СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока химии на тему "Химические реакции.Условия и признаки протекания химических реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок занимает центральное место в блоке "Изменения,происходящие с веществами".Он может быть реализован как в середине изучения темы,так и при подготовке к контрольной работе в конце темы.Отдельные слайды презентации можно использовать при изучении всех ключевых вопросов этого блока,а также во внеурочной деятельности.Для проведения урока необходим компьютерный класс с интерактивной доской.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии на тему "Химические реакции.Условия и признаки протекания химических реакций"»












Методическая разработка

урока на тему:Химические реакции. Условия

и признаки протекания химических реакций.

Пояснительная записка

урока в 8 классе по теме «Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций

Данный урок занимает центральное положение в блоке «Изменения, происходящие с веществами». Он может быть реализован как в середине изучения темы, так и при подготовке к контрольной работе в конце темы. Отдельные элементы презентации можно применять при изучении всех ключевых вопросов этого блока.Для проведения целого урока необходим компьютерный класс

Раздел

Изменения, происходящие с веществами

Тема изучения

Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.

Цели

Формирование

  • представления о сущности химических явлений с позиций атомно-молекулярного учения;

  • навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента;

Основное содержание темы


Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения.

Признаки и условия протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций.

Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.Составление уравнений химических реакций.

Термины и понятия

Химическая реакция; признаки и условия возникновения и течения реакций; экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект, термохимическое уравнение; химическое уравнение; коэффициент, индекс.

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

  • Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

  • Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки


Познавательные УУД:

  • Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента.

  • Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

  • Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул химических процессов (в виде уравнений реакций).

Регулятивные УУД:

  • Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

  • Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

  • Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

  • Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками

  • Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

  • Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

  • Описывать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

  • Классифицировать химические реакции.

  • Актуализировать знания о признаках химических реакций.




Тема урока: Химические реакции. Условия и признаки протекания химических реакций.

Цель урока:способствовать формированию знаний учащихся об отличии физических явлений от химических реакций,изучить на практике условия и признаки химических реакций.

Задачи урока:

  • обучающая: содействовать формированию различий между физическими и химическими явлениями; повторить признаки и условия протекания химических реакций; дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту;

  • развивающая: развивать навыки вести сравнительный анализ, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

  • воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире, воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

Методы, приемы работы: Метод словесной передачи информации, слухового и зрительного восприятия информации (беседа, рассказ, презентация), демонстрация опытов, самостоятельная работа.

Оснащение урока: презентация «Химические реакции», опорный план-конспект, компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь.

Оборудование и реактивы. Лабораторный штатив с пробирками, пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, тигельные щипцы, растворы хлорида железа FeCL3, роданида калия KNCS, медного купороса (сульфат меди) CuSO4, гидрооксида натрия NaOH, соляной кислоты  HCL; карбоната кальция СаCO3, порошок железа, порошок серы S, магниевая лента, нитрат аммония.

Интеграция: физика

Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум

Литература:

  1. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений  Москва  “Дрофа”, 2014 г.

  2. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: поурочные разработки. – М.: ДРОФА, 2004

  3. О.С. Габриелян., А.В. Яшукова. Химия. 8-9 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008

  4. Е.В. Савинкина. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс. – М.: Экзамен, 2010

  5. Интернет ресурсы.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции».

I. Этап «Актуализация знаний и постановка цели урока»

На прошлых уроках мы изучали основные классы неорганических веществ. Рассмотрели их классификацию, состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.Презентация

Мы приступаем к изучению новой главы “Изменения, происходящие с веществами”. При изучении новой темы:

  • определим – сущность физических и химических явлений;

  • выявим – признаки химических реакций;

  • отметим – условия протекания реакций;

  • познакомимся – с  видами химических реакций.

Сегодня на уроке, используя опорный план – конспект и имеющиеся у вас знания из курса физики, отметим отличия физических явлений от химических реакций, признаки и условия протекания реакций и дадим первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.

Человек, и все, что его окружает – живая и неживая природа непрерывно изменяются. Вся живая и неживая природа состоит из веществ. Изменения, происходящие с веществами, называются явлениями.

– А как классифицируются явления? (Явления делятся на физические и химические).

В чём отличие химического явления от физического? (В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления  состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел).

Учащиеся выполняют задание, а затем осуществляют взаимопроверку (работа в парах)

Задание. Укажите, о каких явлениях (физических  или химических)  идет речь:

  1. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.

  2. Приготовление порошка из куска мела.

  3. Скисание молока.

  4. Ковка меча.

  5. Гашение чайной соды уксусом.

  6. Вытягивание алюминиевой проволоки.

  7. Таяние снега.

  8. Образование ржавчины.

  9. Горение дров.

  10. Растворение сахара в чае.

  11. Гниение растительных остатков.

  12. Горение угля.

  13. Образование инея на деревьях.

  14. Замерзание воды.

  15. Протухание яйца.

Проверь себя (на слайде высвечиваются правильные ответы).

С физическими явлениями вы знакомились при очистке и получении чистых химических веществ.

