Актуализация | Давайте с вами вспомним то, о чем вы говорили на прошлом уроке. Давайте с вами поиграем. У вас на партах лежат конверты. В них карточки с изображением животных и карточка с окошками. Сейчас я буду читать описание разных групп животных и вы должны будите приклеить в пустое окошко карточку с животным. Их тело покрыто перьями. Могут летать. Живут в воде. Тело покрыто чешуёй У большинства тело покрыто мехом. Кормят своих детенышей молоком. Имеют 6 или 8 ног. Включаю слайд. У кого изображения на карточке расположены в таком же порядке как на доске, поднимите руку. Поставьте на карточке 5. У кого изображения расположены не как на слайде поставьте 4. | О том, какие бывают животные. Слушают описание. Приклеивают карточки. Самооценка деятельности | -принимать и сохранять учебную задачу -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач - способность к оценке своей учебной деятельности - оценивать правильность выполнения действий | |
Постановка проблемы | На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы. - Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы. - Что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? гусеницы? птицы? -Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( О том, как связаны растения и животные.) На экране появляется тема урока: «Невидимые нити». Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам? -Какая задача стоит перед нами на уроке? | Гусеницы едят листья дерева, птицы едят гусениц Высказывают предположения Выяснить, что такое «невидимые нити» | -строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выявление существенных признаков и их синтеза - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | |
Открытие нового знания | Для того, чтобы выяснить, что же это такое, давайте послушаем небольшой рассказ. (читаю рассказ на стр.64, сопровождая его слайдами) Как бы вы озаглавили этот текст? -Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки. Человек вырубил кустарники. Исчезли птицы, которые гнездились в них. Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. Деревья высохли. Как вы думаете, чем всё закончилось? Кто в этом виноват? О каких невидимых нитях говорится в тексте? (Слайд с определением) Невидимы нити - это связи в окружающем мире. Между собой связаны живая и неживая природа, растения и животные, различные животные. Человек также связан с природой. (слайд со схемой связей в природе) | Называют варианты заголовков Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер. Человек О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой | - строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выявление существенных признаков и их синтеза - устанавливать аналогии | |
Первичное закрепление | Итак, я рассказала вам о том, что все в природе взаимосвязано. А про то, какие бывают связи, вы расскажите нам сами. Я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе выдаётся конверт с текстами по теме "Невидимые нити" и разрезанные модели, дети в группах должны составить модель связи, о которой прочитают. Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Вывод: Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись? А сейчас мы с вами попробуем увидеть «невидимые нити» своими глазами. Для этого ненадолго сделаем их видимыми (достаю клубок нитей) Я прошу выйти к доске несколько учеников. Каждому дается роль (солнце, туча, растение, насекомое, птица, зверь). Каждый должен доказать, что без других он не сможет жить. Например : Я Растение. Я не могу жить без Солнца, потому что оно дает мне тепло. Я не могу жить без Тучи, ведь она дает мне воду. По мере того, к кому дети обращаются, они передают клубок ниток. Когда все выскажутся, образуется паутина из ниток. Посмотрите, ребята. Таким же образом все в природе связано. Только те нити мы не видим. | Работа в группах Садить деревья, помогать животным и птицам, не вырубать леса, не загрязнять водоемы. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей -принимать и сохранять учебную задачу - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач - строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выявление существенных признаков и их синтеза - устанавливать аналогии - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - контролировать действия партнера - строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выявление существенных признаков и их синтеза - устанавливать аналогии | |