СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе "Смертная казнь – «за» или «против»?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время ведется весьма интересная дискуссия вокруг проблемы смертной казни. Является ли она фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Принять ли ее в современный период развития или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка?  

Данный урок предусматривает организацию деятельности учащихся над проблемой смертной казни. Учитывая особую актуальность этой проблемы и общественный интерес к ней, можно считать целесообразным проведение специального занятия, посвященного этой теме.

Учебный предмет «обществознание» в 9 классе ведется на основе программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. В данной программе предусмотрена тема «Гражданин. Право. Мораль». В рамках изучения этой темы и предполагается проведение урока «Смертная казнь – «за» или «против»?

Урок разработан на основе статьи «Хладнокровное убийство» Анатолия Бернштейна  в журнале «История»  № 14, 2006  http://his.1september.ru/article.php?ID=200601403

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 9 классе "Смертная казнь – «за» или «против»?"»

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе



________2014 г. Учитель истории и обществознания МБОУ «Юрическая основная

общеобразовательная школа» Уфимцева Людмила Юрьевна

Обоснование:

В последнее время ведется весьма интересная дискуссия вокруг проблемы смертной казни. Является ли она фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Принять ли ее в современный период развития или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка?

Данный урок предусматривает организацию деятельности учащихся над проблемой смертной казни. Учитывая особую актуальность этой проблемы и общественный интерес к ней, можно считать целесообразным проведение специального занятия, посвященного этой теме.

Учебный предмет «обществознание» в 9 классе ведется на основе программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. В данной программе предусмотрена тема «Гражданин. Право. Мораль». В рамках изучения этой темы и предполагается проведение урока «Смертная казнь – «за» или «против»?

Урок разработан на основе статьи «Хладнокровное убийство» Анатолия Бернштейна в журнале «История» № 14, 2006 http://his.1september.ru/article.php?ID=200601403

Тема: Смертная казнь – «за» или «против»?

Цели:

  1. Развивать представления учащихся о сложности и противоречивости проблемы отмены смертной казни в Российской Федерации.

  2. Развивать у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества.

  3. Формировать у молодого поколения ориентиров для гражданской самоидентификации и расширение опыта оценочной деятельности учащихся.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества,

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору.

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность,

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация),

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

  • использование знаний в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

Предметные

  • умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину,

  • умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей,

  • умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Методы обучения: проблемные, информационно - коммуникационные.

Оборудование: Медиапроектор, компьютеры, дидактические карточки, весы.

Подготовительная работа учащихся к уроку: проведение соцопроса «Смертная казнь: за и против?» в социальной сети «ВКонтакте», подготовка презентаций «Самые жестокие убийцы», «Судебные ошибки», «Пожизненно заключенные», видеоролик «Остановись» (SHOT).

План изучения новой темы

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания.

  6. Первичное закрепление.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  8. Рефлексия (подведение итогов урока)



Используемая литература

  1. Воспитание индивидуальности: учебно- методическое пособие./Под редакцией Е.Н.Степанова.- М: 2005

  2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. История.2012. Учебное пособие./Е.А. Гевуркова и др.- Москва: 2012 г.

  3. История. 5-11 классы: технологии современного урока / авт. сост.В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009

  4. Конституция РФ.- Москва: Проспект, 2012.

  5. Прикамье. Век XX. Учебное пособие. Пермь. «Книжный мир». 1999

  6. Прикамье: история политических репрессий и ГУЛАГа (1917 – 1989) Хроника. Справочное издание. Составитель Л.А. Обухов. Пермь «Книжный мир» 2004


Используемые интернет ресурсы

  1. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

  2. ВКонтакте http://vkontakte.ru/

  3. История.ru http://www.istorya.ru/articles/smkazn.php

  4. Пермский Мемориал http://www.pmem.ru/index.php?id=32

  5. Применение смертной казни в России. Справка» http://smertnaya-kazn.com/2011/05/primenenie-smertnoj-kazni-v-rossii-spravka/

  6. Фонд «Общественное мнение» http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd012825

  7. Хладнокровное убийство. Анатолий Бернштейн // История № 14, 2006 http://his.1september.ru/article.php?ID=200601403









Подробный конспект урока

1. Организационный этап.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

УУД: личностные, коммуникативные.

