СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе на тему:"Мировая экономика"(два варианта с заданиями в формате ЕГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура мирового хозяйства,мировая экономика,МГРТ.Развитие у учащихся познавательного интереса.Продолжить совершенствовать умение составления опорного конспекта.Задания в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 11 классе на тему:"Мировая экономика"(два варианта с заданиями в формате ЕГЭ)»

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе на тему: «Мировая экономика»

11 класс

Учебный предмет: Обществознание

Учебник Обществознание 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М., Просвещение, 2014.

Цели и задачи урока:

Цель урока: Рассмотреть основные принципы функционирования мировой экономики.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся со структурой мирового хо­зяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире; с раз­личными вариантами внешнеторговой политики на при­мере протекционизма (это политика государства,направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов и фритрейдерства (свободной тор­говли);

2. Содействовать развитию экономического мышления на основе понимания места и роли России в международ­ных экономических отношениях.

3. Способствовать развитию умения осуществлять эко­номический анализ, оценивать последствия внешнеторговой политики.

4. Продолжить совершенствовать умение составления опорного конспекта урока.

      Идея урока: в современном мире все взаимосвязано: политика, духовная жизнь и конечно, экономика. В ходе занятия учащиеся должны понять, что современный мир не может развиваться вне процессов всемирной интеграции и глобализации, но эти процессы необходимо координировать и направлять, в том числе и в экономической сфере.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, учебник Обществознание 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М., Просвещение, 2014., схема-конспект, экономическая карта мира, учебник Английский язык. 11 класс.

План урока:

1. Мотивация

2. Мировая экономика, основные понятия мировой экономики.

3. Международное разделение труда

4. Внешнеторговая политика

5. Всемирная торговая организация.

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

1. Мотивация. (слайд1) Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать экономическую сферу жизни общества. Тема нашего урока «Мировая экономика». Я уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок.

(слайд 2) Цель нашего урока: Рассмотреть основные принципы и особенности функционирования мировой экономики. На уроке мы изучим основные понятия мировой экономики, поговорим о международном разделении труда, методах торговой политики и всемирной торговой организации. У каждого из вас на столе лежит опорный конспект (Приложение 1), на протяжении урока вы будете с ним работать, и в конце урока должны будете представить получившийся продукт.

2. Мировая экономика, основные понятия мировой экономики.

(слайд 3) Учитель: Почему страны торгуют? Можно ли отгородиться друг от друга? (фронтальный опрос, ответы детей)

До сих пор мы с вами рассматривали национальную экономику и ничего не говорили о связях с внешним миром. Но в нашей жизни таких связей очень много. Мы идём в магазин и видим там, наряду с отечественными, множество товаров из разных стран мира. В фирмах, организациях и в доме у многих есть импортные компьютеры, оборудование или бытовая техника тоже из разных стран. Люди из России едут работать или учиться за границу, а из других стран, наоборот, приезжают учиться и работать в Россию.

Всё это говорит о связях и зависимости различных стран друг от друга в рамках мировой экономики.

Что такое мировая экономика?

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

(слайд 4) Учитель: действительно, мировая экономика это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Основа мировой экономики - международная торговля.

Основными понятиями мировой торговли являются Экспорт, Импорт и Сальдо торгового баланса.

Давайте вспомним, что такое импорт и экспорт?

Фронтальный опрос (ответу учащихся)

(Слайд 5) Учитель: Импорт – это ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.

Экспорт – это вид внешнеэкономической деятельности, направленный на продажу товаров и услуг за рубеж.

На слайде вы видите новое для вас понятие – сальдо торгового баланса - разность между стоимостью экспорта и импорта.

Как вы думаете, хорошо или плохо иметь положительное сальдо торгового баланса? Почему?

