ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
"КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: "ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ, ПРОЦЕНТЫ"
Составитель: учитель математики I категории
Самойлова Л.П.
2018 г.
Урок математики в 6 классе
Тема: «Отношения, пропорции, проценты»
Цель: посредством решения прикладных задач экономического содержания
формировать умения и навыки учащихся решать задачи на процентные
расчеты, пропорциональную зависимость; развивать память, мышление и
воображение; воспитывать интерес к математике и культуру математических
записей, расширять кругозор учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
Что называют пропорцией?
Основное свойство пропорции.
Найдите неизвестный член пропорции:
.
Какие величины называют прямо пропорциональными? Обратно
пропорциональными?
Что называют процентом?
Как находят процентное отношение двух чисел?
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Среди задач на пропорциональную зависимость и процентные расчеты часто встречаются задачи экономического содержания.
Мы постоянно сталкиваемся с ценами на товары, тратами, размером
заработной платы, банковскими вкладами. Поэтому в повседневности
представления об экономике связаны с рациональным ведением хозяйства,
эффективным использованием денежных средств. Не случайно сам термин
«экономика» (от древнегреческого oїkoç - дом и vo'μoç - правило, закон)
означает управление хозяйством. ;
Умение решать задачи экономического содержания поможет вам в будущем удачно сделать покупку, вложить деньги в банк, купить пакет акций, поэтому сегодня будем путешествовать по стране Экономия и наша I остановка - «Банк».
ІV Решение задач
Коллективно
Задача № 1. Вкладчик положил в банк 4000 р. под 15% годовых. Какую сумму денег он будет иметь на счету через год?
Решение
І способ
1) 100% + 15% = 115%
2) 4 000 · 1,15 = 4 600 (р.).
ІІ способ
4 000 р. - 100%
Х р. - 100% + 15% = 115%.
(р.)
Ответ: 4 600 рублей.
Самостоятельно
Задача № 2. Вкладчик, положив в банк определенную сумму денег под 17% годовых, получил через год 819 р. Какую сумму вкладчик положил в банк?
Решение
Х р. - 100%
8
7
1
19р. - 100% + 17% = 117%
1
(р.)
Ответ: 700 р.
Молодцы! Имеете хорошие знания. Путешествие продолжается и
следующая остановка«Супермаркет».
Задача № 3. Зимой куртка стоила 1 600р., весной цена на нее снизилась на 15%. Какой стала цена куртки?
Решение
100% - 1 600 р.
15% - Х р.
1
16
)
1
(р.).
2) 1 600 - 240 = 1 360 (р.)
Ответ: 1360 р.
Задача № 4. Магазин на книгу ценой 55 р. делает наценку - 20%. Оптовым покупателям на этот товар дается скидка - 5%. Сколько стоит такая книга во время оптовой закупки?
Решение
20% = 0,2; 5% = 0,05.
55 • 0,2 = 11 (р.).
55 + 11 = 66 (р.).
66 • 0,05 = 3,3 (р.).
66 p. - 3,3 p. = 62,7 p. = 62 p. 70 к.
Ответ: 62 p. 70 к.
Попасть на последнюю обстановку мы можем, проехав автобусом, проезд в котором стоит 10 р. или маршрутным такси, стоимость проезда в котором - 12р. На сколько процентов стоимость проезда в маршрутном такси больше стоимости проезда в автобусе? (Ответ: на 20%)
Кто первым решит эту задачу устно, тот быстрее всех приедет на остановку «Предприятие».
Задача № 5. Предприниматель за месяц получил 16 000 р. прибыли, из которых 7 000 р. потратил на расширение производства. Сколько процентов прибыли предприниматель истратил на расширение производства?
Решение
16 000 р. - 100%
7 000 р. - Х %
25
1
7
16
)
4
Ответ: 43,75%.
V. Домашнее задание: решить задачу № 135 (б), индивидуальное дополнительное задание (задача повышенной сложности) на карточке:
Задача. На предприятии трое рабочих изготовили заказанное количество деталей. I и II рабочие изготовили соответственно 30% и 40% всех деталей, а III - на 8 деталей меньше, чем П. Сколько всего деталей изготовили рабочие?
Решение
100% - 30% - 40% = 30% - всех деталей изготовил III рабочий.
40% - 30% = 10% - на столько процентов деталей больше изготовил II рабочий, чем III.
3) 10% = 0,1.
4) (д.) - изготовили рабочие.
Ответ: рабочие всего изготовили 80 деталей.
VI. Итог урока.
Наше путешествие закончилось, а в стране Экономия жизнь продолжается: работают банки, магазины, предприятия, фирмы, рынки. Вы поняли, что умения решать задачи экономического содержания - это веление времени. В будущем кое-кто из вас станет экономистом, банкиром, менеджером, фермером или предпринимателем и каждый день на своем рабочем месте будет решать такие задачи.