- Начать наш урок хочу с притчи - загадки.

Притча - загадка

Слайд №1 Царь очень сильно ненавидел одного греческого философа и желал всем сердцем его смерти. Когда грека привели к царю, царь дал последнему выбор смертной казни, философ не растерялся, и попросил царя поклянутся, что его выбор будет приведен в исполнение, тот естественно её дал без всяких раздумий, после чего философ громко объявил свой смертный приговор. Царь был вынужден отпустить на волю хитреца. Как философ пожелал умереть? (от старости)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание мотивации к новому учебному действию организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

УУД: личностные, регулятивные.

Вводная информация.

Слайд № 2. Итак, к уроку мы готовились давно, тема нашего урока: Смертная казнь – «за» или «против»?

Задание «Весы правосудия» Пред вами весы. Давайте проголосуем и посмотрим мнение нашей аудитории.

- вам интересно обсудить сегодня эту тему, подискутировать, нужна ли смертная казнь?

- мы рассмотрим разные точки зрения на проблему смертной казни, поразмышляем, может ли государство встать на одну ступень с преступником, выступая в роли палача? Выскажем свое отношение к смертной казни? Это и будет нашей учебной проблемой.

Давайте, обратимся к документам.

Задание № 1. Анализ источника.

Изучите текст ст. 20 Конституции РФ., ст. 1,2 Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года (далее именуемой "Конвенция"),

считая, что развитие, имевшее место в нескольких государствах-членах Совета Европы, выражают общую тенденцию в пользу отмены смертной казни, согласились о нижеследующем:

Статья 1 Отмена смертной казни

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Статья 2 Применение смертной казни в военное время

Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства.

Вопросы:

- Как в этих документах решается вопрос о смертной казни?

- в чем противоречие?

Обсуждение

Информация учителя.

Слайд № 3. Смертная казнь - высшая мера наказания. С одной стороны, согласно Конституции, она установлена уголовным кодексом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

С другой стороны конституция говорит, «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

28 апреля 1983 г. страны, входившие в Совет Европы, подписали Дополнительный протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Слайд № 4. В то время, когда Протокол был составлен, его подписали всего 13 стран из 21 входившего в Совет Европы государства (некоторые не подписали и не ратифицировали и поныне)

Карта мира «Государства и смертная казнь» На сегодня 141 государство отменили смертную казнь, 57 государств продолжают применять смертную казнь. Однако для тех государств, которые только вступают в Совет Европы, условием вступления является законодательная отмена смертной казни в течение ближайших трех лет.

Слайд № 5. Начавшийся в январе 1996 г. процесс вступления России в Совет Европы создал новую правовую ситуацию – введение моратория, необходимость отмены смертной казни. 16 мая 1996 г. был принят Указ Президента РФ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".

Словарик урока: смертная казнь, ратификация, мораторий.

Слайд № 6. Задание № 2 Заполнение таблицы. В течение урока вам предлагается заполнить таблицу в электронном варианте «Аргументы за и против смертной казни»

Общество нашей страны по-разному относится к проблеме смертной казни. Представление результатов соцопроса «Смертная казнь: «за» или «против?» с использованием социальной сети ВКонтакте (с выборочными комментариями)

- Итак, какие аргументы мы можем уже сейчас записать в таблицу.

3. Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, анализ информации, необходимой для решения учебной задачи.

УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

- Противоречивость вопроса о смертной казни мы увидим в презентациях: «Самые жестокие убийцы», «Судебные ошибки», «Пожизненно заключенные».

- Какие аргументы мы можем еще записать в таблицу.