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

Учитель: В мировой практике принято считать, что отрицательное сальдо — это плохая тенденция, так как чрезмерный импорт способствует наводнению рынка импортными товарами, ущемлению интересов отечественного производителя. Международный валютный фонд в своих рекомендациях и условиях выдачи кредитов указывает на необходимость и полезность для экономики иметь положительный торговый баланс. В то же время уже несколько лет подряд у США отрицательный баланс достигает несколько десятков миллиардов долларов. При этом условия жизни в США служили эталоном благополучия для других

Как вы думаете, что будет являться основой международной торговли и всей мировой экономики?

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

Учитель: Действительно, это международное разделение труда, которое составляет основу международной торговли товарами и услугами, это международное движение капитала и рабочей силы, это валютные отношения. Многие страны вообще объединились в блоки и сняли почти все преграды на пути движения товара, капитала и рабочей силы. Данное явление получило название интеграция. Но начало всех этих процессов в мировой экономике – международное разделение труда.

(Слайд 6) Учитель географии: Международное разделение труда - это неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена.

Какие основные формы МГРТ существуют? (слайд 7)

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

Учитель географии: Основные причины МГРТ вытекают из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: (приводятся примеры по карте)

1) в географическом положении (сухопутное, приморское, соседское, то есть выгодное или невыгодное);

2) в природных условиях и ресурсах;

3) в условиях социально - экономического развития;

4) в исторических традициях.

Примеры:

- традиционно в странах Юго - Западной Азии ткали ковры (слайд 8), знаменитые персидские ковры, это до сих пор является брендом;

- в странах Юго - Восточной Азии с древнейших времён развито рисоводство (слайд 9), так как здесь тёплый и влажный климат;

- производство продукции точного машиностроения в Японии (слайд 10) - роботы, компьютеры, телевизоры и т. д ( эта страна бедна природными ресурсами ).

(слайд 11) МГРТ- выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции или услуг и обмен ими.

Приведите, пожалуйста, примеры отраслей международной специализации стран современного мира

Фронтальный опрос. Ответы обучающихся:

- Япония - автомобильная промышленность;

- Канада - зерновое хозяйство;

- Индия - текстильная промышленность;

- Россия- нефтяная и газовая промышленность.

Учитель географии: Перед вами карточки с заданиями. Определите название страны по отраслям международной специализации:

Индивидуальный опрос. Ответы обучающихся:

1) оборудование для АЭС, алюминий, парфюмерию, пшеницу, сахар, вина экспортирует:

а) Франция

б) Польша

в) ФРГ

2) пиломатериалы, бумага, морские суда, молочные продукты- основа экспорта:

а) Финляндии

б) Болгарии

в) Испании

3) автомобили, мотоциклы, химикаты, обувь, фрукты, овощи, цитрусовые- ведущие

статьи экспорта:

а) Италии

б) Великобритании

в) Швеции.

Учитель географии: таким образом, мы видим, что международное разделение труда охватывает большинство стран мира. МГРТ имеет давние исторические традиции (слайд 12).

Учитель истории: Это первая форма экономических отношений между странами. Из истории вы помните, что в XVII-XVIII вв. самой крупной торговой державой были Нидерланды, а затем Великобритания.

Ещё в XVII в. учёные-экономисты задавались вопросом: «Почему страны торгуют друг с другом?» В то время они полагали, что внешняя торговля создаёт богатство, которое ассоциировалось с золотом, и призывали правительства вывозить больше товаров, чтобы получать больше золота для страны, и меньше ввозить, чтобы не было оттока золота.

Но уже во второй половине XVIII в., когда в Англии начался промышленный переворот, т. е. переход от мануфактуры к фабрично-заводскому производству, отношение к торговле изменилось. (слайд 13) Шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) подверг критике идею о богатстве как владении большим количеством золота и показал, «как государство богатеет, и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет» (А. С. Пушкин).

А. Смит высоко ценил разделение труда и считал, что для граждан любой страны выгодно покупать заграничные товары, особенно если они продаются дешевле, чем отечественные. Учёный разработал теорию абсолютного преимущества во внешней торговле, суть которой состоит в том, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие, и поэтому имеют абсолютные преимущества в свободной торговле с другими странами. Россия, например, имеет абсолютные преимущества по газу, которого она производит больше всех в мире. Наша страна поставляет газ в развитые страны Европы в обмен на оборудование, так как его производство в России менее эффективно.

