СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории, тема:"Реформа Петра 1"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

·        Обучающие:  охарактеризовать модернизацию государственной системы России. Предпосылки и значение преобразований.

·         Развивающие:  продолжать формирование умения сравнивать новое государственное устройство с допетровским и с государственными системами стран Западной Европы. Развивать умения работать  с текстом учебника, с документом.

·        Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому, Формированию гуманистической и гражданской позиции

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории, тема:"Реформа Петра 1"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.В.Фиагдон









Открытый урок в 7 классе

Тема урока: «Реформы Петра I»



Учитель истории

Джиоева Тамара Залимхановна







п.В.Фиагдон, 2014 г.

Тема: «Реформы Петра I»

Цели урока:

  • Обучающие:  охарактеризовать модернизацию государственной системы России. Предпосылки и значение преобразований.

  •  Развивающие:  продолжать формирование умения сравнивать новое государственное устройство с допетровским и с государственными системами стран Западной Европы. Развивать умения работать  с текстом учебника, с документом.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому,

                                  Формированию гуманистической и гражданской позиции


Основные понятия: абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния, Синод, аристократия.

Основные даты: 1711 г. –создание Правительствующего сената.

1718-1720 гг. – введение коллегий.

1722 г. – принят Табель о рангах.

1708 г. – областная реформа.

Оборудование: учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России конец XVI – XVIIIв.», презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

1.Назовите причины Северной войны.

2.Расскажите о начале войны. Какие уроки извлек Петр?

3.Пользуясь картой, назовите основные сражения Северной войны.

4.Каково значение Северной войны для России?


Выполнить задания в рабочей тетради: задание 1, задание2, задание 3.

3.Изучение новой темы:

        План:

  1. Реорганизация армии

  2. Реформа центрального управления

  3. Реформа территориального деления России и органов власти на местах.

  4. Изменения в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

  5. Церковная реформа

  6. Значение преобразований.



1. Вспомните, чем можно объяснить успехи России в Северной войне?



1.Реорганизация армии, создание постоянной армии, сформированной на основе рекрутской повинности и военно-морского флота.

2.Создание военной экономики. Открытие военных учебных заведений.

Вывод : т. е. проведение военной реформы.



 Петром I было проведено реформирование государственного управления страной, произошло изменение государственной власти по западному образцу, оформилась абсолютная монархия.

Что такое абсолютизм? Прочитать определение на стр.136.



Какие изменения государственной власти говорят о складывании абсолютной монархии в России?

Схема управления России в первой четверти XVIII в. Какие произошли изменения?



2.Еще до начала Северной войны в 1699 году Петр заменил Боярскую думу Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

       В 1711году, отправляясь в Прутский поход, царь учредил Сенат, получивший название Правительствующий. Высший законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Состоял из 9 человек, назначаемых царем из особо доверенных лиц.

        Над Сенатом был установлен контроль: в 1722г. учреждена должность генерал- прокурора.  Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору.

         Реформа 1718-1720гг громоздкие и неповоротливые приказы были заменены новыми учреждениями – коллегиями.

Работа с учебником стр.129-130.

          Коллегии имели четкое разграничение функций и занимались вопросами государственного управления в пределах всей страны. Во главе коллегии стоял президент, при нем находились советники. Обсуждение дел проводилось сообща, «коллегиально».

         Особое место в системе гос.учреждений занимали ведомства политического сыска. Сначала Преображенский приказ, а позже Тайная канцелярия, занимались делами о государственных преступлениях и находились в ведении самого императора.



Задание 3 в рабочей тетради. Используя учебник (п.1,2) заполните пропуски в тексте.

    1. Вместо Боярской думы был образован __________________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

    2. Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11 ___________________ работа которых была более эффективной.



3. Вспомните, каким было территориальное деление России и управление на местах в XVIIв ?

Страна делилась на уезды, во главе которых стояли назначаемые царем воеводы, обладавшие военной, административной и судебной властью.

          В 1708 г. для усиления местного аппарата власти страна была проведена областная реформа. В чем ее суть посмотрим по учебнику стр. 1130-131.

Петр реформировал местное самоуправление на шведский манер:  деление губерний на провинции, которые,  в свою очередь,  делились на дистрикты, соответствовавшие уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались Камер-коллегией.

           По западноевропейскому  образцу была проведена городская реформа.

Работа с учебником стр. 131.

        - Как вы считаете, кому принадлежала главная роль в городских органах власти?

Новые органы городского самоуправления – магистраты – состояли из представителей 1-й гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, а он подчинялся Сенату.



4. Работа с документом стр.135.

- В чем смысл документа?

Указ приравнивал поместье к вотчине. Разрешалось передавать земельное владение только одному наследнику, а остальные должны были жить на жалование за службу.

В 1722 году  принят Табель о рангах.

Старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Возможность получить дворянский титул за службу, не зависимо от происхождения.



5.   Превращение церкви в государственное учреждение, полностью подчиненное высшей светской власти. Упразднение патриаршества. Управление делами церкви передано Святейшему Синоду. Деятельность Синода под контролем обер-прокурора – гражданского человека, назначаемого  царем. Назначение в Синод осуществлялось царем, а решения им утверждались, т.е. император стал фактически главой Русской православной церкви.

6. Работа уч-ся с учебником стр.133-134. Прочитать п.7. выписать в тетрадь значение петровских преобразований.

  1. Укрепление безопасности  страны

  2. Реформы поставили Россию в ряд великих держав.

  3. Стерты различия в положении боярства и дворянства.

  4. Усовершенствована система местного управления.

  5. Впервые введены выборные начала в управлении городами.

  6. Церковь превратилась в государственный орган власти.

  7. Многочисленное население России осталось бесправным.


4.Закрепление материала: Работа с новыми терминами . Задание 3 ЕГЭ.


Ниже приведен список терминов. Все они , за исключением одного, относятся к преобразовательной деятельности Петра I.

  1. Коллегия; 2) ассамблея; 3) посессионная мануфактура; 4) рекрут; 5) губерния; 6)местничество.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.


5.Рефлексия


6.Задание на дом: параграф 15. Задание1,2, 5 в рабочих тетрадях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!