СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОРКСЭ

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка получила 1 место в Курской области в кункурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя" в 2016 году.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОРКСЭ»

Цель урока: формирование представлений о христианском понимании войны как объективного зла, на которую христианин идет во имя защиты добра, милосердия и справедливости.

Задачи:

Предметные УУД:

- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм», «героизм»;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.

Личностные УУД:

- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;

- прививать любовь и уважение к семье, Родине, формирование интереса к сохранению исторической памяти;

- обращаясь к образам исторических героев Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Фёдора Ушакова, воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества.

Метапредметные УУД:

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в паре;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, интеллектуальная игра-викторина.

Тип урока - открытие нового знания.

Используемые технологии: проблемного обучения, личностно-ориентированные, ИКТ.

Основные термины и понятия: Отечество, Родина, патриотизм, оборонительная, справедливая война.

Ресурсы: презентация, музыкальный ряд, компьютер, проектор, учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры»,творческие работы обучающихся: рисунки, фотографии, сочинения, толковый словарь С.И.Ожегова.

Ход урока:

1.Мотивационный этап.

На вступление к песне зачитывается стихотворение:

Мы не мыслим себя без России, автор Л. Глебов

Мы не мыслим себя без России

Мы живем с ней судьбою одной.

И вдыхаем и веру, и силу,

От земли нам на веки родной.

От земли, неподвластной забвенью,

В наших песнях – и радость, и грусть.

И обязаны мы вдохновеньем

Лишь тебе, наша матушка – Русь.

2.Определение темы урока. Целеполагание.

-Сейчас вы услышите песню, которую исполнит вокальная группа «Ностальгия» в лице педагогического коллектива нашей школы. Постарайтесь во время прослушивания определить тему урока.

(Исполняется песня «Ах, ты Русь моя»автор И.Резник,композитор А.Броневицкий, 3 куплета)

Песня «Ах ты, Русь моя»

Побегут в моря

Воды вешние,

Зацветет земля,

Сердце радуя.

Ах ты, Русь моя,

Песня нежная,

Сторона моя неоглядная.

Ты изведала

Горя горького,

Но всегда была

Всем заступницей.

Ах ты, Русь моя,

Песня гордая,

Беззаветная, неподкупная!

Ты дала мне

Силы несметные,

Ты - любовь моя

И спасение.

Ах ты. Русь моя.

Песня светлая,

Край березовый,

Край Есенина.

- Много раз России приходилось переживать страшные времена, годы лишений и испытаний. Когда враги нападали на нашу землю, весь народ мгновенно поднимался на её защиту. И не было разницы, знаменит ты или нет, богат или беден, не важна была национальность. Главным было одно- ты живёшь в России. От мала до велика- все вставали на защиту своей необъятной Родины.

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(Ответы обучающихся)

Слайд 1(тема урока)

-На уроке мы и будем говорить о защитниках земли Русской, о тех, чьи имена мы не вправе забывать. Мы выясним, когда война бывает справедливой и в каком случае. Постараемся с вами рассмотреть именно христианскую точку зрения на этот аспект. Проанализируем позицию воина-христианина в моментиспытаний. Рассмотрим законы милосердия и сострадания, действующие в военное время.

Слайд 2(фото солдат Великой Отечественной войны)

(Звучит песня «Журавли» автор Р. Гамзатов, композитор Я. Френкель, минусовка с голосом птиц)

3.Определение проблемы урока.

В минувшем году наша страна отметила много важных исторических дат. 9 мая все жители нашей Родины отмечали 70 годовщину празднования Победы, а совсем скоро, 9 мая, наступает уже 71 годовщина Победы!

8 марта все наши земляки отметили 73 годовщину освобождения села Ивановского и поселка «Марьино»от фашистских захватчиков!

В этом году Россия отметила 2 –ю годовщину присоединения Крыма к России. И у меня ликует душа от того, что Крым и город-герой Севастополь снова стали российскими!

Как я уже говорила, весь российский народ 27 января отмечал еще одну великую дату-72года со дня снятия блокады Ленинграда.

4.Усвоение новых знаний.

а) Никольский собор.

Слайд 3 (фото Никольского собора)

Именно жители этого города поразили своей стойкостью и выносливостью весь мир .Ни на один день не прекращалась служба в Никольском соборе блокадного города. Церковнослужители ежедневно вселяли в своих прихожан веру и надежду на скорое спасение. Двенадцать служителей помогали огромному городу пережить страх, голод, потерю близких.

