УРОК.
Жизнь и творчество К. Симонова
«Дорогами Великой Отечественной»
Педагогические задачи: продолжить формировать представление о жизни и творчестве Константина Симонова как поэта – участника Великой Отечественной войны, правдиво, честно и проникновенно рассказывающего о войне, пробуждающего чувства скорбной памяти о тех, кто не вернулся с поля боя; содействовать воспитанию чувства патриотизма и радости за наш героический народ, который отстоял свою Родину, ее независимость, защитил свой народ.
Планируемые результаты обучения: владеть знаниями о жизни и творчестве К.М.Симонова, иметь представление о своеобразии поэтического мастерства; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, проблематику стихотворения; формировать собственное отношение к образу русского солдата, всего нашего народа, выстоявшего в тяжелое время испытаний; владеть умением произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: фронтальная беседа, словарная работа, индивидуальная ( выразительное чтение), групповая (практическая работа).
Интернет-ресурсы:
Симонов, Константин Михайлович. – Режим доступа : https://yandex.ru/images/search
Симонов, Константин Михайлович. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Симонов, _Константин _Михайлович
Константин Симонов в mh3 petamusic.ru?string
Оборудование: портрет К.Симонова, учебник одного урока со стихотворениями К. Симонова, эпиграф на доске «…Писать о войне трудно» (К. М. Симонов).
С ц е н а р и й у р о к а
Постановка целей и задач урока.
- Сегодня, в столетний юбилей Константина Михайловича Симонова, мы будем говорить об этом поэте, о его стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне.
Война, действительно была долгой, кровавой, страшной. Какая огромная утрата, незабываемая боль всего нашего многонационального народа! Почти каждой семьи война коснулась своим крылом. Забывать об этом нельзя! Забыть невозможно. Забывать права не имеем. Вот об этом сегодня и поведем рассказ, поразмышляет, подумаем. Перед нами стихотворения Константина Симонова, участника Великой Отечественной войны. Вслушаемся , какое оно, правдивое слово о войне…
Повторение ранее изученного материала.
Устный рассказ о поэте Константине Михайловиче Симонове – участнике Великой Отечественной войны.
Звучит марш «Прощание славянки» В. Агапкина и на фоне музыки слова из пьесы К. Симонова «Русские люди»
Выразительное чтение учителем стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».
Перед работой над стихотворением рассказ учителя о военных событиях войны на Смоленщине.
Война чудовищно прокатилась по Смоленщине. Гитлеровцы почти полностью сровняли с землей 12 городов. Рабочие поселки, райцентры и сотни деревень были стерты с лица земли. Причем многие деревни сжигались оккупантами вместе с жителями, со стариками и детьми
. Словарная работа (Устаревшие слова). Проговаривание слов.
кринка — глиняный удлинённый горшок для молока;
тракт —большая проезжая дорога;
погост — кладбище;
салопчик — женская одежда.
Коллективный диалог.
Вопросы для диалога:
- Какой период войны описан в данном стихотворении?
- В чем вы видите душевную красоту и силу русского народа?
- С какой целью автор употребляет устаревшие слова?
- Как и в чем проявляется любовь к родной земле?
- Почему чувство любви к Родине было так остро осознано во время войны?
- Какие чувства вызывает стихотворение?
7. Работа в группах.
Выделите эпитеты, сравнения, олицетворения в стихотворении.
I группа 1 - 4 столбики стихотворения
II группа 5 - 8 столбики стихотворения
Ш группа 9 - 12 столбики стихотворения
Ш. Выразительное чтение стихотворения «Безыменное поле»
Слово учителя.
Стихотворение построено как монолог-обращение неназванного рассказчика к своему товарищу, в котором осуждается позорное отступление войск. Стихотворение было написано в 1942 году. В июле 1942 года ситуация на фронте оставалась очень сложной. Войска были вынуждены отступить к Волге. Шли жестокие бои. К. Симонов написал стихотворение под впечатлением боев на Опытном поле у деревни Жерновка.
Вопросы для диалога
- Какой период войны описан в данном стихотворении?
- Какие чувства вызывает стихотворение?
- Почему автор обращается к образам павших солдат?
- Почему бой у Безыменного поля автор сравнивает с Бородино?
- В чем чувствуется единство и непрерывность русской истории?
IV. Работа над стихотворением «Жди меня»
Чтение ребенком наизусть стихотворения
Шли 171 сутки войны. Солдаты уходили на фронт. Симонов ушел на фронт военным корреспондентом. Стихотворение «Жди меня» поэт посвятил любимой женщине – своей жене.
Вопросы для диалога
- Почему автор обращается со страстным призывом «только очень жди»?
- Найдите строку, где автор упоминает о смерти?
- Почему автор говорит «смертям», ведь смерть одна?
- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату?
- Какая главная мысль пронизывает стихотворение?
Слово учителя. Война подходила к концу. «Генерал Духанов пригласил посетить радиостанцию Кенигвустергаузен. Его посетила озорная идея – пусть поэты и композиторы запишутся на берлинской радиостудии. Симонов прочитал «Жди меня» (Из мемуаров Е. Долматовского «Записки поэта»)
И мы сушаем голос К. Симонова
Прослушивание стихотворения «Жди меня» в исполнении автора.
V. Итог урока.
Предлагаю закончить урок высказыванием, написанным в нашем эпиграфе или высказыванием, которое вы можете выбрать сами.
Стихотворения К. Симонова меня особенно встревожили…
Актуальность стихотворений К. Симонова заключается в том…
«Мы вас подождем». В названии этого стихотворения…
Закончить урок мне хочется словами самого К. М. Симонова
Весь под ногами мир земной
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Прослушивание песни на стихи К.Симонова «Землянка»

Константин Михайлович Симонов
1915-1979
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №16»
Муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
УРОК
Внеклассного чтения
Жизнь и творчество К. Симонова
«Дорогами Великой Отечественной»