Слайд № 6. Заполнение таблицы «Аргументы за и против смертной казни»

Для решения учебной проблемы вам предлагается проанализировать различные источники и выполнить технические задания.

Учащиеся индивидуально выполняют следующие задания:

Задание № 3. Анализ источника.

Булгаков Сергей Николаевич. О смертной казни. (Из сб.: "Против смертной казни") // Смертная казнь: за и против. - М.: Юрид. лит., 1989

«Всякое убийство есть дело ненависти. Не может быть, чтобы человек убивал человека из любви к нему. Смертная казнь есть один из самых ужасных видов убийств, потому что она есть холодное, расчётливое, сознательное, принципиальное убийство — убийство без всякого аффекта, без всякой страсти, без всякой цели; убийство ради убийства. И в этом главный её грех и ужас».

Вопросы:

  • Кто автор этих слов? Предположите, когда сказаны эти слова?

  • Сторонником, какой точки зрения на проблему смертной казни является автор?

  • Какие прилагательные использует автор, говоря о смертной казни?

  • Что автор называет главным грехом?

  • Согласны ли вы с мнением автора?

Андрей Дмитриевич Сахаров. Обращение в организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни, сент., 1977

«Я считаю смертную казнь жестоким и безнравственным институтом, подрывающим нравственные и правовые устои общества. Государство, в лице своих чиновников …, присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое действо: лишение жизни. Такое государство не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в стране. Я отрицаю сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных преступников. Я уверен в обратном – жестокость порождает жестокость»

Вопросы:

  • Кто автор этих слов?

  • Вид документа и год его появления? К кому обращены?

  • Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни является автор?

  • Какие аргументы в подтверждение своей точки зрения приводит автор?

  • Согласны ли вы с мнением автора?

Открытое обращение российских политиков, учёных, военных, представителей творческой интеллигенции к президенту России В.В.Путину

Дорогие соотечественники!

Уважаемый Президент Российской Федерации!

Отечество наше в опасности! Россия на грани самоуничтожения. Враг у нашего порога, и имя ему — криминал… Убивают без разбора, хладнокровно и жестоко — детей и стариков, студентов и академиков, бизнесменов и государственных деятелей.

Вопреки воле народа и в угоду политическим требованиям Запада в стране был введён мораторий на смертную казнь за особо тяжкие преступления против личности. Именно это решение развязало руки преступникам. Решение о моратории на смертную казнь было не просто ошибочным, а пагубным. Оно обернулось для общества большой трагедией. Убивают тысячи и тысячи людей, а их близким суждено до конца дней своих нести в душах тяжкий груз не утихающей скорби.

Обращаемся к Вам, уважаемый Президент: используйте Ваши полномочия для отмены моратория на смертную казнь за особо тяжкие преступления против личности и государства; объявите народу конкретную программу борьбы с внутренним терроризмом — криминалом всех мастей. Мы уверены, что граждане России готовы к конструктивному диалогу с Вами по названным проблемам.

Подписали: Абалкин Л.И., Алферов Ж.И., Алексеев М.Н., Аслаханов А.А., Болотова Ж.А.,Бокерия Л.А., Бурляев Н.П., Ведерников А.Ф., Гареев М.А., Говорухин С.С., Горячева С.П.,Губенко И.В., Добреньков В.И., Дурова Н.Ю., Исаев Е.А., Калягин А.А., Карпов А.Е., Карпов В.В., Кобзон И.Д., Куняев С.Ю., Мартынов А.Г., Матвеев Е.С., Меньшов В.В., Никандров Н.Д., Ножкин М.И., Осипов Г.В. и многие другие.

Вопросы:

  • Вид документа? К кому обращен?

  • Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни являются авторы?

  • Какие аргументы в подтверждение своей точки зрения они приводят?

  • Вы поставили свою подпись в этом документе? Почему?

Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР.

