ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ «КОЛЛЕДЖ МЕХАНИЗАЦИИ И СЕРВИСА», г.ЖУКОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: «ВОЙНА – ЖЕСТОЧЕ НЕТУ СЛОВА…»
Преподаватель русского языка и литературы
ЮГАЙ ТАТЬЯНА АНАСТАСИЕВНА
2013
Пояснительная записка.
Урок литературы «Война – жесточе нету слова…» является вводным в разделе «Литература периода Великой Отечественной войны» на изучение которого отводится 20 часов. Его задача ввести обучающихся в мир литературы периода Великой Отечественной войны. Показать, как литература соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями героев.
Перед преподавателем стоит трудная задача: рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно.
В данной разработке предлагается форма урока-концерта, подготовленного самими обучающимися, которым было предложено самостоятельно выбрать иллюстрации, стихотворные и прозаические тексты, подобрать музыку, подготовить выставку, оформить литературную газету.
Также данную разработку можно использовать и во внеклассной работе.
Область применения разработки: урок, внеклассное мероприятие, классный час.
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Продолжительность урока: 2 часа
Цели и задачи:
Дать обзор литературы периода Великой Отечественной войны.
Познакомить обучающихся с особенностями и своеобразием литературы военных лет;
Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать.
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.
Ожидаемые результаты:
Вызвать эмоциональный отклик в сердцах обучающихся.
Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.
Желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.
Возможность выбрать для урока наиболее интересный материал.
Формы и методы реализации поставленных задач: Урок-концерт.
Основные умения и навыки:
Оборудование:
Иллюстрации. Строки из произведений военных лет.
Презентация.
Видеоряд к песне «До свидания, мальчики…» Булата Окуджавы.
Выставка книг о Великой Отечественной войне.
Литературная газета «Охранная грамота бессмертия…»
Музыка: Вивальди. «Времена года. Зима»;
«Священная война»- сл.В.Лебедева-Кумача, муз.Адександрова;
русские народные мотивы.
В исполнении обучающихся:
«До свидания, мальчики…» - слова и музыка Булата Окуджавы;
«В землянке» - сл.А.Суркова, муз.К.Листова;
«Журавли» - сл.Р.Гамзатова, муз.Я.Френкеля.
Телевизор.
Литература:
Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5, 11-12. – М., 1987.
Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.
Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.
ХОД УРОКА
Слайд 1. Тема урока: «Война – жесточе нету слова…»
1.СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. В ночь на 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вся страна поднялась на освободительную борьбу против фашистских захватчиков. С честью выполнили свой патриотический долг прозаики и поэты. С первых дней войны они приняли активное участие в общенародной борьбе с врагом.
Им, поэтам и писателям Великой Отечественной, посвящен наш урок.
( звучит первый куплет песни «Священная война на слова В.Лебедева-Кумача)
Слайд 2,3. Фотодокументы времен ВОВ.
ЧТЕЦ 1: Война- жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(А.Твардовский. «Война — жесточе нету слова…». 1944)
ВЕДУЩИЙ 1: Долгих четыре года, 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война — это было время тяжелейших испытаний, но вместе с тем — это было время мужества, героизма и беззаветной любви к Отчизне.
Вместе с народом поднялась на борьбу с врагом многонациональная советская литература. Более тысячи писателей ушли на фронт, многие писатели стали военными корреспондентами фронтовых газет. Каждый третий из них с войны не вернулся.
Слайд 4. Фотографии писателей и поэтов, не вернувшихся с войны.
ЧТЕЦ 2: Прикрывая огнем отряд бойцов, пал Ю. Крымов, А.Гайдар был убит, когда очередью из автомата предупреждал об опасности своих товарищей. Возвращаясь из осажденного Севастополя, при авиационной катастрофе погиб Е.Петров. Муса Джалиль был казнен в застенках концлагеря. Не вернулись с войны многие молодые писатели — те, кто ушли на фронт. «не долюбив, не докурив последней папиросы».
Им, воинам Великой Отечественной, наш современник, поэт, фронтовик Булат Окуджава посвятил песню «До свидания, мальчики...»
(звучит песня «До свидания, мальчики...» на фоне видеоряда )
ВЕДУЩИЙ 2: Война внесла изменения в советскую литературу. Главным героем литературы того времени стал воин, защитник мира и свободы народов, освободитель человечества от фашистов. Такого воина еще не было в истории, такого героя еще не знала литература.
ВЕДУЩИЙ 1 : Ведущей темой прозы была тема защиты Отечества. Именно она и условия военного времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Хорошо известны были очерки А.Толстого, М.Шолохова, К.Симонова, В.Гроссмана и других, видевших войну своими глазами. Героями их произведений были не генералы, а простые солдаты, такие же как любой из читателей газет. Они показывали «войну без блеска, угрюмую, тяжелую, честную войну».
