СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке дается материал о крупнейших музеях изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»







Методическая разработка урока

«Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

(III четверть, 7 класс)











Разработал: Воробьева Галина Владимировна,

учитель изобразительного искусства.









































Г. Новокузнецк, 2017 год

Тема: «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре».

Цели:

  1. Сформировать представление о художественных музеях и их типах.

  2. Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России.

  3. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства.

  4. Развивать ассоциативно – образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное.

Оборудование и материалы: презентация «Крупнейшие музеи изобразительного искусства», репродукции картин художников, поисковые работы учащихся.

Тип урока: урок – экскурсия.

План урока.

  1. Беседа об истории возникновения музейного искусства.

  2. Выступление учащихся с результатами поисковой работы.

  3. Систематизация полученных знаний путем заполнения таблицы.

  4. Подведение итогов.

Ход урока.

- У верховного бога древних греков Зевса было девять дочерей. Греки называли их музами и считали покровительницами наук.

Слово «музей» происходит от греческого слова «мусейон» - священная роща или храм муз. В Древней Греции под понятием «музей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование термина (лат. museum - место ведения философских дискуссий) и в римской культуре. Однако в эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия: академия, лицей, кабинет, союз, посвященный музам. Музеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Здесь проводились философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. Постепенно в музеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением, скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей. Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции накапливались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Для храмов стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества: статуи, вазы, одеяния, ткани, драгоценности, ювелирные изделия, картины, скульптурные изображения людей, животных и богов, инструменты для разнообразных ремесел, жезлы, луки, мечи, шлемы, монеты, мебель, изделия из драгоценных камней, слитки золота и серебра и многое другое. В древнегреческих храмовых собраниях хранились и кости гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости.

Олимпийские празднества, посвященные Зевсу привлекали огромное число паломников, непременно совершавших приношения богам, и прежде всего Зевсу. Гости посещали храмы, знакомились с различными памятниками, окутанными древними легендами, а также выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Участники, гости, победители соревнований, паломники жертвовали что-либо храму в соответствии со своими возможностями.

Но само понятие «музей» появилось гораздо позже – в эпоху Возрождения (XV в.). С тех пор музеями стали называть учреждения и здания, где хранятся выдающиеся произведения искусства или памятники истории и культуры, а с XVII в. картины стали группировать по национальным школам, мастерским и странам. У музеев России тоже есть своя история. В России в XI в. самой крупнейшей коллекцией произведений древнерусской живописи и декоративно – прикладного искусства располагала Троице – Сергиева Лавра. В XVI в. начала создаваться коллекция Оружейной палаты в Московском Кремле. Первым публичным музеем стала Кунсткамера в Петербурге, созданная в 1714 году по инициативе императора Петра I. Важнейшей вехой в истории отечественных музеев явилось основание крупнейшего в мире музея русского искусства – Третьяковской галереи в Москве в 1856 г. Художественные музеи можно разделить на два типа: музеи национального искусства и музеи зарубежного искусства.

- Послушаем ваши сообщения о знаменитых музеях мира.

Кунсткамера. В переводе с немецкого означает «Палата редкостей». Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру Санкт-Петербурга. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры Санкт-Петербурга и сегодня можно увидеть в экспозиции. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания.

Основу собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге составили личные коллекции Петра Первого. В 1830-х гг. из Кунсткамеры в Санкт-Петербурге образовалось семь самостоятельных музеев. В 1879 г. два из них - Этнографический и Анатомический - были объединены в экспозицию антропологии и этнографии, который с 1903 г. носит имя Петра Великого.

Экспозиция музея повествует о происхождении человека и человеческих рас, об основных этапах развития первобытного общества и культурных традициях народов мира. В залах представлены произведения декоративно-прикладного искусства Японии, Китая, Монголии, Кореи, Индии, Индокитая, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, макеты традиционных жилищ, предметы домашнего и хозяйственного уклада, ремесленные изделия, материалы, рассказывающие об обычая и верованиях народов Африки, Азии, Австралии, Океании, Северной и Южной Америки. Музей хранит единственную в мире коллекцию головных уборов, американских амулетов и одежду индейцев. На втором этаже мы попадаем в мир памятников письменности острова Пасхи. Перед нами открывается жизнь всех обитаемых континентов земли. В зале третьего этажа и в башне находится музей Михаила Васильевича Ломоносова.

