Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Материал | Прогнозируемый результат |
I.Организационно-психологический Задачи: подготовка учащихся к работе, психологический настрой на урок | 1.Музыкальное приветствие. 2. Рада приветствовать вас сегодня на уроке.(читает речевку) | -Музыкальное приветствие Включаются в речевую деятельность, отвечают на фразу-вызов | Е. Поплянова «Пора начать урок» Речевка «Настроенье каково?» | Положительный эмоциональный настрой, снятие зажимов, организация внимания |
Подготовительный Задачи: профилактика заболеваний органов дыхания, снятие спазмов, зажимов | -Показ дыхательной гимнастики -Вокально-хоровые упражнения, вокальная импровизация - | Выполнение дыхательной гимнастики, вокально-хоровых упражнений, Исполняют по руке учителя вокальные упражнения | Система дыхательных упражнений: «Вдох-выдох», «Задержи вдох», «Ладошки», «Погончики», «Ветерок» Упражнения «Мыльные пузыри», на одном звуке, «Интонационная импровизация» | Нормализация самочувствия, Развитие навыков кантиленного звучания, чистота интонации, |
II.Воспроизведение и коррекция опорных знаний Задачи: развитие муз.слуха, | 1.Показ мелодии на «ручном» стане Организует проблемно-поисковую ситуацию : -мелодию какой песни мы исполнили? -кто её авторы ? О чем эта песня? В этой песне есть строчки «В прекрасное далеко я начинаю путь» Как они связаны с нашим уроком 2.учитель организует игру «Музыкальная угадайка», в ходе которой учащимся предлагается из предложенного списка произведений расставить их номера в соответствии с порядком звучания .(раздает группам карточки со списком песен из к/ф) по окончании выполнения задания учитель записывает ответы детей на доске,сравнивает с правильным ответом на слайде презентации | Вокализация интонационной мелодии, угадывают,называют произведение, исполняют песню, Отвечают на вопросы учителя На уроке будем узнавать что-то новое 2.Групповая работа.Выполнение заданий в группах – группы слушают отрывки, определяют по списку произведение, сопоставляют, записывают в строке ответа порядок прозвучавшего отрывка. - сравнивают свои ответы с правильными на слайде. | Е. Крылатов «Прекрасное далеко» Музыка из к/ф «Александр Невский» С. Прокофьев Увертюра из к/ф«Дети капитана Гранта»И.Дунаевского «Семнадцать мгновений весны» | Чистота интонации, Вибрационная настройка |
III.Постановка цели, задач урока перед учащимися Задачи: Организация познавательной деятельности | 1.Задает вопрос: О чем пойдет речь на уроке? Сообщение темы, цели, задач урока(слайд №1) Тема нашего урока – «Музыка в отечественном кино» Что мы можем узнать ? В ходе урока мы с вами должны будем выяснить, какую роль играет музыка в отечественых кинофильмах. Задачи (слайд 2) | -формулируют тему урока -запись темы урока в тетради Формулируют цель и задачи | Презентация, слайды 1-2 | |
IV.Актуализация знаний и умений учащихся Задачи:целенаправленность познавательной деятельности учащихся, установление взаимосвязей музыки и кино | 1.Беседа: Когда появилось искусство кино? Каковы были его особенности? Что помогало понять содержание фильма,чувства героев? Демонстрацию фильма сопровождали музыканты, обычно пианист-иллюстратор -«Тапер» | Участвуют в беседе, делятся своими знаниями - немое кино -музыка Проговаривают и распевают слово «Тапер» Воспринимают, слушают, участвуют в беседе | Слайд 3 | Сформировано представление о тапере и иллюстративной роли музыки в кино, |
V.Операционно-исполнительский этап Задачи: организация способов познавательной деятельности | 2.Обратимся к страницам истории. 30-е годы для нашей страны – время первооткрывателей, зачинателей Жажда открытий жила в искусстве и литературе. К этому времени относится создание первого комедийного музыкального фильма! 3. Организация прослушивания «Марша из к/ф «Веселые ребята»И.Дунаевского, Физминутка- маршировка под музыку 4. продолжение рассказа о создателях и актерах фильма – И.Дунаевском, Л.Утесове, Л. Орловой Обращает внимание на содержание строк «И тот, кто с песней по жизни шагает- тот никогда и нигде не пропадет», которые стали формулой жизни молодого поколения Предлагает пропеть мелодию песни, разучивание первого куплета 5. традиции музыкального кино в наше время- вспомнить к/ф. Какие песни вы знаете? Кто герои? В каких песнях к/ф-ма отражаются образы гл.героев? Организация групповой работы:Дается задание проанализировать тексты песен из к/ф «Приключения Электроника» согласно образам героев: Группа А: в каких песнях раскрывается образ Электроника? Какие слова подтверждают вашу мысль? Группа Б: в каких песнях раскрывается образ Сыроежкина? Какие слова подтверждают вашу мысль? Проведение обсуждения результатов поисковой дея-ти,организация разучивания песни «Колокола», выявление нравственных ценностей в песне | Слушают, эмоционально откликаются на произведение, описывают свое эмоциональное состояние Маршируют под музыку, Выявляют новаторство – первый отечественный музыкальный фильм Работа по разучиванию песни Называют к\ф, в том числе и «Приключения электроника» Работа по группам. Анализ текстов песен Обсуждение, обоснование, отстаивание своей т.зрения Разучивание песни | Слайд 4 И. Дунаевский «Марш» из к/ф «Веселые ребята» Слайд5 Слайд 6 Тексты песен «Колокола», «Ты-человек», «Мы маленькие дети», «Крылатые качели» Е. Крылатова «Колокола» Е. Крылатов | Эмоциональная и двигательная разрядка Формирование позитивного мироощущения, улучшение эмоционального фона Эмоциональный отклик на песни, нравственное самопознание, выражающееся в высказываниях детей о нравственных нормах поведения Человека Вывод о том, что музыка помогает раскрыть внутренний мир, образ героя. умение сравнивать |
VI.Оценочно-рефлексивный этап Задачи: интерпретация полученных знаний, создание выводов по результатам работы, подведение итогов | Подведение итогов урока, Учитель организует деятельность учащихся по осмыслению и обобщению полученной информации, приведение к мысли, что музыка не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его, она создает настроение картины, насыщает её красотой, многозвучностью. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым и интересным Исполнение песни «Колокола» | Рефлексия: Я сегодня узнал… Я сегодня услышал… Участвовал в исполнении… Оценка учителю… Моя оценка… Исполнение песни «Колокола»Е Крылатов | Колокола» Е Крылатов | Умение анализировать собственную и коллективную деятельности |
VII.Домашнее задание Задачи: закрепление способов художественно-творческой деятельности | Озвучивание Д\З: 1.Какие еще композиторы писали музыку в к\ф? 2.Прочесть повесть А.С. Пушкина «Метель» 3. написать небольшое эссе на тему « Роль музыки в кино» | Запись Д\З в дневник | | |