Тема урока: На что похожа наша планета? Урок Окружающий мир по УМК «Школа России», 1 «Г» класс, учитель: Сергеева М.А.
Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся межпредметных и предметных компетентностей, применение знаний по данной учебной ситуации в различных видах деятельности.
Дать представление о форме и движении нашей планеты по версиям древних ученых, познакомить с моделью Земли – глобусом, учить работать в группе, учить анализировать текст и соотносить с картинкой, развивать словарный запас уч-ся, коммуникативные УД, воспитывать гордость за человечество.
Оборудование: Глобус, пластилин (у каждого уч-ся), досточки для лепки, картинки с моделями Земли в древности, магнитики (5 цветов), рабочий лист с моделями Земли (5 штук).
Комментарий к уроку: Знания дети получают через деятельность, а не репродуктивно. На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: совместная деятельность, беседа, практическая работа, фронтальный опрос.
Этапы урока | действия учителя | действия учащихся |
1. Погружение | -Прозвенел звонок, начинаем наш урок. -Муравьишка нам прислал загадку. (открывает конверт и зачитывает) Цвета голубого, Из космоса видна, Четыре времени года, Имеет она! -Правильно. Это наша планета. Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? | Сидят и слушают. - Планета Земля. -Ответы детей. |
2. Сообщение темы урока и его задач (представление плана). | -Да. Но мы сегодня будем работать по плану, который вы видите на доске (читает): 1. Что мы знаем о планете? 2.Версии о планете в древности. 3.Моделирование Земли. 4.Что такое глобус? 5. Вывод. | |
3. Воспроизведение уч-ся знаний, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. | - Перейдем к первому пункту плана. Что вы знаете о нашей планете? -А как вы думаете, как представляли Земля древние люди? -Послушайте одну из легенд, предположений, а ученые говорят «версий», «гипотез» о мире в древности. (показ иллюстрации) Вселенная состоит из трех ярусов. Оно имеет нижнюю часть – корни, среднюю часть- ствол и верхнюю часть-ветви, крону. На небе жили Боги: Перун, Велес, Дажьбог. Земля была отдана духам природы: домовым, лешим, русалкам. Под землей обитали злые демоны. Интересно? Кто об этом знал? - Можем переходить ко второму пункту плана. Изучать версии древних людей будем в группе. | -Она круглая, большая. -Высказывания уч-ся. -Да! |
4. Организация групп. | -Сейчас вы объединяетесь в группы по 4 человека: первые парты развернитесь. Теперь вы команда, можете взяться на руки, скрепить договор о сотрудничестве. Ваша задача сейчас распределить роли: чтец, оформитель, хранитель времени и докладчик. Постарайтесь обойтись жестами. Жду 1 минуту. -Вы уже знаете, что каждый из вас должен делать. А вот правила работы в группе некоторые забыли, давайте этим ребятам напомним. | Разворачиваются и берутся за ладошки. Распределяют роли. Тихо читать, не ругаться. Выслушивать всех участников. Обсудить со всеми,договориться. |
5.Изучение новых знаний в совместной деятельности детей. | -Послушайте теперь задание. У вас на парте рабочий лист, на котором под номерами написаны 5 предположений древних людей о нашей планете и разного цвета магниты (у каждой группы свой цвет). На доске 5 картинок с этими предположениями. Вы должны прочитать каждое предположение и соотнести с картинкой. Представитель от группы (это сегодня обязанность докладчика) прикрепит карточку на ту картинку, которую выбрала вся группа. Время на работу даю 10 минут. | Сидят и слушают. Берут лист и читают, обсуждают. Выходят и прикрепляют карточки на картинки. |
6. Проверка выполнения групповой работы. Оценивание группы. | -Итак, давайте сверим картинку с текстом. (Читает тест и сразу отмечает, какая группа не ту картинку отметила). Какой можно сделать вывод о древних суждениях? - Покажите оценку этой группе. (по очереди показывает на все группы). -Что надо делать, чтобы справится с заданием? -Кто еще хочет поработать в группе? Кто хочет поменять группу? -Надеюсь, в следующий раз все сложится лучше. | Что они ошибались, были неграмотными, неопытными. -Показывают плюс или минус пальцами. Ответы детей. |
7. Творческое применение знаний. | -Прочтем, что будем делать сейчас по плану. -А что такое модель? Моделировать будем из пластилина. Какие цвета нужны для нашей планеты? Что обозначает синий, голубой цвет на модели? Коричневый? Зеленый? Желтый? Настало время, чтобы вы сделали себе маленькую планету Земля. Время на работу 2 минуты. | Моделирование Земли. -Это уменьшенная копия. -Зеленый, голубой, синий, белый, желтый, коричневый. Лепят шар из пластилина. |
8. Проверка задания. Вторичное закрепление материала, изученного на уроке. | (Демонстрация на подносе готовых моделей) -Все правильно выполнены. А на какой предмет похожа ваша модель? Найдите пункт плана №4. Кто может сейчас сказать, что такое глобус? -Проверим ваши слова по главному нашему источнику знаний-учебнику. Откройте учебник на с.49, прочитайте жирным шрифтом вывод. | -На глобус. Глобус- модель Земли. Уменьшенная копия планеты. Предмет из пластика. -Открывают с.49, читают по цепочке. |
9. Подведение итогов урока, домашнее задание. | -Так какая форма у нашей планеты? Как мы можем в этом убедится? -А что такое глобус? Какие были версии о форме Земли у древних? Если вы увидите картинки Земли из космоса и рисунки древних, вы сможете их отличить? Это будет домашнее задание по рабочей тетради на с. 38. (запись на доске: р.т. с.38) -Посмотрите на наш план. Какой пункт у нас не пройден? -Что интересного узнали? Чем вам интересно было заниматься? | -Шара, круглая. Посмотреть на глобус, фото из космоса. Ответы детей. Да! Никакого. Ответы детей. |
Рабочий лист с текстом (предположения древних).