(слайд 14) Другой английский экономист Давид Рикардо (1772-1823) разработал теорию сравнительных преимуществ во внешней торговле. Суть её состояла в том, что страна получает выгоду, если она специализируется на производстве тех товаров, средние издержки которых относительно меньше, чем при производстве тех же товаров в других странах. Д. Рикардо в качестве примера взаимовыгодного обмена между Англией и Португалией приводил обмен такими товарами, как сукно (помните, что Англия была «мастерской мира»?) и вино, поскольку Португалия находится южнее Англии и природные условия там более благоприятны для выращивания винограда.

В истории сложились два основных метода международной торговли.

(Слад 15) Учитель английского языка:

To begin with, we’ ll listen to several people talking about some events of local economy. You need to say what exact measures of economic regulation you heard (звучит отрывок, текст отрывка прилагается)

Учащиеся предлагают ответы:

A import control, quota

B Tariffs

C Taxation

D Export ban

Are these regulations or restrictions? Are they tariff or non- tariff?

Let’s discuss this and other measures as a part of general picture.

Please, read the document, I have prepared, and be ready to explain the approaches to international trade

Red group – protectionism, yellow group tariff/ non-tariff, green group – free trade(учащиеся делятся на три группы согласно цвету, выбранного ранее конверта, и готовятся дать определения и примера понятий «фритрейдерство», «протекционизм» «тарифные и нетарифные методы»)

So let,s sum up what you have found out

В ходе обсуждения понятий, создается общая структурная схема

  • Protectionism – barriers to international trade to protect local production. These barriers include tariffs and non-tariffs barriers

  • Tariffs- are basically tax on imports.
    For example, China starts to export saris to India, therefore local Indian producers are going out of business. India could put a tariff on the import of saris to discourage China from exporting saris to protect their domestic market.

  • Non-tariffs -are less direct protectionist measures used to reduce the measure of import in the country.
    For example,
    *Quotas.(a limit on the number of imports into a country)
    *Subsides (are when the government give money to local producers to drop their price so the consumer will buy the local product instead of the imported one)
    *VER( Voluntary Exports Restrains), where both countries agree not to send things to each other thus benefiting from it.
    *Excessive Standard Requirements, could be health/safety requirements or anything that basically makes it hard to import.











































Учитель обществознания: Как вы только что выяснили, Россия, как и многие другие, даже самые развитые страны, не отказалась от политики протекционизма, используя разные методы регулирования внешней торговли.

(слайд 17) Существую тарифные и нетарифные методы протекционистской политики. Пользуясь стр. 121-122 учебника раскройте сущность понятий: таможенные тарифы на экспорт и импорт, таможенные союзы, квоты, эмбарго, стандартизация продукции. (самостоятельная работа по учебнику, фронтально, устно)

К тарифным методам регулирования относятся таможенные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы.

Таможенные тарифы на импорт – это пошлины на импортные товары, ввозимые в

страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высокие, а на сырьё и материалы – более низкие.

Как вы думаете, почему устанавливаются именно такие тарифы?

Цель такой политики – поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Экспортный тариф – это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

Таможенные союзы – это объединения стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.

К нетарифным методам регулирования международной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.

Установление квот – это количественные ограничения ввоза или вывоза определённого товара. Например, США стараются ограничить ввоз японских автомобилей и электроники, чтобы оградить от конкуренции отечественных производителей. Россия не установила квот, но повысила тарифы на ввоз импортных автомобилей, особенно подержанных, которые уже отработали 5-7 лет и цена которых очень низкая, чтобы защитить своих производителей, и таким путём ограничила ввоз автомобилей.

Ещё один приём скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубежа товары – это установление стандартов на ту или иную продукцию. Стандарты связаны с классификацией, маркировкой, проведением испытаний продукции и часто вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья населения. Например, в маркировке должен быть указан состав продукта; если это продукты питания, то должны быть указаны пищевые добавки. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещён.

