СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему "Свойства инфорсации. Виды и формы представления информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе материала, отображённого в учебнике Н.Д. Угринович.   Цель: рассмотреть свойства информации; классифицировать информацию по видам; научить обучающихся  выбирать понятные формы представления информации.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Свойства инфорсации. Виды и формы представления информации"»

Тема урока

Свойства информации. Виды и формы представления информации.

Цель: рассмотреть свойства информации; классифицировать информацию по видам; научить учащихся выбирать понятные формы представления информации.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием «текстовая информация», с историческими фактами записи информации с древних времен и до наших дней. Обратить внимание учеников на зависимость смысла слова от его правильного написания. А так, же показать преимущества работы с текстовой информацией с появлением компьютеров.

  2. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету «информатика».

  3. Развивающая: развивать логическое мышление.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- свойства информации;

- виды информации;

- формы представления информации.

Учащиеся должны уметь:

- различать информацию по видам;

- Указывать свойства информации;

- выбирать наиболее удачную форму представления информации.

Программно-дидактическое обеспечения: ПК, программа PowerPoint или плакаты.

Ход урока

1.Подготовительный этап урока

1. Приведите пример актуальной информации.

2. Какими свойствами обладает историческая информация?

3. Каковы недостатки информации, размещённой в Интернете?

4. Звуковая информация является аналоговой или дискретной?

5. « Пять плюс три равно восемь». Это удачная форма представления данной информации или нет? Почему?

II.Проверка домашнего задания

1. Вызовите одного участника к доске и попросите остальных детей задать ему вопросы по теме урока. Оценивайте и вопросы и ответы.

2. Проверьте решение задач (устно).

3. Проверьте задачи на « черные ящики». Ученики заранее готовят их на доске во время устного опроса.

III.Изложение нового материала

1.Свойства информации

Вспомните о том, что информация является частью окружающего нас мира, т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что же это за свойства?

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано это с тем, что в разных науках существует своё определение понятия информации. Соответственно и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины. Для информатики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность.

Запишите все перечисленное свойство информации в виде следующей таблицы:

Свойство

Его признаки

Примеры

Операции с информацией

Объективность и субъективность


Зависимость от человеческого фактора

1. Фотоснимок природного объекта более объективен, чем картина, нарисованная человеком.

2. Игра «Глухой телефон».

3. У разных стран и народов одни и те же события выглядят по-разному

Исключение человеческого фактора

Полнота

Характеризует качество и достаточность информации

Рассматривая растение на фотографии мы получаем меньше информации чем на лугу

Повышает полноту информации

Актуальность


Это степень соответствия информации текущему моменту времени

- прогноз погоды на сегодня более актуален, чем на вчера

На сегодняшний день

Достоверность

Зависит от уровня информационного шума

- если мешать разговору двух людей, достоверность уменьшается

Фильтрация – отсеивание лишней информации

Доступность


Мера возможности получить ту или иную информацию

Если у вас нет компьютера, то информация из книги более доступная, чем с компакт - диска

Формализация информации – приведение информации из разных источников к одинаковой форме

Адекватность

Степень соответствия реальному объекту

- чем крупнее масштаб, тем адекватнее географическая карта

Фильтрация информации

Одна и та же информация при различных обстоятельствах обладает различными свойствами. В ходе информационного процесса человека или техническое устройство отбирает из всего потока только ту, которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в донной ситуации.

Приведите примеры в которых одна и та же информация обладает различными свойствами. (на примере таблицы)

Ко мне поступила следующая информация

Ситуация, в которой эту информацию можно принять к сведению

Ситуацию, в которой я эту информацию игнорирую

На улице идёт дождь

Мне нужно выйти из дома

Я выходить из дома не собираюсь









2.Виды информации и формы представления

Информация как объект, кроме того, что обладает различными свойствами, ещё и классифицируется по видам. Таких классификаций существует несколько. Кроме того, каждая наука вводит свою систему классификации. Для информатики главным является то, каким образом информационные процессы реализуются средствами вычислительной техники. Поэтому в информатике принята следующая классификация видов информации.







ИНФОРМАЦИЯ





Дискретная – скачкообразная (воспримимается вычислительной техникой)

Анлоговая – непрерывная (воспринимается человеком)









Визуальная

Аудиальная

Тактильная

Обонятельная

Вкусовая



Упражнение 2
Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации.
Подсказка:

Источники аналоговой информации:

1.Скрипка. Может создать звук любой высоты. Переход от тона к тону производит плавно и непрерывно.

2. Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яркость отдельных участков меняется плавно.

3. Телефон. Громкость звука меняется плавно и непрерывно.

4. Картина, нарисованная художником с использованием большого количества оттенков краски.

5. Графики функций.

Источники цифровой информации:

1. Фортепьяно. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком.

2. Монитор. Яркость луча изменяется скачком - есть луч ( яркая белая или цветная точка), нет луча ( черная точка).

3. Музыкальный проигрыватель компакт-дисков.

4. Компьютер.

5. Мобильные телефоны.

Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров записать в тетрадь.

Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого достаточно, например, разными цветами присвоить номер или музыку записать нотами) и наоборот.

В вычислительной технике такие преобразования производят специальные устройства, которые называются аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи - АЦП и ЦАП.

Так как аналоговую информацию человек воспринимает с помощью своих органов чувств, то он стремится зафиксировать ее таким образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информация может быть представлена в разных формах.

Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все это формы будут являться различными моделями объектов, процессов или явлений.

Упражнение 3

Приведите различные формы представления:

1) Некоторого сообщения;

2) условия математической задачи.

Пояснение: запишите примеры в тетрадь.

IV.Закрепление изученного

Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока.

V.Итоги урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание

Уровень здания: перечислите свойства информации, ее виды и формы представления.

Уровень понимания: какие виды информации получают животные и растения? Приведите примеры информации и ситуации, в которой она будет наиболее адекватной. Какими свойствами обладает историческая информация? Почему? Как со временем изменялись свойства следующей информации: « ЭВМ - это устройство, выполняющее вычислительные операции.

Творческий уровень: придумайте или вспомните какую-нибудь информацию и представьте ее в различных формах. Воспользуйтесь для этого традиционными способами и инструментами или соответствующими программными средствами

( графическим и текстовым редактором, электронными таблицами).