СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему "Авторская кукла"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку прикладной композиции по дополнительной  общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Композиция декоративно-прикладная». Для учащихся 5 класса (по 5-летней программе) 51час.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Авторская кукла"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Черняховская художественная школа им. М.Тенишевой»








Методическая разработка урока

Тема:

«Авторская кукла»

По дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Композиция декоративно-прикладная». Для учащихся 5 класса

(по 5-летней программе) 51час


Автор: преподаватель высшей квалификационной категории

Садаускене Инна Николаевна








г. Черняховск

2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ:


1. Введение


2. Пояснительная записка:


-Цели

-Задачи

-План урока


3. Краткое содержание темы


4. Литература и использованные источники


5. Приложения. Работы автора и учащихся.
































Введение

В мировой культуре у кукол - свое место и своя тайна. Не случайно Михаил Салтыков-Щедрин утверждал, что из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная. Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека. Она помогает ему сохранять нравственный ценностный мир, развивает фантазию и воспитывает, формирует творческое начало. Перефразируя Вольтера, можно сказать, что кукол нужно было выдумать, даже потому, что это необходимо людям. Художники, создающие кукол, творят не менее великое искусство, чем скульпторы и живописцы. Они исследуют духовный мир человека, вносят гармонию в человеческую душу, заставляют людей посмотреть на себя со стороны. Куклы, которым посвящена данная разработка, призваны пробуждать у людей чувства красоты и духовной гармонии, а, следовательно - менять нашу жизнь к лучшему. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Кукла – способ познания жизни для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь. Иногда произведение искусства. Человек освоил многие материалы и технологии, от древних до новейших. Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, фарфора, металла – достояние музеев и коллекционеров.


Папье-маше и фарфор, целлулоид и гуттаперча, резина и смолы, полиэтилен, пластик и винил… Подлинное возрождение куклы в России происходит в настоящее время, она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Кукла несет в себе память культуры, образа, характера и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка.


Кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике., в практической работе с детьми.

Это великолепный образец для занятий по художественному творчеству,


декоративно-прикладному искусству и дизайну. Кукла дает сегодня

блестящие уроки техники и технологии, формирования и художественного конструирования. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность и богатый духовный мир образа. Каждая авторская кукла хранит в себе мастерство и искусство своего создателя. И у каждого человека получается своя кукла, со своим характером и судьбой.



Пояснительная записка

Методическая разработка рассчитана на практическую работу с учащимися в возрасте от 14 до 17 лет в течение одного года (51 час) и основана на многолетнем личном творческом опыте преподавателя.

Принципы подхода к методике преподавания материала приближены к методике преподавания в художественных училищах, но имеют свои существенные отличия в связи с возрастными особенностями детей.

Разработка является комплексной; в ней используются элементы таких предметов как рисунок, цветоведенье, стилизация и декоративно-прикладное искусство.

Задачи:


  • Расширение кругозора учащихся;

  • Развитие художественного вкуса;

  • Развитие творческого потенциала и ремесленных навыков;

  • Развитие образного мышления и приобретение навыков в работе с бумажными формами;

  • Обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление языка дизайна, его особенностей и условностей;

  • Воспитание у учащихся высоких эстетических критериев;


Цель:


  • Освоение основных композиционных приемов;

  • Развитие образного, объемно-пространственного мышления;

  • Умение самостоятельно составлять художественный образ куклы;

  • Владение композиционными и технологическими приемами;

  • Развитие навыков построения объемной композиции;

  • Уметь применять полученные знания и навыки в быту.



Данная методическая разработка предполагает практический вид занятий.


Принципы построения занятий:


  1. постепенное усложнение заданий;

  2. закрепление полученных знаний и умений в ходе выполнения последующих заданий;

  3. индивидуальный подход к учащимся с учетом уровня их интеллектуального развития


Педагогическая целесообразность:


У школьников занимающихся авторской куклой должно создаться цельное представление о поле деятельности дизайнера и хорошие художественнее навыки.


К окончанию курса программы учащиеся должны знать и уметь:


  • составлять пропорции при формировании образа куклы;

  • знать технологию выполнения бумажного пласта;

  • знать технологию выполнения проволочного каркаса;

  • драпировать бумажный пласт в соответствии с образом;

  • оформлять голову, прическу и мимику лица куклы;

  • творчески подходить к созданию образа.


      1. Необходимое материально-техническое обеспечение

для реализации программы курса


        1. Для изготовления куклы из бумажного пласта необходимо:


  • бумажные салфетки, полотенца

  • цветные бумажные салфетки

  • клей ПВА

  • ножницы

  • пассатижи

  • проволока (1-3 мм, длина 1,5 – 2 м)

  • тонкий шпагат

  • флизелин

  • ткань хлопчатобумажная

  • пакля, пряжа, шерсть для валяния, сизаль (по выбору)

  • цельная пустая яичная скорлупа

  • деревянная подставка

  • краски акриловые

  • кисти

  • булавки

При проведении занятий по программе «Авторская кукла» следует обязательно в качестве наглядного пособия демонстрировать учащимся готовые изделия, т.е. куклы, выполненные в данной технике.

