СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Христианская семья»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Христианская семья»

Класс: 5 класс

Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала

                     по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Цель: формирование осознанного отношения к семье, раскрытие особенности христианской семьи, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи:

  1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
  2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность православной семьи;
  3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Христианская семья»»



Муниципальное казенное образовательное учреждение

Гремяченская средняя общеобразовательная школа

























Методическая разработка урока

«Христианская семья»





(возраст детей 9-10лет)





















Тараканова Оксана Викторовна

учитель ОПК



















2016г.


Тема урока: «Христианская семья»

Класс: 5 класс

Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Цель: формирование осознанного отношения к семье, раскрытие особенности христианской семьи, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи:

  1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

  2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность православной семьи;

  3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Формирование УУД

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, ромашки, звукозапись.


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится. Улыбнитесь друг другу, и подарите улыбки окружающим.

- И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Каждый из вас занял место в соответствии с цветом сердечка на столе.

- Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока, после того как прослушаете интересную притчу.

«Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи

- Назовите главную мысль данной притчи! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни).

III. Сообщение темы урока. Формулировка целей

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – христианская семья).

- Какие вопросы мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке? ( Что такое семья?)

- Как вы думаете, на чём держится семья, что является основой? (Семейные ценности)

- Какой будет следующий вопрос для рассмотрения? (Каковы ценности христианской семьи?)

- Ребята, а для чего нужны вам эти знания? Ответьте на вопрос "Надо?"(это важно знать, чтобы правильно построить, прожить свою жизнь, т.к. смысл жизни православного человека на Земле - в жизни Вечной)

- Ответьте на вопрос "Могу?" Как вы сможете использовать полученные знания в своей жизни? (смогу помогать родителям, ухаживать, заботиться, создать свою православную семью)

- А на вопрос "Хочу" вы ответите в конце урока.

IV. Актуализация имеющихся знаний по теме.

- Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

- Как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей)

V. Изучение нового материала.

- Обратимся к научным источникам и узнаем, как раскрывается понятие "Семья" в различных источниках.

1. Работа в группах.
1 группа
Предложить обратиться к толковому словарю Ожегова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений).

2 группа
- Прочитайте в учебнике с. 86 определение слова семья. 
(Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради нее). 
3 группа

Предложить обратиться к словарю Ушакова. (Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе).

- Какой сделаем вывод? (Все определения взаимодополняемы).


2. - А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”).

- И тогда оно как будто говорит нам: “Семья – это семеро таких же, как я”.

- Что это значит? (В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия).


3. - Перенесемся в глубь веков. Сейчас мы прослушаем одно удивительное стихотворение и увидим, какие основные ценности даровал христианской семье сам Господь Бог. (ученик)

Как появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

- Скажите, с какими словами Адам обращался к Еве, как он ее называл? (богиня, царица, о радость моя, подруга моя..)

- А, как Ева отвечала? (тихонько, покорно).

- Какая основная мысль стихотворения? (Отношения между мужем и женой)

- Так, какие основные ценности заложены были первоначально? (Любовь, Уважение)

- И это все не случайно, Господь все продумал, именно такой он создал христианскую семью как образец для подражания.



4.  - Но есть ещё одна тайна у этого слова, если убрать "Ь", оно происходит от слова  «семя».

- Что обозначает слово «семя»? (ответ детей)

(Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья).  


5. Работа в группах.

- Назовите главные ценности христианской семьи. (работа с притчами)

1 группа « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано 100 раз одно и тоже слово…

« ПОНИМАНИЕ».

2 группа «Как появилась дружная семья».

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но между ними не было согласия. Устали они от ссор и раздоров и обратились к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал их и сказал, что никто не научит их жить счастливо, пока они сами не поймут, что им нужно для счастья. И тогда они написали качества, которые им необходимы, чтобы семья была дружной:

УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА , ЛЮБОВЬ.

3 группа. «Любовью весь мир держится».

Ни одна семья невозможна, если нет любви. Но как понять «держится любовью»? Любовь точно невидимый клей соединяет сердца, держит их вместе крепко-крепко. А как отличить настоящую любовь, как не обмануться?

Настоящая любовь такая сказал Апостол Павел:

«ЛЮБОВЬ ДОЛГО ТЕРПИТ, МИЛОСЕРДСТВУЕТ, НЕ ЗАВИДУЕТ, НЕ ГОРДИТСЯ, НЕ РАЗДРАЖАЕТСЯ, НЕ РАДУЕТСЯ НЕПРАВДЕ, ВСЁ ИЗВИНЯЕТ, ВСЕМУ ВЕРИТ, НА ВСЕ НАДЕЕТСЯ, ВСЁ ПЕРЕНОСИТ».


Вывод: Любовь в православной семье именно такая.

6. - Сейчас Диана расскажет нам об одном удивительном таинстве православной церкви, которое совершается при рождении православной семьи.

(Сам Господь Бог благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь).


7. - Ребята, мы с вами счастливые люди, потому что в нашей стране были и есть истинно православные семьи, с которых мы можем брать пример.

( Живым примером семейной святости стала для русского народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их святыми детьми, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи).

- Подробнее с житием этой семьи мы ознакомимся на других наших уроках.

- А сейчас еще об одной очень важной семье, семье святых.

- Почему именно эта семья является символом любви и верности? (Согласно легенде, князь Пётр полюбил крестьянку Февронию. Пётр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в один день и час. Так в России появился новый праздник – День супружеской любви и семейного счастья, который отмечается 8 июля в День покровителей этой супружеской пары).


8. Притча “Четыре свечи” (обыгрываем).

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

— Я — Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.

И огонёк свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

— Я — Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.

Третья свеча опечалилась:

— Я — Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:

— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ.

- Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, которая зажжет Веру, Мир и Любовь !!!


VI. Рефлексия.

- Я думаю, вы уже догадались, какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)

-Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка - это ваша семья. Ответьте на третий вопрос "Хочу" Какой вы хотели бы видеть свою семью в будущем? Что для вас является главной христианской ценностью? Напишите это на лепестках ромашки. (индивидуальная работа)

-Ребята, а кто хочет нам прочитать, что у вас получилось? (первые пять человек выходят к доске, читают)

Итог.

- Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!