Экономические санкции – эмбарго это установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Например, США, которые не хотели терпеть рядом собой прокоммунистическую страну, в 1962 г. объявили Кубе полное эмбарго. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары. Так, США в начале 1980-х гг. объявили эмбарго на поставку компьютеров в СССР под предлогом, что это может укрепить военный потенциал Советского Союза.

Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации (слайд 18). Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. – это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО – Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли (160 государств).

Цель этой организации – создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле – квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий.

Рефлексия. Мы с вами сегодня рассмотрели основные вопросы мировой экономики. Вернемся к нашей опорной схеме (слайд 19). У вас есть еще несколько минут, чтобы завершить работу с этой схемой.

Давайте проверим, что же у вас получилось.

Ответы учащихся.

Учитель обществознания: Давайте сверим наши опорные конспекты. (слайд 20).

Таким образом, у нас получился опорный конспект, который будет вам полезен при подготовке к единому государственному экзамену.

Наш урок подходит к концу. Некоторые из вас сегодня получили оценки (выставление оценок)

Давайте запишем домашнее задание: § 10, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома», сообщение о глобальных проблемах экономики.

Спасибо за урок.







11 класс обществознание, тема: Экономическая жизнь общества

уроки № _____ Тема «Мировая экономика»

Дата проведения урока:

Педагогические цели:

  • образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; систематизировать знания о глобальных проблемах экономики; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств.

  • воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

  • развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

  • создать условия для развития УУД:

  • личностных:

  • понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства;

  • осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику;

  • оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике;

  • метапредметных: развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов;

  • умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России;

  • предметных: владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»;

  • сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития;

  • представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны;

  • способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом;

  • совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Понятие мировой экономики. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования

Образовательные ресурсы: учебник 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

2) Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс : пособие для учителей общеобразоват. организций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др. ]. - М. : Просвещение, 2014.

Наглядность, ТСО:

План

  1. Орг. момент.

  2. Повторение опорных знаний

  3. Усвоение новых знаний

1) Что такое мировая экономика.

2) Международная торговля.

3) Государственная политика в области международной торговли

4) Глобальные проблемы экономики

  1. Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по выска­зыванию в рубрике «Мысли мудрых».

Учащимся, проявившим интерес к теме: проект по теме «Как затронул экономику России современный мировой финансово-экономический кризис» (по материалам СМИ, ресурсам Интернета).

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

начале параграфа. При обсуждении вопроса «Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?» следует опереться на курс 10 класса (темы «Динамика общественного развития», «Глобальная угроза международного терроризма»). Полезно также обратиться к имеющимся у учащихся знаниям о таких разделах экономической науки, как макроэкономика и микроэкономика. Учитель может предложить старшеклассникам вспомнить определение каждой из частей экономической теории и проиллюстрировать их соответствующим примером. Таким образом, учащиеся переходят к рассмотрению важнейших положений самостоятельной части экономической науки, изучающей мировую экономику.

III. Усвоение новых знаний

  1. Учащиеся знакомятся с понятием «мировая эконо­мика» в учебном тексте. Полезно будет организовать сло­варную работу (см.: Обществознание. Школьный словарь; экономические словари). Учащимся предлагается сравнить различные определения.

Знакомство с признаками понятия «мировая экономика» уместно дополнить краткой информацией о процессе фор­мирования мирового хозяйства. Учитель напоминает уча­щимся о том, что оно возникло в середине XIX в. с разви­тием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу XX в. в мировое хозяйство оказались включены почти все стра­ны мира. Дополнительные сведения о формировании миро­вого хозяйства и современных тенденциях его развития учитель может получить из книг «Популярная экономи­ческая энциклопедия» (М., 2001) и «Новая экономическая энциклопедия» Е. Е. Румянцевой (М., 2005).

