Пояснительная записка
к методической разработке урока литературы в 5 классе на основе использования приема параллельного чтения сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Данный урок проводился в 5 классе. Основная задача урока состояла в том, чтобы научить учащихся внимательно читать произведения, заострять внимание на деталях, т.е. воспитывать внимательного читателя через чтение, внимательное отношение к слову. В наше время ребята либо не читают вовсе, либо «глотают» произведения, не обращая внимания на те сигналы - «огонечки», которые рассыпаны в произведениях. Моя задача, а особенно в 5 классе, состояла в том, чтобы обратить внимание на детали, описание, портретные характеристики, сюжетную канву, жанровые особенности на основе параллельного чтения произведений русского и зарубежного авторов. Такие уроки не обязательно строить на нетрадиционной основе, достаточно внести какие- либо элементы. Это и будет завуалированный фон для тщательной обработки произведений.
Немаловажной является для этого периода развития школьников развивающая цель, поэтому цель изучения литературы на начальном этапе: развивать мыслительные операции (синтез, анализ, сравнение, обобщение); критическое мышление, формирующее собственную точку зрения.
По программе данный урок третий. На первом уроке отрабатывали жанровые особенности сказки и повести. Второй урок прошел в нравственном ключе.
Для проведения данного урока был выбран соответствующий тип – обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: путешествие по станциям.
В течение урока использовано сочетание методов обучения:
Репродуктивный
Исследовательский
Урок литературы всегда предполагает рефлексию, домашнее задание - дифференцированное, групповое. Оборудование урока также работает на конечную цель-систематизацию знаний.
Методическая разработка урока литературы в 5 классе на основе использования приема параллельного чтения сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»и повести А. Погорельского«Черная курица, или Подземные жители»
Цель: создание условий для внимательного параллельного чтения и сравнительного анализа произведений русской и зарубежной литературы
Задачи:
Образовательная: систематизация и обобщение знаний содержания сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»и повести А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»; развитие навыков внимательного чтения.
Воспитательная: развитие культуры общения; формирование творческой активности школьников; воспитание потребности общения друг с другом; формирование интереса к чтению.
Развивающая: развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, сравнение, обобщение; развитие монологической и диалогической речи учащихся; развитие творческого видения учащихся, воображения, внимания, памяти; формирование умения грамотно работать с текстом произведений.
Оборудование: 5 компьютеров, карточки с заданиями, мультимедийная презентация, «билеты», «баллы», изображения вагонов (зеленый, желтый, голубой)
Ход урока:
Оргмомент. (Создание звукового шума железной дороги обязательно!)
Вступительное слово учителя. Внимание! Внимание! Уважаемые пассажиры! Вас приветствует компания «Российские учебные дороги». Позвольте представиться – проводница высшего класса - Елена Александровна. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по станциям! Но в дорогу всегда пассажиры покупают билеты и готовят багаж. Билеты вы сможете приобрести, воспользовавшись своим багажом знаний по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и повести А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Теперь, уважаемые пассажиры, прошу определиться, в каком из вагонов вы отправляетесь в путь.(Учащиеся входят в кабинет, берут цветные карточки, сообщают учителю, который указывает место стоянки вагонов - 3 секции парт. На них изображение вагонов: голубого, зеленого, желтого). Итак, вы распределились по вагонам, но все ли готовы в дорогу? Сегодня вы должны показать, насколько внимательно читали произведения, с которыми мы работаем уже 3 урок.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Внимание! Внимание! Пассажирам зеленого вагона необходимо отгадать кроссворд, желтого - загадки, а голубого - пройти компьютерное тестирование. Насколько вам это удалось, узнаем через 5 минут. Поторопитесь, чтобы не опоздать к отправлению поезда.
1 группа: отгадать загадки и определить, как они связаны со сказкой «Щелкунчик и Мышиный король» и повестью «Черная курица, или Подземные жители»
Загадки:
Вишу высоко,
Падаю низко,
Снаружи горько,
а внутри сладко.
(орех)
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.
(курица)
Под полом, под полом
Шевелит хвостом,
В щели глядится,
Вылезти боится.
(мышь)
За белыми березами
Бездонная яма.