Слайд 4(священнослужители Никольского собора)

Люди живы, покуда жива в них вера! Все эти священнослужители были награждены медалями «За оборону Ленинграда»

- Почему священнослужители Никольского собора были удостоены именно такой высокой награды?

(Ответы обучающихся)

-Каждый человек должен пожертвовать собой ради спасения ближнего.

Христос учил прощать, если обиды нанесены тебе лично. А если обидели сестру, маму, Родину? Все мы встаем на защиту против любого врага. Для каждого православного очень важно защитить свой дом, своих родных и близких, свою честь, выполнить свой долг перед Родиной, не думая о том, что жизнь твоя на этом может и закончиться.

б)Заповеди.

Слайд 5(Заповеди)

- Но ведь одна из заповедей гласит«Не убий».Христос учил прощать, любить даже врагов своих. Он учил, что нужно подставить левую щеку, если тебя ударили по правой.

-Значит ли это, что православный человек вступает на путь нарушения Заповедей?

-Почему же тогда священники благословляют солдат, боевую технику, идущих в бой?

(Ответы обучающихся)

Слайд 6(слова Иисуса Христа)

-Есть и другие слова Христа:«Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».Значит гнев бывает напрасным, а бывает уместным. Когда в 1941году гитлеровская Германия вероломно вторглась в нашу мирную жизнь, на защиту нашей Родины встали все народы России-русские, украинцы, белорусы, калмыки, башкиры, грузины, татары и другие.

-Были ли справедливы действия воинов нашей армии с точки зрения христианской морали?

(Ответы обучающихся)

- С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Война может быть справедливой, если ведется «за алтари и очаги». Если надо защитить свою Родину, семью, веру православный человек берется за оружие.

в) Словарная работа.

Слайд 7(воины со щитами)

-Давайте выясним значение слова «щит», «защита»?

(Обучающиеся подбирают однокоренные слова)

-Что означает выражение «находиться за щитом»?

(Ответы обучающихся)

г) Сообщение учащегося.

- А кого из русских защитников Родины вы знаете?

(Ответы обучающихся)

-Сегодня мы поговорим о некоторых из них.

С огромной любовью и уважением относятся наши соотечественники к великому русскому полководцу Дмитрию Донскому

Слайд8(Дмитрий Донской)

(Сообщение обучающегося)

Дмитрий Иванович, князь Московский сыграл огромную роль в становлении государства Российского (родился 12 октября 1350г.Сын князя Ивана II Красного и его жены княгини Александры Ивановны).

Летом 1380 года хан Мамай двинулся на Русь. Дружины многих русских земель сошлись в Коломне, где находилась ставка Дмитрия Ивановича. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, русское и ордынское войска сошлись для решительной битвы. Согласно легенде Дмитрия Донского и русских воинов на эту битву благословил преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троицко-Сергиевского монастыря. Поздние предания гласят, что он послал к Дмитрию Ивановичу двух своих витязей — иноков, Ослябю и Пересвета.

За победу на Куликовом поле князя Дмитрия Ивановича нарекли Дмитрием Донским. За заслуги перед Отечеством Православная церковь причислила Дмитрия Донского к лику святых. Во многих городах России возвели храмы в честь этого великого полководца.

– Любому защитнику Отечества, а тем более будущему, всегда на пользу небольшая физическая нагрузка! Готовимся стать защитниками вместе!

Физминутка

Слайд9 (физминутка)

д) О милосердии и сострадании в военное время.

- А как вы думаете, какие законы действуют в военное время?

(Ответы обучающихся)

-Если враг сдается, или если война закончена, надо к недругу отнестись просто как к человеку. Есть поступки, которые недопустимы даже на войне!

Слайд 10(солдаты и мирное население)

- Нельзя грабить местных жителей, нельзя трогать мирное население, нельзя добивать раненных, нельзя трогать безоружных! Законы милосердия и справедливости должны действовать даже на войне!

- Послушайте музыку и определите, о ком сейчас пойдет речь на нашем уроке?

Слайд 11(картинка боя)

Звучит произведение «Вставайте, люди русские» С.С. Прокофьева

- А теперь вспомним ещё одного защитника земли русской. Вы уже многое узнали об этом удивительном человеке. На уроках окружающего мира и литературного чтения мы говорили о нём.

е) Александр Невский.