– Какими способами можно получать чистые химические вещества?

  1. Дистилляция или перегонка.

  2. Кристаллизация.

  3. Выпаривание.

  4. Фильтрование.

  5. Возгонка или сублимация.

  6. Отстаивание.

  7. Центрифугирование.

Предложите способы разделения следующих смесей?

а) соль и вода,
б) бензин и вода,
в) чаинки и кипяток,

(а – выпаривание, кристаллизация, б – отстаивание, в – фильтрование) 

Со способами разделения смесей мы часто встречаемся в повседневной жизни. Например, фильтрование – это основа работы бытовой техники (пылесосов). Его используют хирурги (марлевые повязки на операциях), домохозяйки процеживают молоко, работниками  очистных сооружений очищают питьевую воду и т.д. Но не только физические явления стоят на службе человека, происходит вокруг масса и других явлений, при которых из одних веществ образуются другие, новые вещества. Такие явления называются химическими. Их еще называют химическими реакциями.

Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций-в нашем желудке, когда мы едим,в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля.

Но как определить, происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества.Превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями.

Как называются эти изменения?(Ответы детей: Эти изменения называются признаки).

Какова же тема нашего урока?

Дети формулируют тему урока: «Химические реакции. Признаки химических реакций»

(Запишите себе в тетрадь)

II. Этап «Изучение нового материала»

Нам сегодня предстоит выяснить, какие внешние признаки сопровождают химические реакции?

Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я покажу ряд видеоопытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция. Обратите внимание на то,  какие условия необходимы для протекания этих химических реакций.(В ходе демонстрации опытов, учащиеся отмечают признаки и условия протекания реакций в опорном плане-конспекте)

Опыт №1(просмотр видео)

В первом опыте нужно выяснить,  что происходит с хлоридом железа (III) при добавлении к нему раствора роданида калия  KNCS (реакция сопровождается изменением окраски).

Опыт №2

В пробирку нальем 2 мл медного купороса, добавим немного раствора гидрооксида натрия (выпадает осадок голубого цвета Cu(OH)2).

Опыт №3

К полученному раствору Cu(OH)2vдобавим раствор кислоты HCL (осадок растворяется).

Опыт №4

В пробирку с раствором карбоната кальция прильём раствор соляной кислоты HCL и выделяемый газ пропустим через раствор гидроксида кальция (выделяется газ, а раствор мутнеет).

Физкультминутка.

Опыт №5(просмотр видео)

Горение магниевой ленты (выделяется тепло и свет).

Опыт №6(просмотр видео)

Нагревание смеси серы и железа.

Самостоятельное изучение классификации реакций по тепловому эффекту, используя учебник.

Рассмотрим классификацию реакций по тепловому эффекту. Откройте учебник стр. 157.

Этап первичной проверки понимания классификации реакций по тепловому эффекту.

Как классифицируют реакции по тепловому эффекту?

(Реакции,идущие с выделением теплоты и света называются реакциями горения. Реакции горения это частный случай большой группы химических реакций, идущих с выделением теплоты.

Но есть реакции, которым для их протекания необходимо теплота.

В связи с этим реакции можно разделить на экзотермические и эндотермические)

Опыт №7 (просмотр видео)

Растворение веществ с выделением теплоты.

Опыт №8 (просмотр видео)

Растворение веществ с поглощением теплоты.

Теперь, ребята, сделайте вывод: каковы признаки протекания химических реакций

Учащиеся перечисляют:

1) Изменение окраски
2) Появление запаха
3) Образование осадка
4) Растворение осадка
5) Выделение газа
6) Выделение или поглощение теплоты, иногда света

 И наконец, давайте выясним вопрос – какие условия необходимы для того чтобы прошла химическая реакция?

  1. Соприкосновение (измельчение, перемешивание)

  2. Нагревание

  3. Действие электрического тока, света.

III. Этап «Закрепление нового материала»

Проверь свои знания (учащиеся самостоятельно выполняют предложенные задания, а затем на слайде появляются правильные ответы).

Задание 1. К экзотермическим реакциям относятся:

А) ржавление железа

Б) разложение мела при нагревании

В) горение природного газа

Г) окисление питательных веществ в живом организме

Задание 2. Закончите фразу: “В отличие от экзотермических реакций, для эндотермических необходимым условием является…”

Задание 3. Для наиболее эффективного осуществления реакции горения твердого топлива необходимо:

А) брать крупные куски топлива
Б) измельчить топливо
В) обеспечить доступ воздуха

Г) ограничить доступ воздуха
Д) обеспечить постоянное нагревание
Е) Нагреть для начала реакции

IV этап. Рефлексия.

  1. Сегодня я понял …

  2. Теперь я могу…

  3. Я приобрел….

  4. Меня удивило …

  5. Я попробую …

  6. Мне захотелось…

V этап. Домашнее задание.

  • Прочитать § 27,выполнить упражнения 1-6;

  • творческое задание: найти стихи, загадки, пословицы о химических и физических явлениях;

  • подготовиться к практической работе стр. 207-208.

Подведение итогов урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!