В данной ситуации демонстрируются куклы автора презентации .



  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

История куклы. Разновидность используемых в авторской кукле материалов.

Урок

4

1

3

Работа над образом, разработка эскиза куклы

Урок

4

1

3

2

Изготовление головы

Урок

8

2

6

3

Изготовление каркаса туловища

Урок

4

1

3

4

Изготовление рук

Урок

8

2

6

5

Изготовление ног и моделирование обуви

Урок

8

2

6

6

Изготовление бумажного пласта

Урок

4

1

3

7

Оформление одежды и монтаж на каркас куклы

Урок

12

3

9

8

Оформление лица и прически (головного убора)

Урок

8

2

6

9

Изготовление подставки для куклы и аксессуаров (при необходимости).


Урок

8

2

6


Итого


68

17

51

2. Краткое содержание курса.


  1. История куклы. Разновидность используемых в авторской кукле материалов.

  2. Работа над образом, разработка эскиза куклы.



  1. Изготовление головы.


Вариант 1. Для изготовления головы куклы за основу берется цельная скорлупа куриного яйца. Скорлупа оклеивается тонкой бумагой по технологии папье-маше 4-6 слоёв. К готовому овалу головы прикрепляется нос и шея (изготовление этих частей тела может быть из бумаги или пластилина с последующей оклейкой бумаги).

Вариант 2. Кукольная головка лепится из самозатвердевающего пластика, в основание которой помещается плотно сжатый комочек из фольги яйцеобразной формы.



  1. Изготовление каркаса туловища.


Каркас туловища – один из основных элементов куклы. От его пропорций и качества будет зависеть в дальнейшем и форма туловища куклы. Каркас туловища изготавливается из алюминиевой или медной проволоки диаметром от 1 до 3 мм. Чтобы правильно рассчитать размер каркаса, необходимо на листе бумаги нарисовать схему фигуры куклы в натуральную величину, затем из проволоки по чертежу изготавливается каркас туловища куклы. При формировании плечевого и тазового поясов требуется дополнительное укрепление. Для этого более тонким куском проволоки закрепляется проволочный каркас в области плеч и таза. Далее, для утолщения туловища, проволочный каркас обматывается полосками синтепона или ткани (шириной 4-5 см), набирая нужный объем на всех частях туловища. Для создания различного рода выпуклостей (попа, живот, грудь) – эти объемы набираются путем приклеивания кусочков синтепона в нужных местах. Таким образом, формируется туловище куклы. Далее, приготовленную заранее голову куклы, прочно следует прикрепить к туловищу обмоткой проволоки или шнура. Существует и другой способ изготовления каркаса туловища, где туловище формируется из цельного пласта разных материалов (пенопласт, пластик и пр.). А руки и ноги изготавливаются отдельно и затем соединяются с туловищем. Учащимся можно предложить эти варианты на выбор.


  1. Изготовление рук.


Для изготовления рук следует предложить два способа:


Вариант 1:


Изготовление рук непосредственно из бумажного пласта, по типу «рукавички». Для этого бумажный пласт должен быть не менее чем из 8-10 слоев бумаги. Ладошка формируется на проволочном основании, которое впоследствии соединяется с туловищем.



Вариант 2:

Для изготовления кистей рук используется проволочный каркас (проволока толщиной 1-1,5 мм.) Размер кисти формируется по заранее приготовленному эскизу. Готовый проволочный каркас оклеивается бумагой, формируется положение пальцев, а затем грунтуется шликером. (Шликер может быть из любого самозатвердевающего пластика).

Затем готовые кисти рук вставляются в рукава, которые впоследствии соединяются с туловищем.


  1. Изготовление ног и моделирование обуви.


При изготовлении ног следует предложить два способа:

Вариант1:

Изготовление ног в виде цилиндрических трубочек из бумаги. Ступни ног можно формировать из бумажного пласта или пластика. Обувь моделируется из бумажного пласта.

Вариант2:

На проволочный каркас ног с помощью бумажного пласта или других материалов (синтепон, трикотажная ткань) набирается объем ног. Ступни ног также формируются из бумажного пласта либо пластика. Обувь моделируется из бумажного пласта. Нужно иметь в виду, что при оформлении одежды на кукле в большинстве случаев приступать к драпировке одежды следует после оформления обуви. Обувь изготавливается из бумажного пласта по тому же принципу, что и одежда.

Важно обувь полностью смоделировать и оформить в окончательный вариант до того как ноги будут соединены с туловищем. Это упрощает работу.


  1. Изготовление бумажного пласта.


При создании кукольного образа очень важную роль играет костюм. Каждый художник использует множество разных приемов и разнообразных материалов, чтобы как можно точно воплотить свой замысел. В ход идет бумага разнообразной фактуры. Всевозможные способы «состаривания», проклейки, росписи, задувки, а также используется техника «декупаж». Проклеенный бумажный пласт открывает перед художником огромные возможности декорирования костюма куклы. А также аксессуаров для нее.