(рот, зубы)
Стоит столбом,
Горит огнем:
Ни жару,
Ни пару,
Ни угольев.
(свеча)
Ног нет,
а хожу,
рта нет,
а скажу:
когда спать,
когда вставать.
(часы)
В лесу родилась,
На воде живу.
(лодка)
2 группа: отгадать слова кроссворда по сказке «Щелкунчик и Мышиный король» и повести «Черная курица, или Подземные жители».
По горизонтали:
1.Что подарил король Подземного царства Алеше? (зерно)
2. Как назывался твердый орех в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»? (Кракатук)
3. Имя принцессы, которую спас Щелкунчик от уродства? (Пирлипат)
4. Имя главного героя повести «Черная курица, или Подземные жители» (Алеша)
По вертикали:
1. Имя любимой курочки Алеши? (Чернушка)
2. Название спальных комнат в лицее Алеши? (дортуар)
3. Имя девочки - главной героини в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»? (Мари)
4. Сказочное имя молодого Дроссельмейера? (Щелкунчик)
5. Какой напиток журчал в реке, впадающей в озеро Миндального молока? (лимонад)
6. Имя кухарки в лицее Алеши? (Тринушка)
3 группа: компьютерное тестирование.
1. Кем был Дроссельмейер?
а) врач;
б) министр;
в) советник суда.
2. Какая птица сидела на часах в доме Мари?
а) сойка;
б) сова;
в) скворец.
3. Как звали принцессу в сказке о твердом орехе?
а) Мышильда;
б) Мари;
в) Пирлипат.
4. Как назывался лес в Кукольном царстве?
а) Рождественский;
б) Крещенский;
в) Сочельничий.
5. В каком селе Кукольного царства жители страдали зубной болью?
а) Пряничное;
б) Бубликовое;
в) Тортовое.
6. Кем по национальности был учитель Алеши?
а) француз;
б) немец
в) турок.
7. Какая птица сидела в золотой клетке во второй комнате?
а) канарейка;
б) попугай;
в) ворона.
8. Сколько фарфоровых китайских кукол увидел Алеша во второй комнате?
а) 3;
б) 4;
в) 2.
9. Из какого металла были блюда на застолье во время чествования Алеши?
а) золото;
б) медь;
в) бронза.
10. Сколько печатных страниц нужно было выучить Алеше наизусть?
а) 5;
б) 15;
в) 20.
Подведение итогов.
Учитель: Итак, скоро отправление поезда, давайте проверим, готовы ли вы приобрести волшебные билеты. (Учащиеся отчитываются о проделанной работе, учитель опрашивает всех учащихся группы). Вот это да, молодцы, вы готовы к путешествию! (Учитель раздает билеты)
Путешествие по станциям.
Учитель: Внимание! Внимание! Волшебный поезд отправляется! Всем удачного пути! Наш поезд скорый, вот и первая станция.
«Портретная» (На каждой станции учитель дает задания группам, определяет регламент времени на выполнение)
Регламент работы: 10 минут.
1 группа: найдите описание Мари и Алеши, заполните таблицу.
Критерий сравнивания | Мари | Алеша |
1.Возраст героев | Ей только что минуло 7 лет | Не более 9-10 лет |
2. Внешний вид | Послушная, разумная девочка, маленькая Штальбаум, умненькая Мари. Большие голубые глаза. Дочь достойного советника медицины | Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса; рубашка с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шелковый голубой кушак; красная бекеша на беличьем меху, зеленая бархатная шапочка с собольим околышком |
3.Родители | Мама, папа - проживали вместе в собственном доме | Жили в Петербурге, отдали условленную плату за обучение в пансионе |
4.Любимые занятия | Игра с куклами, чтение книг | Чтение книг, кормление курочек |
5.Мечта | Стать невестой Щелкунчика-Дроссельмейера | Волшебница подаст ему игрушку или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки |
2 группа: найдите описание Щелкунчика и Чернушки, заполните таблицу.
Критерий сравнивания | Щелкунчик | Чернушка |
1. Внешний вид | Он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Красивый блестящий фиолетовый доломан, рейтузы, щегольские сапожки. Зеленоватые навыкате глаза. | Черная, хохлатая, смешная, закудахтала странным голосом |
2.Характер | Благовоспитанный, хороший мальчик, добрый, верный, благородный, галантный | Нрава тихого |
3.Роль | Защитник кукольного царства | Защитник тайны Подземного царства |
3 группа: найдите описание молодого Дроссельмейера и Министра, заполните таблицу.