В программе ЛДПР есть требование ввести смертную казнь за терроризм, а также для коррупционеров, чьи действия идут «на руку террористам». Лидер партии Владимир Жириновский выступает за большее применение смертной казни: по его мнению, это сократит количество преступлений. Так, например, по его мнению, смертная казнь должна быть применена в отношении виновников крушений самолётов, аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и крушения теплохода «Булгария», что сократило бы количество таких происшествий. Он не боится международных санкций: «Нас могут исключить из Совета Европы, но безопасность наших граждан нам дороже, чем членство в политической организации, какой является Совет Европы»

Жириновский отрицательно относится к пожизненному лишению свободы: по его мнению, это создаёт для преступника безопасность и возможность для коррупции. А преступник должен бояться смертной казни: «Самое главное, казнь должна быть публичная. Если будем вешать в центре города, и труп будет висеть два-три дня, обязательно сократится количество преступлений»

Вопросы:

  • Кто автор этих слов?

  • Согласны ли вы с мнением автора?

  • Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни является автор?

  • Какие аргументы в подтверждение своей точки зрения приводит автор?

  • Согласны ли вы с мнением автора?

Колокольцев Владимир Александрович, Глава МВД России. Интервью передаче «Вести в субботу» телеканала «Россия-1»

10 февраля 2013 года, Глава МВД России Владимир Колокольцев, в интервью передаче «Вести в субботу» телеканала «Россия-1» высказался в том духе, что не имеет ничего против возращения смертной казни в России, заявив следующее: Боюсь навлечь на себя гнев противников смертной казни, но если не как министр, а как простой гражданин, я не видел бы ничего предосудительного (в таком наказании) для подобного рода преступников». Это заявление было сделано на фоне общественного резонанса, вызванного громкими преступлениями, совершенными накануне — похищением и убийством 8-летней Василисы Галициной в Набережных Челнах, и похищение и убийство ещё одной девочки — на этот раз в Чечне.

Вопросы:

  • Кто автор этих слов?

  • Согласны ли вы с мнением автора?

  • Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни является автор?

  • Какие аргументы в подтверждение своей точки зрения приводит автор?

  • Согласны ли вы с мнением автора?

Слайд № 7. Известен и такой факт. Террорист Закариас Муссауи, участвовавший в организации террористических актов 11 сентября 2001 года в Америке и соучастник убийства около 3000 человек, был судим в мае 2006 года. Ему грозила смертная казнь, однако приговором стало пожизненное заключение. Услышав приговор, Закариас закричал: «Америка, я выиграл, ты проиграла!».

Обсуждение.

Слайд № 6. Заполнение таблицы «Аргументы за и против смертной казни»

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: презентация учащимися результатов самостоятельного исследования в различных формах, гражданская самоидентификация в окружающем мире.

УУД: познавательные, регулятивные, личностные

Слайд № 8 .Есть в истории нашего государства черные страницы, когда смертная казнь достигала ужасающих размеров, это и времена Ивана Грозного, это «белый» и «красный» террор в гражданскую войну, сталинские репрессии. Знание этих фактов наряду с другими позволяет воссоздать более объективную историю нашей страны и позволит нам раскрыть проблему смертной казни.

Словарик урока: репрессии.

Учащиеся выполняют следующие индивидуальные задания:

Техническое задание № 4.

  1. Прочитайте статью «Применение смертной казни в России. Справка»

http://smertnaya-kazn.com/2011/05/primenenie-smertnoj-kazni-v-rossii-spravka/

  1. Напишите в хронологическом порядке основные даты применения смертной казни в Российском государстве (программа Microsoft Office PowerPoint)

  2. Сделайте вывод по своей работе. Продолжите предложение: «Я не задумывался над вопросом ранее, но могут сказать, что ...»

Критерии оценивания:

5 – представлены основные даты, сделан обоснованный вывод

4 – представлены основные даты, вывод присутствует

3 – прочитана и проработана статья, результат в программе PowerPoint не представлен

2 - работа не выполнена

Моя оценка_____

Кстати на этом сайте приведите занимательные факты, например, за что можно было получить смертную казнь в разные периоды истории.      