Эрмитаж. Современный Эрмитаж занимает пять зданий, в которых 400 экспозиционных залов. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по другим данным их было лишь 225). Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван БабюренХендрик ван БаленРембрандт ван РейнПитер Пауль РубенсЯкоб ЙордансАнтонис ван ДейкХендрик ГольциусФранс ХальсЯн СтенГеррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто . В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, чему во второй половине столетия способствовала деятельность великого искусствоведа и учёного Андрея Ивановича Сомова, титаническим трудом которого были исследованы и каталогизированы произведения живописи и рисунков проведена работа по пополнению фондов благодаря дарению и закупки у отечественных коллекционеров и некоторых музеев. Результатом работы Сомова А. И. стал изданный им «Каталог Картинной галереи Эрмитажа» итальянской и испанской живописи. Приказом по Министерству Императорского Двора он был назначен старшим хранителем по отделу картин, рисунков и гравюр Императорского Эрмитажа. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Таким образом Эрмитаж стал центром русского искусствознания и пришла новая эра в жизни Эрмитажа.

В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи —  «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи«Юдифь» Джорджоне«Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо«Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин РубенсаРембрандтаВан ДейкаПуссенаТицианаВеронезеКлода Лоррена и других.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, второе по значению в России (после Эрмитажа в Санкт-Петербурге) собрание зарубежного изобразительного искусства. Создан по инициативе профессора И.В. Цветаева на основе Кабинета изящных искусств Московского университета как Музей слепков; до 1937 именовался Музеем изящных искусств. Первоначально в коллекцию музея входили слепки с выдающихся произведений античной и западноевропейской скульптуры, уникальное, составленное историком В.С. Голенищевым, собрание памятников искусства Древнего Египта, произведения европейской живописи, ценное собрание античных ваз и монет. После 1917 фонды музея пополнялись произведениями искусства из Эрмитажа, Третьяковской галереи, закрывавшихся музеев (Румянцевского, Нового западного искусства и др.), ряда частных коллекций. Ныне Музей изобразительных искусств хранит памятники искусства Древнего Востока, античных Греции и Рима, Византии, стран Западной и Восточной Европы.

Лувр. Памятник архитектуры и музей в Париже, один из крупнейших художественных музеев мира. Первоначально -королевский дворец в историческом центре города; строился с 1546 (архитекторы П. Леско, К. Перро и др., скульптурный декор Ж. Гужона, оформление интерьеров Ш. Лебрена и др.). С 1791 – художественный музей. В основе собрания Лувра лежат бывшие королевские коллекции, а также коллекции монастырей и частных лиц. В Лувре хранятся уникальные по полноте и художественному качеству собрания восточных древностей, древнеегипетского, античного, западноевропейского (особенно французской и итальянской школ) искусства. Среди шедевров Лувра – древнегреческие статуи "Ника Самофракийская” и "Венера Мелосская", статуи Микеланджело "Восставший раб" и "Умирающий раб", портрет Монны Лизы ("Джоконда") Леонардо да Винчи, "Сельский концерт" Джорджоне, "Мадонна канцлера Ролена" Я. ван Эйка, произведения П.П. Рубенса, Рембрандта. Н. Пуссена, А. Ватто, Ж.Л. Давида, Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Курбе и др. Административно Лувру подчинена так называемая Оранжерея -выставочное помещение с постоянной экспозицией "Кувшинок" К. Моне (открыто в 1965 в павильоне Оранжри сада Тюильри).

Музей Прадо. Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, находится в Мадриде, один из крупнейших художественных музеев мира. Основан в 1819 на базе королевских коллекций. Содержит богатейшее собрание испанской живописи 15–16 вв. (произведения Эль Греко, Д.Веласкеса, Б.Э. Мурильо, Ф. Гойи и др.), коллекции картин итальянских мастеров 16 в. (Рафаэля, А. дель Сарто, Тициана), художников нидерландской школы 15–16 вв. (Рогира ван дер Вейдена, Х. Босха), фламандской (П.П. Рубенс) и французской (Н. Пуссен) школ. Здание музея – выдающийся памятник позднего испанского классицизма (1785–1830, архитектор Х. де Вильянуэва).