Критерий сравнивания | Молодой Дроссельмейер | Министр |
1.Внешний вид героев | Пригожий, складный юноша, который еще ни разу не одевал сапог. Красный, шитый золотом кафтан, шпага, шляпа, носил превосходный парик с косичкой | Маленький человек, одетый весь в черное, на голове шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок, на шее белый платок, очень накрахмаленный |
2.Принадлежность | Племянник Дроссельмейера | Правая рука короля |
3.Характер | Добросердечный, кроткий человек, приятный нрав, благовоспитанный | Умильно улыбался |
Подведение итогов.
Учитель: Ребята, подведем итоги вашей работы. Какую станцию вы посетили?
Учащиеся: Портретную.
Учитель: А какую роль играет портрет в литературных произведениях?
Учащиеся: Помогает представить главных и второстепенных героев.
Учитель: А в портрет героев входит только описание внешнего вида? Что вы заметили в таблицах, какие критерии?
Учащиеся: Характер, принадлежность, роль, возраст героев, их любимые занятия.
Учитель: Давайте прослушаем, какими материалами группы заполнили таблицы (после чтения). Трудно ли было выполнять работу? Понравилось ли Вам на станции? Выберите «личико», покажите свое настроение.
«Описательная»
Учитель: Наша следующая остановка, ребята, на станции «Описательная»
1 группа: найдите описание Кукольного и Подземного царств, заполните таблицу
Кукольное царство | Подземное царство |
Красивые ворота из белого и коричневого мрамора - миндаль в сахаре и изюм, золотые и серебряные плоды, дуновение зефира, благоухание апельсинов. В царстве были: Апельсинный ручей, Лимонадная река, Медовая река, село Пряничное, город Конфетенхаузен | Зала богато убрана, стены сделаны из мрамора, панели и двери из чистого золота, кресла из золота под зеленым балдахином. Деревья (красные, зеленые, коричневые, белые, голубые, лиловые) – разного рода мох. Дикие звери в зверинце - большие крысы, кроты. |
2 группа: найдите описание мест проживания Мари и Алеши, заполните таблицу.
Дом Мари | Пансион Алеши |
Стол с подарками, большая елка посреди комнаты, гостиная, высокий стеклянный шкаф | Был о двух этажах, крытый голландскими черепицами, крыльцо было деревянное и выдавалось на улицу, крутая лестница вела в верхнее жилье, дортуары, или спальные комнаты детей находились на нижнем этаже, по правую сторону сеней |
3 группа: составьте «карту» взаимоотношений героев сказки и повести, дайте описание.
Сказка «Щелкунчик и Мышиный король»
Крестный Дроссельмейер-Мари
Крестный Дроссельмейер-Фриц
Мари-Щелкунчик
Мари-Фриц
Мари-Мышиный король
Повесть «Черная курица, или Подземные жители»
Учитель-Алеша
Алеша-Чернушка
Алешка-Тринушка
Подведение итогов.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, для чего авторы произведений вводят в повествование описание помещений, царств, взаимоотношений между героями?
Учащиеся: Мы можем представить, где происходят события, вообразить.
Учитель: Отъезжаем от станции «Описательная», какое настроение мы оставляем здесь? (Рефлексия настроения - проверка ситуации успешности каждого учащегося)
Литературная физминутка. (Выполняется группами вокруг парт)
Вот колеса: тук-тук-тук. (Топают ногами)
И со мной мой милый друг. (Протягивают друг другу руки)
Путешествовать спешим (Руки согнуты в локтях - круговые движения)
Все задачки мы решим.
Почитаем (ладошки перед собой),поиграем(хлопки ладошами)
Все загадки отгадаем.