Слайд 5. Репродукция картины Александра Лактионова «Письмо с фронта».
ЧТЕЦ 3: Борис Горбатов. «О жизни и смерти. Письма к товарищу.»
Товарищ !
Очень хочется жить.
Жить. Дышать. Ходить по земле, видеть небо над головой.
Но не всякой жизнью хочу я жить, не на всякую жизнь согласен.
Вчера приполз к нам человек «с того берега» - ушел от немцев. Приполз на распухших ногах, на изодранных в кровь локтях. Увидев нас, своих , заплакал. Все жал руки, все обнять хотел. И лицо его прыгало, и губы прыгали тоже... Мы отдали ему свой хлеб, свое сало и свой табак. И когда человек насытился и успокоился, он рассказал нам о фашистах: о насилиях, пытках, грабежах. И кровь закипала у бойцов, слушавших его, и жарко стучало сердце.
А я глядел на спину этого человека. Только на спину. Глядел не отрываясь. Страшнее всяких рассказов была эта спина.
Всего полтора месяца прожил этот человек под властью врага, а спина его согнулась. Словно хребет ему переломали. Словно все полтора месяца ходил он кланяясь, извиваясь, вздрагивал всей спиной, ожидая удара. Это была спина подневольного человека. Это была спина раба.
Выпрямься! - хотелось закричать ему. - Эй, разверни плечи, товарищ! Ты среди своих.
Вот когда увидел я, с последней ясностью увидел, что несет мне фашизм: жизнь с переломленной, покоренной спиной...
Товарищ! Пять часов осталось до рассвета. Через пять часов я пойду в бой. Не за этот серенький холм, что впереди, буду я драться с врагом. Из-за большего идет драка. Решается: кто будет хозяином моей судьбы – я или он.
До сих пор я, ты, каждый был сам хозяином своей судьбы…Но вот придет враг. Он станет хозяином твоей судьбы. Он растопчет твое сегодня и украдет твое завтра. Он будет властвовать над твоей жизнью, над твоим домом, над твоей семьей… Он заставит тебя забыть язык твоих отцов, язык, которым ты мыслил, мечтал, на котором признавался в любви невесте… Все мечты твои он растопчет, все надежды оплюет…
Может быть, ты все это вынесешь, может, не сдохнешь, отупев, смиришься, будешь влачить слепую, голодную, безотрадную жизнь?
Я такой жизни не хочу! Нет, не хочу! Нет, лучше смерть, чем такая жизнь! Нет, лучше штык в глотку, чем ярмо на шею! Нет, лучше умереть героем, чем жить рабом!
Товарищ! Три часа осталось до рассвета. Судьба моя в моих руках. На острие штыка моя судьба, а с нею и судьба моей семьи, моей страны, моего народа.
Октябрь, 1941г.
ВЕДУЩИЙ 2: Сквозная тема публицистики Алексея Толстого — историческое прошлое. В своих публикациях он постоянно обращался к истории страны, к патриотическим и ратным традициям русского народа. В очерке «Родина» - обзор всей русской истории, гордость за великие деяния предков, призыв встать на защиту своей страны.
(звучат русские народные мотивы)-
ЧТЕЦ 4: Смертельный враг загораживает нашей родине путь в будущее. Как будто тени минувших поколений, тех, кто погиб в бесчисленных боях за честь и славу родины, и те, кто положил свои тяжкие труды на устроение ее, обступили Москву и ждут от нас величия души и велят нам: «Свершайте!»
На нас всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины. Позади нас — великая русская культура, впереди — наши необъятные богатства и возможности, которыми хочет завладеть навсегда фашистская Германия. Но эти богатства и возможности, - бескрайние земли и леса, неистощимые земные недра, широкие реки, моря и океаны, гигантские заводы и фабрики, все тучные нивы, которые заколосятся, все бесчисленные стада, которые лягут под красным солнцем на склонах гор, все изобилие жизни, которого мы добьемся, вся наша воля к счастью, которое будет, - все это — неотъемлемое наше навек, все это наследство нашего народа, сильного, умного и не обиженного талантом.
Так неужели можно даже помыслить. Что мы не победим! Мы сильнее немцев.
Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых — нищими. Наша Родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так же без следа поглотит она и эти немецкие орды. Так было, так будет.
Ничего, мы сдюжим!..
Слайд 6. Портрет Ольги Берггольц.
ВЕДУЩИЙ 1: Мы сдюжим! Подтверждением этих слов Алексея Толстого звучат стихи Ольги Берггольц. Ольга Федоровна Берггольц — поэт осажденного Ленинграда, вместе с жителями перенесла все тяготы блокады. Ее голос по радио, вещавший о событиях на фронтах, голос, дающий надежду, знал каждый житель этого мужественного города. В голодном блокадном Ленинграде Ольга Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник».