Затем рассматривается вопрос: что подразумевается под международными экономическими отношениями? Учитель акцентирует внимание учащихся на основных составляю­щих системы международных экономических отношений, которые лишь перечислены в учебном тексте. Эти отноше­ния являются определяющими, сущностными признаками изучаемого понятия «мировая экономика». Учитель может их дать с опорой на схему.



Международ-

Мировой

Мировое

Междуна-

Мировая

ное разделе-

рынок

движение

родная


валютная

ние труда

труда

капиталов

торговля

система



Характеризуя международное разделение труда (МРТ) и предпосылки специализации стран, важно отметить, что первоначально МРТ основывалось на различиях в природ­но-климатических условиях. С переходом на машинную стадию производства МРТ стало базироваться и на техно­логической специализации в сфере производства. Предло­жите учащимся привести примеры экономически выгод­ной специализации.

По прогнозам экономистов процесс международного разделения труда будет углубляться, а на его основе опе­режающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами.

Международное движение капиталов — это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью их возрастания. Участниками этого процесса являются част­ные и государственные организации и компании. Капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Рекомендуем напомнить учащимся, что ссудный капи­тал приносит владельцу доход в виде процентов по вкла­дам, кредитам, а предпринимательский капитал — в виде прибыли (см. § 5).

Россия активно участвует в международном движении капитала. Она ежегодно импортирует ссудный капитал, увеличивая свою задолженность перед другими странами и международными организациями. Одновременно наша страна и вывозит капитал (например, экспортирует ссуд­ный капитал в страны СНГ).

Мировой рынок труда — важная составляющая между­народных экономических отношений. Необходимо подчерк­нуть, что свободное перемещение рабочей силы между странами является одним из условий эффективного разви­тия национальных экономик. Существует экономическая целесообразность и необходимость использования иностран­ной рабочей силы. Страны и фирмы стремятся снизить издержки производства за счёт использования более дешё­вого труда иностранцев. Для современного мирового рын­ка труда характерна миграция не только низкоквалифи­цированных рабочих, но и работников интеллектуального труда — «утечка мозгов». Учащимся предлагается приве­сти примеры подобных миграций, имеющих место в рос­сийской действительности.

Уместно поставить вопросы: что теряет или выигрыва­ет страна от эмиграции квалифицированных работников и специалистов? Какие условия помогут им вернуться?

Можно предположить, что учащиеся отнесут к потерям затраты, вложенные в подготовку работников, утрату ква­лифицированных кадров, сложности для развития в буду­щем. Соответственно к выгодам можно отнести, например, экономию на образовании и научных разработках. Основ­ные тенденции в развитии мирового рынка труда: постоян­ный рост масштабов перемещения рабочей силы; трудовые ресурсы направляются преимущественно из развивающих­ся стран в развитые.

Мировая валютная система — совокупность экономиче­ских и правовых отношений, связанных с функционирова­нием валюты. Она возникла в результате международных соглашений по валютным проблемам. Предметом подоб­ных межгосударственных соглашений являлось согласова­ние таких вопросов, как определение статуса международ­ных платёжных средств, установление способов соизмере­ния валют и принципов формирования валютных курсов, определение правил функционирования мировых валют­ных рынков и рынка золота.

  1. Следующая составляющая международных экономи­ческих отношений — международная торговля. Это одна из основных и исторически самых ранних форм мировых экономических отношений. Учитель обращает внимание на основные термины международной торговли: экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Полезна организация словарной работы, где учащиеся анализируют предложен­ные учителем словарные статьи.

Важным представляется обсуждение преимуществ меж­дународной торговли. В связи с этим уместно поставить вопросы: 1) Что страны выбирают объектом международ­ного обмена? 2) В чём суть теории абсолютного и срав­нительного преимуществ во внешней торговле? 3) Какие товары, производимые в России, позволяют стране иметь абсолютное преимущество в международном обмене?

Анализируя итоги обсуждения вопросов, учитель под­водит учащихся к выводу: объектом международной тор­говли является, как правило, наиболее конкурентоспо­собная продукция, обладающая лучшими потребительски­ми свойствами и имеющая более низкие издержки произ­водства.