Слайд 12

(Святой Благоверный Князь Александр Невский)

-Более подробно об Александре Невском поведает нам священнослужитель Покровского храма с. Ивановского Рыльского района Курской области и домового храма святого Александра Невского в санатории «Марьино»

о. Сергий (Клименко) (видеофрагмент)

- Великий Новгородский Князь Александр. Он одержал победы и над шведскими, и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси.

За победы на реке Неве народ назвал его Невским. Александр Невский в православном мире считается святым. Он великий полководец, талантливый дипломат и государственный деятель, Православная Церковь считает его чудотворцем. Именно это качество, по мнению Церкви, помогало ему творить чудеса, постоянно побеждать малыми силами значительно превосходящего противника. Его высоко ценили как друзья, так и враги.

В честь Александра Невского построено много храмов и часовен.

Слайд 13(виды домового храма)

(Рассказ о. Сергия (Клименко)об Александре Невском- небесном покровителе князей Барятинских и домовом храме святого Александра Невского в санатории «Марьино») (видеофрагмент)

-Святая Русь явила миру многих защитников родного Отечества. Среди них святой православной церкви-адмирал Фёдор Федорович Ушаков.

ж) Фёдор Ушаков.

Слайд 14(Ф.Ф.Ушаков)

-Фёдор Ушаков провёл десятки морских сражений и ни одного не проиграл. Православные воины всегда умели воевать и достойно возвращаться с войны. Выйдя в отставку, Ушаков поселился рядом с монастырём и в молитве провёл последние годы жизни.

5.Систематизация и обобщение знаний.

-Так получается, что Родина- она здесь с нами, всегда рядом! Начинается прямо с порога вашего дома. Она одна на всех! Это она нас всех связывает и роднит. Мы – дети нашего великого Отечества! И мы все - от мала до велика, любим свою Родину горячо и нежно ,гордимся ею, сопереживаем вместе с ней всю ее боль! Я предлагаю вам послушать стихотворение «Россиюшка», которое написал 10-летний мальчик из Екатеринбурга Лев Протасов. А прочтет его сегодня для нас Забелин Илья.

Слайд 15(фото природы и храма, звучит лирическая музыка)

Стихотворение «Россиюшка», автор Лев Протасов

Мал еще, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнет -
Нет страны прекраснее России!
Этот вывод знаю наперед!

Вырасту - поезжу я по миру.
И уверен, к берегам родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда - но вернусь я к ним!

Потому, что русский я по духу!
Потому, что Русь - моя земля!
Потому, что мать моя - славянка
И меня в России родила!

Потому, что здесь мой дом и школа!
Дед, отец и все мои друзья,
Русская, любимая природа,
Речь родная, здесь моя семья!

Потому, что прадед мой по крови
За Россию нашу - в землю лег!
Подвиг наших воинов-героев
Знаю - помнит не один народ!

От чумы коричневой всю Землю
Русские солдаты сберегли.
Не подвластен подвиг их забвенью.
Поклонюсь им в пояс до земли!

«Псы» сейчас на мать-Россию лают.
Вместе с ней я эту боль приму.
Вырасту, окрепну, возмужаю,
И тебе, родная, помогу!

Ты сейчас немного приболела,
Ничего, Россиюшка, крепись!
Как и прежде на меня надейся,
Не сдавайся, матушка, - держись!

Встанешь ты - великой и могучей,
Расцветешь, как яблонька весной!
Для меня ты будешь самой лучшей!
Самой ненаглядной и Родной!

6.Рефлексия.

(работа в группах)

-Сейчас я предлагаю вам провести викторину по теме нашего урока. В конце викторины в каждой группе (3 группы) выбирается самими обучающимися лидер, который, по мнению большинства, работал активнее всего.

Слайд 16. (Вопросы викторины)

а) За 30 секунд дети должны дать правильный ответ. Ответы записываются на специально розданных листах. Озвучиваются правильные. В конце викторины подсчитываются баллы. Называют команду победителя.

(Выявление и награждение лучших участников викторины самими уч-ся.)

б) Учащимся предлагается составить знаменитую фразу А.Невского из предложенных слов на отдельных карточках. (Не в силе Бог, а в правде!)

7.Итог урока.

-Сегодня вы многое узнали, познакомились с великим духовным наследием нашего народа. Теперь у каждого из вас появились свои духовные идеалы, вы узнали, как берегли свою землю наши предки. Мы говорили о годах испытаний, которые выпали нашему народу, познакомились с такими понятиями, как «справедливая война», «оборонительная война», «законы милосердия и сострадания на войне».