8 место: Во времена инквизиции провинившихся сжигали на костре. Но, за связи с дьяволом никогда не судили женщин, которые весят больше 50 кг. Считалось, что именно 50 кг – максимальный вес, который может поднять метла, а без этого средства передвижения ведьма, уж конечно, никак не ведьма.

 7 место: За философские труды, которые ставили под сомнение существование Бога, можно было попасть на дыбу или подвергнуться страшной казни через сверление зубов.

1 место: За варку плохого пива в Персии можно было выбирать - быть утопленным в вещественном доказательстве твоего преступления или пить его, пока не упьешься до смерти.

Техническое задание № 5.

  1. Прочитайте выдержки из книги «Прикамье: история политических репрессий и ГУЛАГа (1917 – 1989)»:

« …1917 г. – 12 участников выступлений в Оханском уезде расстреляны красногвардейцами, убит Михаил Романов, убит архиепископ Пермский, 90 человек - участники крестьянского восстания в Оханском уезде расстреляны, 42 человека расстреляно в Перми и 29 в Кунгуре, 8 священников расстреляны.

1918 г. – 38 человек расстреляны по обвинению к принадлежности к организации «зеленых», 135 человек - участники Басинского восстания- расстреляны.

1921 г. - 2 участника Сепыческого восстания 1918 года расстреляны, 12 крестьян за хищение хлеба расстреляны, 73 человека за шпионско – диверсионную деятельность расстреляны.

1937 г. - первый председатель Пермского горкома А.Я. Голышев и секретарь Уральского обкома И. Д. Кабанов расстреляны, 9 человек – директора крупных предприятий Прикамья - расстреляны, 34 человека за принадлежность к повстанческой организации священников расстреляны, 482 человека за принадлежность диверсионно- вредительской организации расстреляны.

1938 г. – 61 человек за принадлежность к повстанческой организации в г. Кизел расстреляны.

  1. 127 человек за обвинение в шпионаже расстреляны…»

  1. Создайте статистический материал в программе Office Excel (график, столбиковую или фигурную диаграмму)

  2. Ответьте на вопросы

  • На какие события в стране приходится пик и спад применения смертной казни в Прикамье?

  • Перечислите категории населения, в отношении которых применялась смертная казнь?

4.Сделайте вывод по своей работе. Продолжите предложение: «Меня в этом вопросе больше всего смущает….»

Критерии оценивания:

5 – представлен статистический материал, сделан обоснованный вывод

4 – представлен статистический материал, вывод присутствует

3 – прочитана и проработана статья, результат в программе Office Excel не представлен

2 - работа не выполнена.

Моя оценка_____

Техническое задание № 6.

  1. Откройте интерактивную карту «Места расположения и краткие сведениями о бывших спецпоселениях и лагерных учреждениях ГУЛАГа на территории Пермского края (бывшей Молотовской области) в 1930 - 1950-е годы» http://www.pmem.ru/index.php?id=32

  2. Рассмотрите карту, откройте ссылку с терминами и определениями.

  3. Перечислите государственные меры, направленные на подавление оппозиции советской власти?

  4. Проанализируйте географию мер репрессивной политики государства (города и районы области)

  5. Сделайте вывод по своей работе. Продолжите предложение: «Я не задумывался над вопросом ранее, но могут сказать, что …»

Критерии оценивания:

5 – полный ответ на вопросы № 3,4 , сделан обоснованный вывод.

4 – полный ответ на вопросы № 3,4 вывод присутствует.

3 – ответ на вопросы № 3,4.

2 - работа не выполнена.

Моя оценка_____

Слайд № 9,10.

Творческое задание № 7,8.

Анализ картины Петра Алексеевича Белова «Песочные часы» (репродукция в электронном варианте на ноутбуках, а затем на экране в презентации)

Вопросы:

  • Кто изображен на картине?

  • Какое событие или явление?

  • Какой временной период изображен?

  • Составь описание репродукции, используя предложенные словосочетания: вмешательство во все сферы жизни человека и общества, полный контроль, культ личности, военная сила, террор.

