СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Образование первых государств"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан на основе УМК по истории Росси под редакцией А.А. Торкунова и соответствует требованиям ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Образование первых государств"»

Тема: Образование первых государств

УМК История России под редакцией академика РАН А.В. Торкунова

Москва, «Просвещение» 2017

Учебник История России ч. 1 §2

Учитель истории Кузьмина Людмила Геннадьевна


Среди самых важных последствий «неолитической» революции можно выделить три:

  1. появление социального неравенства (т.е. неравенства людей в обществе);

  2. зарождение эксплуатации (присвоение результатов чужого труда), что проявлялось в рабстве;

  3. возникновение государств.

Мы уже познакомились с народами и государствами древнего (античного) мира: египтянами, шумерами, греками и другими.


Но мир античности закончился, на смену ему пришло средневековье – мир варваров.

Вопрос: Вспомните, что означает слово варвар и кто его применял?

(ожидаемый ответ: древние греки так называли чужеземцев, говорящих на другом языке)


Обратите внимание на план, где перечислен ряд варварских народов и племён, с дославянской историей которых мы познакомимся сегодня.


УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА.

(На экран выводится слайд №2 с картой расселения праславян)


Ещё задолго до прихода славян на территорию восточноевропейской равнины, где и образовали Древнерусское государство «Русь», здесь жили различные племена и народы, складывались и погибали государства.


(На слайд презентации выводится учебная задача)

Учебная задача: Сегодня мы познакомимся с ними и по ходу урока постараемся найти ответ на вопрос: «Что являлось главным стимулом для объединения племён и создания государств?»

(Для успешного выполнения учебной задачи предлагаем учащимся по ходу урока делать заметки, относящиеся к каждому конкретному народу)


ГРЕЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

(На экран выводится слайд №3 с картой греческих полисов и Боспоского царства)


В дославянское время самые бурные события развивались в южных лесостепных территориях. Здесь были благоприятные условия для земледелия и скотоводства.

Речные и морские торговые пути стимулировали развитие торговли и ремесла, а также культурные обмены между разными народами. Эти территории привлекали многие народы, и здесь появлялись и исчезали государства. Одними из первых земли Причерноморья оценили древние греки.

Чёрное море они называли Понтом Эвксинским, т.е. «гостеприимным морем», а Крым – «Таврикой» (страной тавров).

На его берегах ещё с VIIв. до н.э. стали возникать греческие полисы. Самыми крупными из них были Ольвия, Пантикапей и Херсонес.

(На слайд презентации выводится схема хронологических периодов существования греческих государств в Причерноморье)


Угроза нападения со стороны варваров, особенно скифов, подтолкнула греческие полисы к объединению.

В Vв. до н.э. часть этих городов объединились в Боспорское царство со столицей в Пантикапее, которое со временем превратилось в самое богатое государство Причерноморья. Оно просуществовало до нашествия гуннов во 2-ой пол. IVвека.

СКИФЫ.

(На экран выводится слайд №4 с картой расселения скифов)

Примерно в одно время с греками в Причерноморье из Азии стали переселяться ираноязычные племена скифов.

(На слайд презентации выводится схема хронологических периодов существования скифского государства)

Скифы вели как кочевой, так и осёдлый образ жизни:

  • ближе всего к славянам были скифы-земледельцы;

  • юго-восточнее – кочевники скифы-скотоводы;

  • на границах с Грецией – эллино-скифы;

  • но сильнейшими греки считали царских скифов.

Долгое время скифы господствовали в этом регионе, ходили походами в Азию, нападали на греческие колонии.

Но, по мнению древнегреческого историка Фукидида, была у скифов слабость.

(На слайд презентации выводится цитата древнегреческого историка)

В своей книге «История Пелопонесской войны» он писал о скифах: «И не только в Европе, но даже и в Азии нет народа, который сам по себе мог бы устоять против скифов, если бы они были едины».

И именно необходимость завоевания новых территорий и стремление держать в повиновении покорённые племена привели к образованию скифского государства.

К IV веку до н.э. царские скифы подчинили себе соседние скифские племена и создали Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском.

Во II веке до н.э. в союзе с роксоланами и аланами скифы предприняли попытку захватить соседнее греческое государство Херсонес, но она провалилась.

А вскоре уже само Скифское государство было покорено царём Понта. И окончательно Скифское царство и соседние греческие государства были уничтожены гуннами, чьё нашествие на запад вызвало Великое переселение народов.

Исчезнув во 2-ой пол. IVвека, в многочисленных курганах Причерноморья скифы оставили нам памятники своей культуры.

(Ответ на вопрос, что такое «курган», и почему курганы являются сосредоточением памятников скифской культуры, учащимся предлагается найти дома самостоятельно по учебнику)

ДЕРБЕНТ

(На экран выводится слайд №5 с картой расположения города Дербент)

Причерноморье всегда привлекало к себе завоевателей. Народы и государства приходили и уходили, а после них оставались города, многие из которых существуют до сих пор, как, например, греческий Херсонес.

Но один из самых древних городов не только России, но и мира – город Дербент – находится в Закавказье, на территории современной республики Дагестан.

Эта персидская крепость была основана в 438 году и находится между двумя 3-х километровыми каменными стенами, идущими параллельно от берега моря и до гор, и запиравшими этот узкий проход с севера на юг.

С персидского «Дербент» и переводится как «узкие ворота».

Этот город за свою долгую историю пережил множество нашествий.

