведены социальные реформы с целью создания «государства благоденствия»- как барьер против проникновения идей коммунизма.

  2. Невиданные научные открытия. Стимулировала развитие ядерной физики, космических исследований, создала условия для мощного роста электроники и создания уникальных материалов.

  3. Соперничество двух сверхдержав благоприятно сказалось на восстановлении экономических и политических позиций Западной Германии и Японии.

  4. Облегчила народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость.

(Группы делают выводы).

Выводы: так короткий период сотрудничества СССР и США завершился переходом к их соперничеству - к «холодной войне». Она расколола мир на 2 системы, усилила милитаризм, гонка вооружения достигла невиданного уровня, прошлась по судьбам народов. Люди привыкли смотреть на внешний мир как на источник опасности.

«Холодная война» была результатом Второй Мировой войны, после которой остались 2 сверхдержавы, конфликт между ними был неизбежен.

Результатом работы учеников предполагается должен стать следующий опорный план-конспект:










Планируемые результаты: Опорный план-конспект «Холодная война»

«Холодная война» - это

1. враждебно-агрессивная политика держав по отношению друг к другу:

2. глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация в период 1946–1991 гг. между СССР и союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой;

3. мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения между ними.

Причины «холодной войны»

1. возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США;

2. неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической;

3. Запад опасался усиления СССР;

4. отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров;

5. после окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения.

Отрицательные последствия:

  1. Раскол мира на 2 системы.

  2. Создание военных блоков.

  3. Гонка вооружения. Подорвала экономику СССР и снизила конкурентоспособность американской экономики.

  4. Региональные конфликты. Страны «третьего мира» вовлечены были в арену региональных и локальных конфликтов.

  5. Раскол Германии на 2 государства.

  6. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР: поиск образа врага, нарушение гражданских прав и свобод. «Железный занавес» в СССР.

  7. «Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем.

Положительные стороны:

  1. В странах Запада были проведены социальные реформы с целью создания «государства благоденствия»- как барьер против проникновения идей коммунизма.

  2. Невиданные научные открытия. Стимулировала развитие ядерной физики, космических исследований, создала условия для мощного роста электроники и создания уникальных материалов.

  3. Соперничество двух сверхдержав благоприятно сказалось на восстановлении экономических и политических позиций Западной Германии и Японии.

  4. Облегчила народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость.

п.п

Дата

Событие

1946 г.

Речь бывшего премьер-министра Черчилля в городе Фултоне

1946 – 1991 гг.

Холодная война

1947г.

План Маршалла

1947 г.

Доктрина Трумэна

1949 г.

Распад Германии на ФРГ и ГДР

1948 г.

Разрыв отношений СССР с Югославией

1949 г.

Создание НАТО

1949 г.

Создание ядерного оружия в СССР

1953 – 1964 гг.

Годы правления Хрущева Н.С.

1953 г.

Водородная бомба в СССР

1955 г.

Организация Варшавского договора

1956 г.

Ввод советских войск в Венгрию

1961, 13 авг. – 1989г. 9 ноября

Берлинская стена

1962 г.

Карибский кризис

1963 г.

Подписание Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

1964 – 1982 гг.

Годы правления Брежнева Л.И.

1968г.

Ввод советских войск в Чехословакию

1968 г.

«Доктрина Брежнева»

1972 г.

Договор ОСВ-1

1975 г.

Хельсинское соглашение

1979 г.

Договор ОСВ-2

1979 – 1989 гг.

Война в Афганистане




Вывод: «Холодная война» была результатом Второй Мировой войны, после которой остались 2 сверхдержавы, конфликт между ними был неизбежен.

Словарь: «Холодная война», «железный занавес», биполярная система, НАТО, ОВД, ОСВ-1, ОСВ-2, «Доктрина Брежнева», разрядка

Опорный план конспект по теме «Холодная война» может быть представлен не только в Microsoft Office Word, но и в JPEG-рисунок (.jpg), что позволяет уменьшить или увеличить его размер, удобнее вклеить в тетрадь, уместить на одной странице и т.д.


И в заключение следует отметить, что любой метод, технология проведения уроков признаются прогрессивными, если они дают оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.

Вместе с тем, следует сказать, что структура современного урока истории не может быть аморфной, безликой, случайной. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!