«Сюжетная»
Учитель: Вот мы и отдохнули, но нас ждет еще впереди нелегкий путь - станция «Сюжетная»
1 группа: восстановите последовательно сюжет сказки «Щелкунчик и Мышиный король» в соответствии с названием глав
«Любимец»
«Продолжение сказки о твердом орехе»
«Елка»
«Столица»
«Заключение»
«Кукольное царство
«Дядя и племянник»
«Болезнь»
«Битва»
«Подарки»
«Чудеса»
«Сказка о твердом орехе»
«Конец сказки о твердом орехе»
«Победа»
2 группа: восстановите последовательность сюжета повести «Черная курица, или Подземные жители»
1. Прощание с Чернушкой.
2. Знакомство с Алешей.
3. Знакомство с королем Подземного царства.
4. Посещение Подземного царства.
5. Конфуз Алеши на уроке.
6. Спасение Чернушки.
7. Услуги конопляного зернышка.
8. На пути к подземному царству.
9. Охота на крыс.
3 группа: найдите сходство и различие в сюжетах сказки «Щелкунчик и Мышиный король» и повести «Черная курица, или Подземные жители»
| «Щелкунчик и Мышиный король» | «Черная курица, или Подземные жители» |
Сходство | Встреча главных героев: Мари - с Щелкунчиком и Алеши - с Чернушкой. Посещение главными героями Мари - Кукольного и Алеши - Подземного царств. Болезнь главных героев. Битва Щелкунчика с Мышиным королем и Чернушки рыцарями. |
Отличие | Счастливый (сказка «Щелкунчик и Мышиный король») и несчастный (повесть «Черная курица, или Подземные жители») конец. Отсутствие в повести «сказки». |
Подведение итогов.
Учитель: «Сюжетная» станция позади. Итак, пассажиры поездов, отчитайтесь о проделанной работе, а потом покажите мне настроение!
(В процессе проверки необходимо производить опрос всех учащихся, наблюдая за накоплением баллов, которые раздает учитель- «3», «4», «5»)
«Фантастическая»
Учитель: Уважаемые пассажиры, наше путешествие подходит к концу,но нас ждет еще одна станция «Фантастическая»
1 группа: выбрать из «багажа» сказочных предметов те вещи, которые имеются в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»
- скатерть-самобранка
- орех Кракатук
- сапоги-скороходы
- шапка-невидимка
- блюдце с наливным яблочком
- волшебное зелье
- волшебная сабля
- волшебная кисть на шубе
2 группа: выбрать из «багажа» сказочных предметов те вещи, которые имеются в повести «Черная курица, или Подземные жители»
- фарфоровые китайские куклы
- меч-леденец
- палочки-лошади
- волшебная палочка
- конопляное зерно
- волшебная книга
- волшебное зеркало
3 группа: записать сказочные события в жизни героев сказки и повести.
«Щелкунчик и Мышиный король» | «Черная курица, или Подземные жители» |
1. Способность Щелкунчика-куклы и Мышиного короля говорить 2. Открытие Кукольного царства 3. Способность Мари быть гостьей в кукольном царстве | 1. Способность Чернушки говорить 2. Открытие Подземного царства 3. Использование сказочных свойств конопляного зерна |
Подведение итогов.
Учитель: Внимание! Внимание! Наше путешествие закончилось, расскажите о том, как вы выполнили задания на станции «Фантастическая», ну и, конечно, какое у вас настроение!
Мне было очень приятно с вами путешествовать, вы все знаете и хорошо подготовились к уроку. А теперь посчитайте, сколько баллов вы набрали: выясним, какие оценки вы получили за работу науроке.
Шкалирование баллов:
23-25 баллов - «5»
20-22 баллов - «4»
15-20 баллов - «3»
Учитель: Во время нашего путешествия я видела больше улыбающихся «лиц», но все-таки хочу узнать общее впечатление от нашего путешествия.
Проведем минутку рефлексии - продолжите предложения.
Я сегодня на уроке узнал (а)………..
Я понял (а), что…….
Я почувствовал (а)…………..
Мне понравилось…………….
Мне не понравилось………..
Домашнее задание.
Учитель: Домашнее задание вам предложу выполнить по группам:
1 группа: рассмотреть иллюстрации к повести «Черная курица, или Подземные жители», выбрать самую удачную.
2 группа: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки «Щелкунчик и Мышиный король»
3 группа: написать диалог между главными героями сказки и повести: Мари и Алешей.
Кроссворд