Видеоряд «Блокадный Ленинград»
ЧТЕЦ 5: … Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады –
Мы не покинем наших баррикад…
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешенных зверей.
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
ВЕДУЩИЙ 2: Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. В стихах, поэмах, песнях военных лет воплощаются раздумья о жизни, Родине, смерти, любви: Бьется в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь,
Про улыбку твою и глаза...
Это стихотворение А.Суркова, опубликованное в газете «Правда» вместо передовой статьи, знала вся страна. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к этим стихам. Так появилась песня «В землянке».
(в исполнении обучающихся звучит песня «В землянке»- сл.А.Суркова, муз.К.Листова)
Слайд 7. Фотодокументы времен ВОВ
Слайд 8. Портрет Мусы Джалиля
ВЕДУЩИЙ 1: В годы войны поэты всех республик Советского Союза верно служили Родине. Среди них и татарский поэт Муса Джалиль.
Муса Джалиль ушел на фронт после окончания командирских курсов. В 1942 году он был ранен и попал в плен. 25августа 1944 года поэт был казнен в военной тюрьме Плетцензее.
Поэзия Мусы Джалиля — это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных стихотворений является стихотворение «Варварство».
(звучит музыка Вивальди. «Времена года. Зима». Учащийся читает стихотворение «Варварство»)
ЧТЕЦ 6:
ВАРВАРСТВО Мусса Джалиль
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных…
Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное. Омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям. Цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье.
Что вырвалось у женщины одной
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь. Мамочка, меня!
Не надо умирать!
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу, против сердца прямо…
- Я, мама, жить хочу.
Не надо, мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза.
И заалела кровь.
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
ВЕДУЩИЙ 2: Как продолжение звучит стихотворение «Родине» поэта и переводчика Николая Брауна (ведущий читает стихотворение):
Слайд 9. Пейзажи России
РОДИНЕ
Родина, страна моя, Россия!
Ясный свет! Дыхание мое!
Над тобою — тучи грозовые,
Грудь твою терзает воронье!
Жадными кровавыми когтями
Землю рвет и черным клювом бьет,
Кружится над древними полями,
Лезет, оголтелое, вперед.
Трупами дороги устилая,
Вот оно ползет в огне, в дыму,
Задыхаясь, кровью истекая,
Подползает к сердцу твоему,—
К твоему горячему, родному,—
Черный клюв над сердцем занесен.
Только ворону не быть живому,
Будет сам он в клочья разнесен!
Вся страна единым гневом дышит.
Даль в снегу. Чуть брезжит зимний день
Не о мести ли взывают крыши
Разоренных черных деревень?
Не огнем ли мести запылали
Те мосты, что партизаны жгут?
Даже дети в гневе старше стали,
Матери с оружием идут.
Эта месть пускает под откосы
Вражьи танки, вражьи поезда...
Вот идут балтийские матросы
В бой, неколебимы, как всегда.
И не зря их ненавистью черной
Ненавидит недруг искони:
Не впервые след его тлетворный
Выжигают начисто они.
Мы — одно. Мы насмерть будем драться
За Москву, за Родину свою,
Не дадим над нею надругаться
Никакому злому воронью.
Обломаем клюв его несытый,
Вырвем когти жадные его,
Чтоб над ним, повергнутым, разбитым,
Нашей правды стало торжество!
Слайд 10. Парад Победы ( на фоне музыки «День Победы»)
ВЕДУЩИЙ 1: И торжество правды настало — 9 мая 1945года. Великая, славная Победа нашего народа над фашистскими захватчиками. Долгих четыре года, 1418 дней и ночей, освобождая государства, города и села шла она дорогами войны. Нельзя забыть какой ценой далась нам Победа, Нельзя забыть тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину. Светлой памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящена поэма «Реквием» Роберта Рождественского.
ЧТЕЦ 8:
Помните!
Через века,
через года,-
Помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,-
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!..
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,-
Заклинаю, - помните!
Слайд 18.19. Фотомонтаж(9 мая)
В исполнении обучающихся звучит песня «Журавли» - сл.Р.Гамзатова, муз.Я.Френкеля.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: « Когда грохочут пушки, музы молчат»,- гласит старинный афоризм. Но сегодня на уроке вы увидели, что в годы Великой Отечественной войны голоса муз перекрывали грохот пушек. И, пожалуй, самой популярной была муза поэзии. Именно о ней пойдет речь на следующем уроке.
Домашнее задание. На выбор:
1. Анализ стихотворения военных лет ( по выбору).
2. Письменный отзыв об уроке.
Подведение итогов: оценки за урок (оценивается предварительная работа обучающихся и работа на уроке).