Аналитическую работу учащихся с таблицами и диа­граммами, а также знакомство с положениями учебного текста, кратко характеризующими специфику, положи­тельные и отрицательные моменты российской внешней торговли, полезно дополнить информацией о возможных путях улучшения её структуры. Например, это возможно за счёт роста экспорта конкурентоспособной продукции хими­ческой, атомной, электротехнической, оборонной промыш­ленности. Доходы может обеспечить продажа космических, транспортных, строительных, туристических услуг.

Эта информация позволит подвести учащихся к раз­говору о необходимости целенаправленной политики го­сударства в области внешней торговли. Здесь целесоо­бразен разговор и об отношениях с главными партнёра­ми России в этой области. Учителю поможет следующая информация: главные партнёры современной России по экспорту — Нидерланды (12 %), Италия (8,3 %), Герма­ния (6,2 %), Китай (5,5 %), Белоруссия (5,5 %), Турция (5,4 %), Украина (4,6 %), Польша (4,1 %); по импор­ту — Китай (13,6 %), Германия (12,7 %), США (5,5 %), Украина (5,4 %), Франция (5 %), Италия (4,7 %), Япония (4,3 %), Белоруссия (4 %).

Закрепить материал поможет выполнение заданий 1 и 2 к параграфу. Дополнением могут стать высказывания учащихся, сформулированные в процессе обсуждения ак­туальной проблемной ситуации: известно, что результатом либерализации внешней торговли в России стал спад про­изводства в таких сферах экономики, как сельское хозяй­ство, радиоэлектроника, лёгкая промышленность, и рост экспорта невозобновляемых ресурсов (нефти и газа). А ка­ковы положительные стороны либерализации?

В ответе учащиеся могут указать на наполнение отече­ственного рынка товарами более высокого качества и необ­ходимого ассортимента, рост оборота оптовой и розничной торговли, рост занятости населения и др.

  1. Необходимо сформировать у учащихся представление о выгодах и потерях страны от выбора той или иной поли­тики в сфере международной торговли. Учитель предла­гает изучить соответствующий учебный текст и записать свои суждения в таблицу.

Международная торговля и политика государства

Направления

экономической

политики

Положительные

черты

Отрицательные

черты

Свободная торговля



Протекционизм





Закрепить материал учителю поможет работа с докумен­том в конце параграфа. При обсуждении заданий к нему важно обратить внимание учащихся на то, что ускоренная интеграция бывших социалистических стран с мировыми рынками не только имеет выгоды, но и чревата опасно­стями. Национальные производители, попав в условия не­привычно жёсткой конкуренции, рискуют не выдержать её и обанкротиться (примером служит положение на пред­приятиях российского автопрома и лёгкой промышленно­сти). Между тем государство не всегда может полагать­ся на импорт товаров, имеющих стратегическое значение (например, продовольствия). Во временной защите от ино­странной конкуренции нуждаются новые отрасли нацио­нального производства, чтобы иметь возможность развить­ся и стать конкурентоспособными. Потенциальные опасно­сти побуждают правительство России не отказываться от использования различных методов протекционистской по­литики.

Учащиеся подходят к выводу: каждая страна должна найти наиболее выгодное место в системе международных экономических отношений в зависимости от так называе­мых сравнительных преимуществ, уникальных для каж­дой страны.

  1. При рассмотрении последнего пункта плана необхо­димо опереться на имеющиеся у учащихся знания о гло­бальных проблемах общественного развития, причинах и последствиях процесса глобализации. Основная задача — рассмотреть процесс глобализации во взаимосвязи с разви­тием мирового хозяйства.

Можно рекомендовать самостоятельное чтение учащи­мися учебного текста и обсуждение проблемных вопросов:

  1. Какие области международных экономических отно­шений подвергаются влиянию глобализации? 2) В чём вы­ражается углубление международного разделения труда и интернационализация производства? 3) Какие противо­речия рождает процесс глобализации мировой экономики и как их преодолеть? 4) Есть ли у России перспективы для успешной интеграции в мировую экономику? 5) Како­вы основные тенденции общемирового экономического раз­вития? Какие условия позволят их реализовать?