  • Какими художественными средствами автор передает ужас политический режима?

  • Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной современникам и потомкам?

Критерии оценивания:

5 – полный ответ по вопросам, высказано свое мнение.

4 – полный ответ по вопросам

3 – ответ построен по трем вопросам и меньше.

2- ответа нет

Моя оценка_____

После 7-10 мин. работы учащиеся представляют результаты своей деятельности.

5. Первичная проверка понимания.

Цель: развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества.

УУД: регулятивные, личностные

Возвращение к теме урока Смертная казнь – «за» или «против»?

Слайд № 6. Заполнение таблицы «Аргументы за и против смертной казни»

Работа в режиме мозгового штурма.

Учащиеся в зависимости от своей точки зрения на проблему смертной казни готовят аргументы в защиту своей позиции и записывают их в таблицу на слайде.

Аргументы, которые могут выдвинуть учащиеся:

В пользу применения смертной казни:

Смертная казнь - наказание, способствующее наведению порядка в стране;

Смертная казнь - месть, моральная компенсация пострадавшей стороне;

Смертная казнь - уничтожение преступника как зла, опасности для общества;

Смертная казнь - профилактическое средство, предупреждение преступности;

Смертная казнь - крайняя, исключительная мера;

Смертная казнь - менее суровое наказание, чем пожизненное заключение.

Пожизненное заключение экономически не выгодно государству.

Против смертной казни:

Смертная казнь - слишком легкое наказание для преступника;

С религиозной точки зрения убийство - это грех;

Даже узаконенное убийство бесчеловечно;

Каждому человеку надо дать шанс исправиться;

Смертная казнь способствует распространению насилия;

Существует вероятность судебной ошибки;

Виноваты условия жизни, толкнувшие человека на преступление.

6. Первичное закрепление.

Цель: оценивание достигнутых результатов своей и чужой деятельности на данном уроке, осмысление проблемы и формирование собственного мнения по данному вопросу.

УУД: регулятивные, личностные

Слайд № 11. Диспут «Разброс мнений»

Представление результатов соцопроса «Какие чувства вы бы испытывали, если бы ваш друг и родственник был приговорен к смертной казни?» с использованием социальной сети ВКонтакте (с выборочными комментариями)

Вопросы для диспута:

- хотелось бы вам иметь друга, исполнителя смертного приговора – палача?

- мне кажется что, в этом вопросе является главным….

Обсуждение.

- Говоря о смертной казни, мне хотелось бы, чтобы вы задумались еще над тем, что есть люди, которые сами себе выписывают смертный приговор и приводят его в действие. Просмотр видеоролика на песню известного в кругах подростков репера о самоубийстве « Остановись…». Репер Shot (ШОТ) еще мало известен в музыкальном шоу – бизнесе и даже в Google с трудом можно найти о нем информацию. Родился репер Shot 1 декабря 1989 года и родным городом считает Петропавловский.

- какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы?

Обсуждение. Главная ценность человека – его жизнь.

 Остановись, куда идёшь ты, просто оглянись,
  Подумай о родных, ведь только началась твоя жизнь.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: знакомство с самостоятельной работой дома при выполнении творческого задания

УУД: познавательные, личностные

Опрос и написание эссе «Мнение моей семьи к проблеме смертной казни» или групповое задание: подготовить и провести завтра политический или социальный флеш – моб «Люби жизнь!»

8. Рефлексия (подведение итогов урока).

Цель: смыслообразование и нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.

УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные.

Слайд № 6. Таблица «Аргументы за и против смертной казни»

В конце урока учащимся предоставляется возможность снова выполнить Задание «Весы правосудия» и высказаться по вопросам:

  1. Изменилось ли ваше отношение к смертной казни в течение урока?

  2. Какой аргумент изменил (закрепил) это отношение?

  3. Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?

- Как вы оценили свою работу на уроке?

- Мне было комфортно работать с вами. Спасибо за урок.





14