8.Диагностика учащихся.

Слайд 17.

-Я всем говорю огромное спасибо! Мне было очень приятно и интересно с вами работать! Я дарю вам частичку Светлого Христова Воскресения в виде алого пасхального цветка- символа жизни и георгиевскую ленту- символ нашей великой истории, символ нашей великой Победы !

(Вручение памятных сувениров учащимся.)

9.Домашнее задание (по выбору):

а)Учебник-стр.88-91(вопросы)

б)Подготовить рассказ о современных защитниках нашей малой Родины.

в) Подготовить рисунок по теме урока.

г)Подготовить фотографии для участия в акции«Бессмертный полк».




























Приложение

1.Толковый словарь Ожегова С.И.

Герой -человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Щит- старинное ручное вооружение, предмет воинских доспехов для защиты от ударов в виде округлой или прямоугольной деревянной или металлической плоскости, приспособление, предохраняющее от чего либо.

Лик святых- канонизировать. Выражение означает, что церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

Георгиевская лента- 1 раз упоминается в 18 веке. Екатерина II учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Именно в состав этого ордена и входила 1 -я георгиевская лента.

а) 2 цвета- черный(дым) и оранжевый(пламя) представляют военную доблесть и славу.

б)Символика уходит глубоко в историю России и связывается с изображением Георгия Победоносца, побеждающего Змея.

в)Символизирует собой слова «Я помню, я горжусь!»

2.Фраза «Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет!»

Снимая художественный фильм «Александр Невский», сценарист А. П. Павленко усилил восприятие образа главного героя красивой фразой. На самом деле Александр Невский никогда не произносил подобных слов, а в фильме звучат взятые сценаристом и перефразированные слова из Евангелия «Взявши меч, мечом погибнут».

3. Куликовская битва

Летом 1380 года Мамай двинулся на Русь. Дружины многих русских земель сошлись в Коломне, где находилась ставка Дмитрия Ивановича.С обеих сторон насчитывалось, вероятно.100-120 тысяч воинов. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, русское и ордынское войска сошлись для решающей битвы. Согласно легенде русских воинов на эту битву благословил преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троицко - Сергиевского монастыря. Поздние предания передают, что он послал к Дмитрию Ивановичу двух своих витязей- иноков, Ослябю и Пересвета. Сражение началось с поединка Пересвета и татарского богатыря Челубея. Богатыри на полном скаку ударили друг друга копьями, и оба упали с коней мертвыми. Сразу после этого поединка началась жесточайшая битва, закончившаяся бегством Мамая с поля боя и полным разгромом татаро-монгольского войска.

Дмитрия Ивановича нашли на поле битвы тяжело раненым. Ягайло, шедший на соединение с Мамаем, узнал о поражении ордынцев и повернул назад, т. е. в битву так и не вступил. За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали «Донским».Остатки войска Мамая были разгромлены.Сам Мамай бежал в Крым, где и был убит своими союзниками.

4.Золотая Орда

В начале 13 века смелый и очень энергичный человек, племенной вождь по имени Чингизхан создал из кочевников огромное войско, спаянное железной дисциплиной, и вознамерился покорить весь мир. Воины отличались особой жестокостью, жгли и разоряли, сметали все на своем пути, захватывали новые земли именно благодаря своему неисчислимому количеству.

5.Викторина

1. Знаменитое выражение Александра Невского.(Не в силе Бог, а в правде!)

2. Знаменитый мореплаватель, причисленный к лику святых.(Ф. Ушаков)

3. Кто благословил Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле?(Сергий Радонежский)

4. Имена трех богатырей на одноименной картине В.М.Васнецова.(Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

5.Выбери из перечисленных фамилий имена знаменитых полководцев: П.И. Чайковский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, Г.К. Жуков, А. С. Пушкин, Александр Невский, М. Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь, Федор Ушаков, И.К. Айвазовский, И.Е. Репин, М. И. Кутузов. (Дмитрий Донской, А.В. Суворов, Г.К. Жуков, Александр Невский, Федор Ушаков, М. И. Кутузов)

6. Святые люди всегда помогали и поддерживали всех своей…… (молитвой).

7 .Солдатам на войне всегда помогала…….

(вера и любовь близких)

8.О каких христианских законах не должен забывать христианин даже на войне? (закон милосердия и сострадания)



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!