Уникальность этой технологии в том, что бумажный пласт той или иной плотности может имитировать любые виды ткани. Он таит в себе множество пластических возможностей. Этот материал кроится и драпируется на куколке так же, как и ткань; с его помощью легко фиксировать заданную форму и объем костюма. Бумажный пласт можно расписывать самыми разными способами. При желании можно использовать декорирование цветными салфетками, тканью, бисером и т.д. Для этой технологии желательно использовать мягкую фактурную бумагу (бумажные полотенца, туалетную бумагу). Для получения бумажного пласта следует нарезать бумагу диной 20-30 см, а затем последовательно проклеивать её клеем ПВА, выложив на ровную гладкую поверхность. Первый слой быстро промазывается широкой кистью, накрывается вторым слоем и аккуратно разглаживается ладонями. Второй слой промазывается клеем точно так же, как и первый, и приклеивается третий слой и вновь аккуратно разглаживается. Затем переворачиваются все три слоя бумаги (чтобы нижняя сторона не прилипала к рабочей поверхности). Промазываем клеем тот слой, который раньше был нижним, и укладываем на него четвертый. Таким образом, наслаивается нужное количество слоев, иногда до 10, в зависимости от нужной толщины.



Некоторые особенности технологии драпировки из бумажного пласта:


  • если нужно не гладкую, а фактурную слегка сжатую поверхность, то на чуть подсохший основной пласт следует наклеить еще один слой бумаги (лучше это сделать на уже выкроенную деталь одежды);

  • стыки и швы между деталями, которые не должны быть заметными,

проклеиваются двухслойной бумагой с неровными краями;

  • чтобы облегчить декорирование при объемных складках, можно подложить под них кусочки бумажных пластов, помогающие сформировать необходимый объем.

Чем больше куски бумаги, тем сложнее создавать из них пласт. Поэтому следует сразу выбрать оптимальный вариант, который позволит выкроить все необходимые детали.

Для декорирования одежды куклы возможно множество вариантов и все они доступны для детей подросткового возраста:


-декорирование бумажными салфетками с подходящим рисунком;

-роспись любыми красками на водной основе;

-аппликация из бумаги;

-аппликация из различных видов ткани;

-создание декора при помощи шнура;

-создание сложного рисунка при многослойном наложении красок;

-комбинации различных техник декора;

Все эти приемы несложны в применении и отлично развивают детскую фантазию и создают условия для творчества и эксперимента.


  1. Оформление одежды и монтаж на каркас куклы.


Когда пласт необходимой толщины готов, приступаем к декорированию костюма куклы, предварительно имея уже подготовленное туловище. При декорировании одежды следует придерживаться принципа наслоения объемов:

Тот, что будет нижним слоем в одежде и обуви, делается в первую очередь.


Последовательность одевания куклы


1. 2 . 3.

  1. Оформление лица и прически (головного убора).


Прежде, чем оформлять прическу, следует расписать лицо. Для этого голова грунтуется сначала шликером на основе мела и клея ПВА и белым акрилом, затем прокрашивается акрилом нужного телесного цвета. Лицо оформляется в зависимости от выбранного образа, рисуются глаза, губы, брови (при этом учитывая мимические выражения образа). После прописки лица оформляется парик, который может быть изготовлен из бумаги, пакли, пряжи и других материалов. Если необходим головной убор, он выполняется отдельно из бумажного пласта, фетра, фельца (в зависимости от образа). Готовый головной убор соединяется с головой куклы при помощи клея. Следует иметь в виду, что часто для более полного раскрытия образа того или иного персонажа изготавливают из бумажного пласта и необходимые для этого образа аксессуары.




  1. Изготовление подставки для куклы и аксессуаров (при необходимости).

Для изготовления подставки для куклы из многослойной фанеры или дерева вырезается нужной формы подставка. Она может быть декорирована просто краской либо бумагой (возможны и другие варианты). В готовой декорированной подставке высверливаются отверстия нужного размера, в которые вклеиваются и монтируются шипы на подошвах обуви куклы. Таким образом, кукла соединяется с подставкой. Образ готов.





  1. Литература:


  1. Г. Дайн. «Игрушечных дел мастера» М., 1994 г.

  2. Н. Генсицкая «История одной куклы» М., 2004 г.

  3. Е. Кунина «Характерные куклы» М., 2006 г.

  4. Г. Дайн «Русская тряпичная кукла» М., 2007 г.

  5. О. Андрианова «Скульптурный текстиль» М., 2005 г.

  6. Д. Гуррел «Куклы - марионетки» М., 2004 г.

  7. Б. Голдовский Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы» ООО «Дизайн Хаус» 2009г

  8. Журналы «Кукольный мастер» 2006/11 год.







  1. Приложение


Работы преподавателя, как наглядность на уроке



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!