Тема урока
Свойства информации. Виды и формы представления информации.
Цель: рассмотреть свойства информации; классифицировать информацию по видам; научить учащихся выбирать понятные формы представления информации.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «текстовая информация», с историческими фактами записи информации с древних времен и до наших дней. Обратить внимание учеников на зависимость смысла слова от его правильного написания. А так, же показать преимущества работы с текстовой информацией с появлением компьютеров.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету «информатика».
Развивающая: развивать логическое мышление.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- свойства информации;
- виды информации;
- формы представления информации.
Учащиеся должны уметь:
- различать информацию по видам;
- Указывать свойства информации;
- выбирать наиболее удачную форму представления информации.
Программно-дидактическое обеспечения: ПК, программа PowerPoint или плакаты.
Ход урока
1.Подготовительный этап урока
1. Приведите пример актуальной информации.
2. Какими свойствами обладает историческая информация?
3. Каковы недостатки информации, размещённой в Интернете?
4. Звуковая информация является аналоговой или дискретной?
5. « Пять плюс три равно восемь». Это удачная форма представления данной информации или нет? Почему?
II.Проверка домашнего задания
1. Вызовите одного участника к доске и попросите остальных детей задать ему вопросы по теме урока. Оценивайте и вопросы и ответы.
2. Проверьте решение задач (устно).
3. Проверьте задачи на « черные ящики». Ученики заранее готовят их на доске во время устного опроса.
III.Изложение нового материала
1.Свойства информации
Вспомните о том, что информация является частью окружающего нас мира, т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что же это за свойства?
Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано это с тем, что в разных науках существует своё определение понятия информации. Соответственно и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины. Для информатики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность.
Запишите все перечисленное свойство информации в виде следующей таблицы:
Свойство | Его признаки | Примеры | Операции с информацией |
Объективность и субъективность  | Зависимость от человеческого фактора | 1. Фотоснимок природного объекта более объективен, чем картина, нарисованная человеком. 2. Игра «Глухой телефон». 3. У разных стран и народов одни и те же события выглядят по-разному | Исключение человеческого фактора |
Полнота | Характеризует качество и достаточность информации | Рассматривая растение на фотографии мы получаем меньше информации чем на лугу | Повышает полноту информации |
Актуальность | Это степень соответствия информации текущему моменту времени | - прогноз погоды на сегодня более актуален, чем на вчера | На сегодняшний день |
Достоверность | Зависит от уровня информационного шума | - если мешать разговору двух людей, достоверность уменьшается | Фильтрация – отсеивание лишней информации |
Доступность  | Мера возможности получить ту или иную информацию | Если у вас нет компьютера, то информация из книги более доступная, чем с компакт - диска | Формализация информации – приведение информации из разных источников к одинаковой форме |
Адекватность | Степень соответствия реальному объекту | - чем крупнее масштаб, тем адекватнее географическая карта | Фильтрация информации |
Одна и та же информация при различных обстоятельствах обладает различными свойствами. В ходе информационного процесса человека или техническое устройство отбирает из всего потока только ту, которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в донной ситуации.
Приведите примеры в которых одна и та же информация обладает различными свойствами. (на примере таблицы)
Ко мне поступила следующая информация | Ситуация, в которой эту информацию можно принять к сведению | Ситуацию, в которой я эту информацию игнорирую |
На улице идёт дождь | Мне нужно выйти из дома | Я выходить из дома не собираюсь |
| | |
| | |
2.Виды информации и формы представления
Информация как объект, кроме того, что обладает различными свойствами, ещё и классифицируется по видам. Таких классификаций существует несколько. Кроме того, каждая наука вводит свою систему классификации. Для информатики главным является то, каким образом информационные процессы реализуются средствами вычислительной техники. Поэтому в информатике принята следующая классификация видов информации.
ИНФОРМАЦИЯ


Дискретная – скачкообразная (воспримимается вычислительной техникой)
Анлоговая – непрерывная (воспринимается человеком)


Визуальная | Аудиальная | Тактильная | Обонятельная | Вкусовая | |
Упражнение 2
Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации.
Подсказка:
Источники аналоговой информации:
1.Скрипка. Может создать звук любой высоты. Переход от тона к тону производит плавно и непрерывно.
2. Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яркость отдельных участков меняется плавно.
3. Телефон. Громкость звука меняется плавно и непрерывно.
4. Картина, нарисованная художником с использованием большого количества оттенков краски.
5. Графики функций.
Источники цифровой информации:
1. Фортепьяно. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком.
2. Монитор. Яркость луча изменяется скачком - есть луч ( яркая белая или цветная точка), нет луча ( черная точка).
3. Музыкальный проигрыватель компакт-дисков.
4. Компьютер.
5. Мобильные телефоны.
Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров записать в тетрадь.
Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого достаточно, например, разными цветами присвоить номер или музыку записать нотами) и наоборот.
В вычислительной технике такие преобразования производят специальные устройства, которые называются аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи - АЦП и ЦАП.
Так как аналоговую информацию человек воспринимает с помощью своих органов чувств, то он стремится зафиксировать ее таким образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информация может быть представлена в разных формах.
Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все это формы будут являться различными моделями объектов, процессов или явлений.
Упражнение 3
Приведите различные формы представления:
1) Некоторого сообщения;
2) условия математической задачи.
Пояснение: запишите примеры в тетрадь.
IV.Закрепление изученного
Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока.
V.Итоги урока
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Уровень здания: перечислите свойства информации, ее виды и формы представления.
Уровень понимания: какие виды информации получают животные и растения? Приведите примеры информации и ситуации, в которой она будет наиболее адекватной. Какими свойствами обладает историческая информация? Почему? Как со временем изменялись свойства следующей информации: « ЭВМ - это устройство, выполняющее вычислительные операции.
Творческий уровень: придумайте или вспомните какую-нибудь информацию и представьте ее в различных формах. Воспользуйтесь для этого традиционными способами и инструментами или соответствующими программными средствами
( графическим и текстовым редактором, электронными таблицами).