Дрезденская галерея в Германии основана в 1560 году – расположена в Дрездене, в районе Старого города. Дрезденская картинная галерея функционирует уже пять веков, и с каждым годом, ее экспозиция пополняется великими мировыми шедеврами лучших художников. 1945 год - стал для Дрездена и этой картинной галереи – трагичным, так как при бомбардировке англо-американской авиации, она была частично разрушена, и множество картин — были безвозвратно утрачены, а их уцелевшую часть, фашисты укрыли во влажных известняковых шахтах, что нанесло полотнам громадный ущерб. Но, к счастью, от их бесславного исчезновения, они были спасены советскими солдатами, которые, отыскав их в шахтах, вывезли картины в СССР, где они были тщательно отреставрированы, а уже в 1955 году, переданы Германской Демократической Республике. Здание галереи в Дрездене было восстановлено и вновь обретшие жизнь полотна опять украсили эти стены. В галерее можно познакомиться с великими работами мастеров итальянской живописи пятнадцатого-восемнадцатого веков: Тициана, Джорджоне, Веронезе, Рафаэля, Корреджо, Тинторетто. Тут представлены работы голландских мастеров: Рембрандта, Вермеера, Рейсдала, Халса, а также знаменитых фламандцев: Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса. Кроме того, в галерее имеется зал, посвященный испанскому художественному искусству. Но, наверное, главное сокровище Дрезденской галереи – это «Сикстинская Мадонна» неподражаемого Рафаэля. На сегодняшний день здесь находится пятьдесят залов с замечательными экспозициями, и хранится в запасниках, еще три тысячи картин - великая часть мирового культурного наследия планеты. 
Третьяковская галерея в России – знаменитый музей искусства, расположенный в Москве. Эту галерею основал в 1856 году П. М. Третьяков. Поначалу это было частное собрание, которое в 1892 году, было передано московским властям, вместе с особняком. В Третьяковской галерее можно увидеть прекрасные скульптуры и графику, периода с восемнадцатый по двадцатый век, крупное собрание полотен русской живописи, а также древнерусской иконописи, того же периода. С 1985 года, Третьяковскую галерею объединили с Государственной картинной галереей. Здание музея было реконструировано в 1986 году, а с 1989 года его дополнили новым комплексом, с детской студией, информационным центром, конференц-залом и выставочными холлами. Количество хранящихся в галерее полотен постоянно пополняется, и, если в 1917 году их было около четырех тысяч, то теперь уже около шестидесяти тысяч. С 1991 года, галерее было присвоено звание — «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». Третьяковская галерея – крупнейшее собрание национальной живописи.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина, Пушкинский музей) — один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В его коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с периода древних цивилизаций и заканчивая началом XXI века. Памятник архитектуры конца XIX – начала XX века, музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. Главные коллекции Музея представлены живописными полотнами французских импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова произведениями искусства Древнего Египта, а также шедеврами старых мастеров.

В настоящее время фонды ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывают около 700 тысяч произведений живописи и скульптуры, графики, прикладного искусства, художественной фотографии, а также памятники археологии и нумизматики. В фонде Отдела рукописей хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя Ивана Владимировича Цветаева, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции пополнили фонды ГМИИ. В структуру Музея входят научно-реставрационные мастерские и Научная библиотека.

Художественные музеи можно разделить на два типа: музеи национального искусства и музеи зарубежного искусства. Известные музеи России мы представим в виде таблицы. Таблицу заполним.

Музеи национального искусства

(искусство своего народа)

Музеи зарубежного искусства

(искусство разных стран)





У произведений искусства своя судьба. Их покупают, продают. Но у искусства нет цены. Оно бесценно, как и человек. Искусство воспитывает историческую память, вызывает чувство прекрасного. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет и народа. Вот почему люди собирают произведения искусства, передавая их на вечную жизнь в музеи.

Домашнее задание: узнайте о музеях своего города, соберите материал о художественных музеях.