Важно добиться понимания тесной взаимосвязи и взаи­мовлияния различных сторон общественной жизни, затро­нутых процессом глобализации (желательно обсуждение проблем на конкретных примерах). Необходимо подчерк­нуть неоднозначность, противоречивость воздействия гло­бализации на мировое хозяйство (можно напомнить о дви­жении антиглобалистов). Учителю важно отметить, что можно по-разному относиться к глобализации, но, высту­пая против неё, следует помнить, что таким образом мы рискуем навсегда отстать от мирового развития, от новых технологий, в том числе и в жизненно важных сферах. Надо уметь извлекать пользу из процессов глобализации при соблюдении национальных интересов. И первостепен­ная роль государства в этих процессах — защита интересов граждан.

При наличии в классе компьютера полезно предложить учащимся, используя материалы Интернета, найти приме­ры, иллюстрирующие процессы глобализации в современ­ной экономике.

При втором варианте организации работы (школьная лекция и беседа) можно избрать такую тему для беседы: каковы выгоды и потери от вступления России в ВТО?

Учащимся предлагаются для анализа два фрагмента текста. Возможен следующий вариант работы: разбить уча­щихся на две группы, одна из которых знакомится с плю­сами вступления России в ВТО и самостоятельно формули­рует возможные минусы, а другая знакомится с минусами и формулирует свои предложения о том, как можно их исключить. Учитель помогает дать оценку мнению авторов и подвести итоги работы групп.

Основные плюсы вступления России в ВТО:

  • снижение пошлин, т. е. импортируемые товары ста­нут дешевле, снизятся также и экспортные пошлины, что приведёт к тому, что российский экспорт также увеличит­ся. От этого выиграют прежде всего сырьевые отрасли;

  • иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция, т. е. рос­сийские товары также станут дешевле;

  • российская внешнеэкономическая деятельность ста­нет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций.

Присоединение к ВТО предполагает улучшение в стра­не инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий.

Основные минусы вступления России в ВТО:

  • многие российские компании окажутся неконкурен­тоспособными. Как результат — потеря рабочих мест, увели­чение количества безработных. Особенно серьёзными послед­ствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообра­зующего предприятия может возникнуть социальный взрыв;

  • российская экономика потеряет существенную гиб­кость в вопросах внешнеэкономической деятельности;

  • России будет сложнее избавиться от сырьевой зави­симости;

  • уменьшение экспортных пошлин приведёт к ещё большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счёт выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответ­ствующими последствиями. (См.: Татаркин А. Основные последствия вступления России в ВТО / Под ред. А. Татар­кина — М., 2012. — С. 38; Чистосердов А. В. Присоеди­нение России к ВТО / Под ред. А. В. Чистосердова. — М., 2012. — С. 26.)

IV. Закрепление, формирование умений и навыков

Полезно обсудить материалы рубрики «Практические выводы». Сформулированные в рубрике советы будут спо­собствовать более успешной социализации выпускников школы, повышению их конкурентоспособности, овладению рациональными способами поведения в экономических отношениях.

Задания в формате ЕГЭ.

  1. Верны ли следующие суждения о методах регулирования внешней торговли?

А. Цель введения таможенных тарифов на импорт — защита отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Б. Политика свободной торговли способствует насыщению национального рынка дешёвыми и качественными товарами.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

  1. Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) По различным оценкам в 2002—2003 гг. Россия поста­вила на мировой рынок 16—17 млн т зерна. (Б) Страна вошла в десятку мировых лидеров по экспорту пшеницы и в пятёрку экспортёров ячменя. (В) Этот успех имеет тенденцию к сохра­нению. (Г) Экономисты справедливо связывают дальнейшее раз­витие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (Д) Формирование цивилизованного рын­ка земли является важной характеристикой развития рыночных отношений в экономике.

Определите, какие положения текста имеют:

  1. фактический характер

  2. характер оценочных суждений

  3. характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

Д












5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!