МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.В.Фиагдон
Открытый урок в 7 классе
Тема урока: «Реформы Петра I»
Учитель истории
Джиоева Тамара Залимхановна
п.В.Фиагдон, 2014 г.
Тема: «Реформы Петра I»
Цели урока:
Формированию гуманистической и гражданской позиции
Основные понятия: абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния, Синод, аристократия.
Основные даты: 1711 г. –создание Правительствующего сената.
1718-1720 гг. – введение коллегий.
1722 г. – принят Табель о рангах.
1708 г. – областная реформа.
Оборудование: учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России конец XVI – XVIIIв.», презентация к уроку.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
1.Назовите причины Северной войны.
2.Расскажите о начале войны. Какие уроки извлек Петр?
3.Пользуясь картой, назовите основные сражения Северной войны.
4.Каково значение Северной войны для России?
Выполнить задания в рабочей тетради: задание 1, задание2, задание 3.
3.Изучение новой темы:
План:
Реорганизация армии
Реформа центрального управления
Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
Изменения в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Церковная реформа
Значение преобразований.
1. Вспомните, чем можно объяснить успехи России в Северной войне?
1.Реорганизация армии, создание постоянной армии, сформированной на основе рекрутской повинности и военно-морского флота.
2.Создание военной экономики. Открытие военных учебных заведений.
Вывод : т. е. проведение военной реформы.
Петром I было проведено реформирование государственного управления страной, произошло изменение государственной власти по западному образцу, оформилась абсолютная монархия.
Что такое абсолютизм? Прочитать определение на стр.136.
Какие изменения государственной власти говорят о складывании абсолютной монархии в России?
Схема управления России в первой четверти XVIII в. Какие произошли изменения?
2.Еще до начала Северной войны в 1699 году Петр заменил Боярскую думу Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
В 1711году, отправляясь в Прутский поход, царь учредил Сенат, получивший название Правительствующий. Высший законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Состоял из 9 человек, назначаемых царем из особо доверенных лиц.
Над Сенатом был установлен контроль: в 1722г. учреждена должность генерал- прокурора. Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору.
Реформа 1718-1720гг громоздкие и неповоротливые приказы были заменены новыми учреждениями – коллегиями.
Работа с учебником стр.129-130.
Коллегии имели четкое разграничение функций и занимались вопросами государственного управления в пределах всей страны. Во главе коллегии стоял президент, при нем находились советники. Обсуждение дел проводилось сообща, «коллегиально».
Особое место в системе гос.учреждений занимали ведомства политического сыска. Сначала Преображенский приказ, а позже Тайная канцелярия, занимались делами о государственных преступлениях и находились в ведении самого императора.
Задание 3 в рабочей тетради. Используя учебник (п.1,2) заполните пропуски в тексте.
Вместо Боярской думы был образован __________________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11 ___________________ работа которых была более эффективной.
3. Вспомните, каким было территориальное деление России и управление на местах в XVIIв ?
Страна делилась на уезды, во главе которых стояли назначаемые царем воеводы, обладавшие военной, административной и судебной властью.
В 1708 г. для усиления местного аппарата власти страна была проведена областная реформа. В чем ее суть посмотрим по учебнику стр. 1130-131.
Петр реформировал местное самоуправление на шведский манер: деление губерний на провинции, которые, в свою очередь, делились на дистрикты, соответствовавшие уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались Камер-коллегией.
По западноевропейскому образцу была проведена городская реформа.
Работа с учебником стр. 131.
- Как вы считаете, кому принадлежала главная роль в городских органах власти?
Новые органы городского самоуправления – магистраты – состояли из представителей 1-й гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, а он подчинялся Сенату.
4. Работа с документом стр.135.
- В чем смысл документа?
Указ приравнивал поместье к вотчине. Разрешалось передавать земельное владение только одному наследнику, а остальные должны были жить на жалование за службу.
В 1722 году принят Табель о рангах.
Старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Возможность получить дворянский титул за службу, не зависимо от происхождения.
5. Превращение церкви в государственное учреждение, полностью подчиненное высшей светской власти. Упразднение патриаршества. Управление делами церкви передано Святейшему Синоду. Деятельность Синода под контролем обер-прокурора – гражданского человека, назначаемого царем. Назначение в Синод осуществлялось царем, а решения им утверждались, т.е. император стал фактически главой Русской православной церкви.
6. Работа уч-ся с учебником стр.133-134. Прочитать п.7. выписать в тетрадь значение петровских преобразований.
Укрепление безопасности страны
Реформы поставили Россию в ряд великих держав.
Стерты различия в положении боярства и дворянства.
Усовершенствована система местного управления.
Впервые введены выборные начала в управлении городами.
Церковь превратилась в государственный орган власти.
Многочисленное население России осталось бесправным.
4.Закрепление материала: Работа с новыми терминами . Задание 3 ЕГЭ.
Ниже приведен список терминов. Все они , за исключением одного, относятся к преобразовательной деятельности Петра I.
Коллегия; 2) ассамблея; 3) посессионная мануфактура; 4) рекрут; 5) губерния; 6)местничество.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
5.Рефлексия
6.Задание на дом: параграф 15. Задание1,2, 5 в рабочих тетрадях.