(На слайд выводится изображение древней мечети и краткая историческая справка о городе)

  • VI век – хазары;

  • VII век – тюрки и арабы;

  • XI век – тюрки-сельджуки;

  • XIII век – монголы (Дербент в составе Золотой Орды);

  • 1722 год – по русско-персидскому договору Дербент перешёл в состав России.

В IV веке жители этого города приняли христианство, а позже – ислам.






ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

(На экран выводится слайд №6 с картой Тюркского каганата)

Средняя Азия в раннее средневековье была населена тюркскими племенами, находившимися под властью аваров, и плативших им дань.

В конце концов это вызвало восстание против аваров, которое начало племя ашанов, обитавшее на Алтае и платившее им дань железом.

Сначала освободительная борьба против аваров, а потом и собственные грабительские походы, подтолкнули тюркские племена к объединению и созданию своего государства.

В VI веке на огромной территории от Чёрного моря до Монголии образовалось государство – Тюркский каганат.

Тюркский каганат был огромным, но непрочным государством. Он представлял собой союз множества племён во главе с аварским каганом (ханом ханов), внутри которого постоянно происходила межплеменная борьба за власть. Это и привело каганат к скорому распаду.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

(На экран выводится слайд №7 с картой Хазарского каганата)

В VII веке на юге появились тюркоязычные племена хазар. Они подчинили себе все племена от Днепра на западе и до Аральского моря на востоке, заставив платить дань. Хазары вели полукочевой образ жизни: весной уходя в степь со своими стадами лошадей и овец, а осенью возвращались в города. Столицей Хазарского каганата стал город Итиль в устье Волги (древнее название реки «Итиль»).

Это был крупный торговый город, в котором можно было услышать речь на многих языках. Население исповедовало различные религии, но каган и хазарская верхушка в VIII веке приняли иудаизм.

(На слайд презентации выводится схема хронологических периодов существования Хазарского государства)

Разрушен Хазарский каганат был походами русичей во главе с князем Святославом в IX веке.

ВЕЛИКАЯ БУЛГАРИЯ

(На экран выводится слайд №8 с картой булгарских государств)



В VII веке, когда распался Тюркский каганат, на территориях от реки Дунай и до Кубани тюркоязычные булгары создали государство Великая Булгария со столицей в Фанагории.

(На слайд презентации выводится схема хронологических периодов существования булгарских государств)

Объединил булгарские племена хан Курбат, оставленный ещё в детстве дядей в качестве залога мира в Константинополе, и воспитывавшийся поэтому при дворе византийского императора. Все время своего существования булгары вели борьбу с хазарами.

(На слайд выводится картина болгарского художника Димитра Гюджиева «Хан Курбат с сыновьями»)

Творческое задание: Перед вами картина болгарского художника Димитра Гюджиева «Хан Курбат с сыновьями». Предположите, какой завет отца своим сыновьям изобразил живописец?

(иллюстрация должна вызвать у ребят ассоциацию с притчей об отдельных прутиках, которые легко сломать поодиночке, и связке, которую сложно переломить).

Сам Курбат завещал сыновьям оставаться едиными. Но после его смерти примерно в 665г. сыновья разделили государство на отдельные орды. Старший сын унаследовал Великую Булгарию, но после ухода братьев его покорили хазары. Второй сын Котраг перешёл реку Дон и двинулся на север. Впоследствии в IXвеке в районе слияния Волги и Камы возникает Волжская Булгария.

В 922г. Волжская Булгария приняла государственной религией ислам. Это государство существовало до нашествия Бату-Хана в 1236 году. Третий сын Аспарух ушёл на Дунай, где в союзе с южными славянами основал Дунайскую Булгарию. Культурное влияние Византии привело к принятию болгарами восточного христианства.

ФИННО-УГРЫ И БАЛТЫ

(На экран выводится слайд №9 с картой «Соседи праславян в V-IVвв. до н.э.»)

В отличии от южных лесостепных регионов на севере, с более суровыми природными условиями, первобытное общество распадалось медленнее. Здесь предки славян соседствовали с кельтами и германцами на западе, и с балтами и финно-уграми на востоке.

Огромные территории будущей Руси занимали балты и финно-угорские племена. Они занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей и домашним ремеслом. Мужчины из дерева и бересты делали бытовую утварь, а женщины ткали одежду и вышивали. Умели обрабатывать металлы и делать гончарные изделия. Они жили в полуземлянках, при этом строили хорошо укреплённые городища, туда перегоняли скот, там прятали зерно и оборонялись в случае внешней угрозы. Как и все варварские народы, балты и финно-угоры были язычниками.

РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

(На экран выводится слайд № 10 с таблицей)

Давайте ещё раз посмотрим на названия племён, народов и государств, с которыми мы познакомились сегодня, и найдём ответ на вопрос: «Что являлось главным стимулом для объединения племён и создания государств?»

(По мере ответов учащихся, происходит заполнение таблицы на экране.

Проанализировав данные таблицы учащиеся должны сделать вывод. Затем он выводится на экран).

ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВЫПОЛНИМ ТРИ ЗАДАНИЯ


ЗАДАНИЕ № 1

На экран выводится слайд № 11 с зданием: «Соотнесите древнейшие государства и столицы»

ЗАДАНИЕ №2


На экран выводится слайд № 12 с зданием: «Соотнесите древние названия с географическими объектами»


ЗАДАНИЕ №3


На экран выводится слайд № 13 с зданием: «Определите финно-угорские племена»

Домашнее задание §2, ответить на вопросы внутри параграфа обозначенные знаком?



Скачать

© 2017 4646 317

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!