Муниципальное казенное образовательное учреждение
Гремяченская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
«Христианская семья»
(возраст детей 9-10лет)
Тараканова Оксана Викторовна
учитель ОПК
2016г.
Тема урока: «Христианская семья»
Класс: 5 класс
Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала
по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Цель: формирование осознанного отношения к семье, раскрытие особенности христианской семьи, как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи:
Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность православной семьи;
Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Формирование УУД
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.
Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, ромашки, звукозапись.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится. Улыбнитесь друг другу, и подарите улыбки окружающим.
- И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Каждый из вас занял место в соответствии с цветом сердечка на столе.
- Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока, после того как прослушаете интересную притчу.
«Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи
- Назовите главную мысль данной притчи! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни).
III. Сообщение темы урока. Формулировка целей
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – христианская семья).
- Какие вопросы мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке? ( Что такое семья?)
- Как вы думаете, на чём держится семья, что является основой? (Семейные ценности)
- Какой будет следующий вопрос для рассмотрения? (Каковы ценности христианской семьи?)
- Ребята, а для чего нужны вам эти знания? Ответьте на вопрос "Надо?"(это важно знать, чтобы правильно построить, прожить свою жизнь, т.к. смысл жизни православного человека на Земле - в жизни Вечной)
- Ответьте на вопрос "Могу?" Как вы сможете использовать полученные знания в своей жизни? (смогу помогать родителям, ухаживать, заботиться, создать свою православную семью)
- А на вопрос "Хочу" вы ответите в конце урока.
IV. Актуализация имеющихся знаний по теме.
- Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
- Как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей)
V. Изучение нового материала.
- Обратимся к научным источникам и узнаем, как раскрывается понятие "Семья" в различных источниках.
1. Работа в группах.
1 группа
Предложить обратиться к толковому словарю Ожегова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений).
2 группа
- Прочитайте в учебнике с. 86 определение слова семья.
(Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради нее).
3 группа
Предложить обратиться к словарю Ушакова. (Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе).
- Какой сделаем вывод? (Все определения взаимодополняемы).
2. - А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”).
- И тогда оно как будто говорит нам: “Семья – это семеро таких же, как я”.
- Что это значит? (В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия).
3. - Перенесемся в глубь веков. Сейчас мы прослушаем одно удивительное стихотворение и увидим, какие основные ценности даровал христианской семье сам Господь Бог. (ученик)
Как появилось слово «семья»?
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
-Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
- Скажите, с какими словами Адам обращался к Еве, как он ее называл? (богиня, царица, о радость моя, подруга моя..)
- А, как Ева отвечала? (тихонько, покорно).
- Какая основная мысль стихотворения? (Отношения между мужем и женой)
- Так, какие основные ценности заложены были первоначально? (Любовь, Уважение)
- И это все не случайно, Господь все продумал, именно такой он создал христианскую семью как образец для подражания.
4. - Но есть ещё одна тайна у этого слова, если убрать "Ь", оно происходит от слова «семя».
- Что обозначает слово «семя»? (ответ детей)
(Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья).
5. Работа в группах.
- Назовите главные ценности христианской семьи. (работа с притчами)
1 группа « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано 100 раз одно и тоже слово…
« ПОНИМАНИЕ».
2 группа «Как появилась дружная семья».
Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но между ними не было согласия. Устали они от ссор и раздоров и обратились к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал их и сказал, что никто не научит их жить счастливо, пока они сами не поймут, что им нужно для счастья. И тогда они написали качества, которые им необходимы, чтобы семья была дружной:
УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА , ЛЮБОВЬ.
3 группа. «Любовью весь мир держится».
Ни одна семья невозможна, если нет любви. Но как понять «держится любовью»? Любовь точно невидимый клей соединяет сердца, держит их вместе крепко-крепко. А как отличить настоящую любовь, как не обмануться?
Настоящая любовь такая сказал Апостол Павел:
«ЛЮБОВЬ ДОЛГО ТЕРПИТ, МИЛОСЕРДСТВУЕТ, НЕ ЗАВИДУЕТ, НЕ ГОРДИТСЯ, НЕ РАЗДРАЖАЕТСЯ, НЕ РАДУЕТСЯ НЕПРАВДЕ, ВСЁ ИЗВИНЯЕТ, ВСЕМУ ВЕРИТ, НА ВСЕ НАДЕЕТСЯ, ВСЁ ПЕРЕНОСИТ».
Вывод: Любовь в православной семье именно такая.
6. - Сейчас Диана расскажет нам об одном удивительном таинстве православной церкви, которое совершается при рождении православной семьи.
(Сам Господь Бог благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь).
7. - Ребята, мы с вами счастливые люди, потому что в нашей стране были и есть истинно православные семьи, с которых мы можем брать пример.
( Живым примером семейной святости стала для русского народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их святыми детьми, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи).
- Подробнее с житием этой семьи мы ознакомимся на других наших уроках.
- А сейчас еще об одной очень важной семье, семье святых.
- Почему именно эта семья является символом любви и верности? (Согласно легенде, князь Пётр полюбил крестьянку Февронию. Пётр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в один день и час. Так в России появился новый праздник – День супружеской любви и семейного счастья, который отмечается 8 июля в День покровителей этой супружеской пары).
8. Притча “Четыре свечи” (обыгрываем).
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.
И огонёк свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
— Я — Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.
Третья свеча опечалилась:
— Я — Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.
Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.
Четвёртая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.
С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ.
- Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, которая зажжет Веру, Мир и Любовь !!!
VI. Рефлексия.
- Я думаю, вы уже догадались, какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)
-Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка - это ваша семья. Ответьте на третий вопрос "Хочу" Какой вы хотели бы видеть свою семью в будущем? Что для вас является главной христианской ценностью? Напишите это на лепестках ромашки. (индивидуальная работа)
-Ребята, а кто хочет нам прочитать, что у вас получилось? (первые пять человек выходят к доске, читают)
Итог.
- Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…»