О.Ю.Портнова
Учитель МХК, МОБУ СОШ с.Октябрьский
Добро и зло.
Цели и задачи урока:
В предметной области:
1. Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность.
2. Воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу.
В сфере личностного развития учащихся:
1.Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательное отношение к тем, кто нас окружает.
2. Формировать у детей потребность совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства.
В области формирования УУД:
Познавательные – умение анализировать, сравнивать, классифицировать; выделять существенную информацию из различных источников; использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные – умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; оценивать правильность выполнения задания; развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.
Коммуникативные - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости; умение внимательно слушать собеседника
Личностные - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Предварительная подготовка к уроку учащихся: вспомнить с помощью родителей и повторить сказки, в которых говорится о добре и зле.
Оборудование урока: учебник, тетради учащихся по предмету, мультимедийный проектор, интерактивная доска, дидактическое обеспечение: индивидуальные карточки для учащихся, пословицы о доброте, карточки с разными пословицами, «солнышко» – символ доброты. Презентация « Твоя доброта».
Ход урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"!
– Доброе утро и солнцу и птицам!
– Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
1) Игра «Весёлые приветствия».
Учитель: Каждый день мы здороваемся с большим количеством людей: своими друзьями, знакомыми, учителями. Как можно приветствовать друг друга при встрече?
Дети: дают ответы на вопрос учителя:
- можно поздороваться словами (произносят приветственные слова: «здравствуй», «привет»);
- можно поздороваться руками (пожимают друг другу руки);
- кивнуть головой (кивают друг другу);
- поприветствовать друг друга с помощью глаз (подмигивают);
- можно обнять друг друга при встрече (обнимают);
2) Учитель: Когда люди приветствуют друг друга, они произносят не простые, ничего не значащие слова, а желают другому человеку здоровья, добра…
Мы знаем, что от добрых слов, добрых человеческих поступков и возникает это прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Учитель: А как вы считаете: почему доброта является основным этическим понятием?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
2) Учитель: я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрации (иллюстрации пронумерованы) на тему «Добро и зло»:
На экране – видеоряд из иллюстраций: дети кормят птиц, мальчик переворачивает урну, 2 мальчика дерутся, девушка помогает бабушке нести сумки, дети разоряют птичье гнездо, мальчик помогает девочке нести портфель
Учитель: распределите эти иллюстрации в 2 группы, заполните ваши карточки.
Внимательно рассмотрев видеоряд, дети распределяют иллюстрации в 2 группы, заполняя индивидуальные карточки
В маленькие овалы дети вписывают номер иллюстрации, в большой - название данной группы иллюстраций: «Добрые поступки», «Злые поступки».
3) Учитель: Давайте сверим наши карточки.
Дети сравнивают работы, обосновывая каждый свой выбор. Выясняется, кто из детей легко справился с заданием, а у кого возникли проблемы в ходе работы.
3. Выявление места и причины затруднения.
1) Учитель: А как вы понимаете слова «добро» и «зло»? Каких людей называют добрыми, а каких – злыми?
Дети дают свои ответы. Учитель выясняет, что они не могут точно сформулировать лексическое и этическое значение этих слов
2) Учитель: Я предлагаю вам заполнить 2 первые графы таблички:
Дети заполняют индивидуально
3) Учитель: Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – «добро» и «зло». Познакомьтесь с мудрыми изречениями. Постарайтесь подобрать однокоренные слова к слову «добро».
На экране высказывания:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
(В.О. Ключевский)
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
(Древнекитайское изречение)
«Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!
(А.П. Чехов)
Дети читают и обсуждают высказывания, подбирают однокоренные слова к слову «добро».
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит сделать очень многое, чтобы понять, так что же такое «добро» и «зло»? Зачитывает раздел «Вы узнаете» из учебника на стр. 12. Сообщает план действий:
Учитель: Мы познакомимся с презентацией «Твоя доброта» и побеседуем по ее содержанию; поработаем со словарём С.И. Ожегова; изучим текст учебника по теме «Добро и зло», постараемся ответить на главные вопросы урока…
Дети под руководством учителя формулируют задачи урока:
1) Узнать смысл основных понятий этики – «добро» и «зло».
2) Понять, какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества.
3) Учиться совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства.
5. Реализация построенного проекта.
1) Учитель демонстрирует презентацию «Твоя доброта»
Дети просматривают презентацию, комментируют.
2) Учитель организует беседу по содержанию презентации:
- Что нового о добре и добросердечных людях вы узнали для себя?
- Что необходимо взять из содержания презентации, чтобы ответить на основополагающий вопрос: «Какой я? Каким человеком необходимо быть и какие поступки совершать, чтобы тебя уважали окружающие?»
Дети отвечают на вопросы учителя.
3)Учитель организует работу со словарём Сергея Ивановича Ожегова, в котором слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
- А что такое зло?(ответы детей).
В словаре – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».
4) Учитель: Прочитайте текст учебника о добре и зле на стр. 12 - 13 с использованием приёма маркировки текста на полях учебника
Дети под руководством учителя читают текст учебника о добре и зле, делая выноски на полях учебника («+» - знаю, «н» - новое, «?» - не понял, «-» - думал иначе).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1) По вопросам, связанным с понятиями «добро» и «добрый поступок»:
Игра «Ассоциации».
Учитель: о чём вы думаете, что вспоминаете и представляете, чей образ возникает в вашем сознании, когда вы слышите слова «добро» и «добрый поступок»?
Дети делятся своими впечатлениями.
Учитель: Теперь, когда вы ознакомились со статьёй из учебника, посмотрели презентацию, поработали со словарём и интерактивным приложением, вы можете дать определение понятия «добро» и его краткую характеристику?
Дети дают характеристику понятиям «добро» и «добрый поступок» в соответствии с полученной информацией, отвечают на вопрос «Как этика определяет понятие «добро»?
2) Учитель организует обсуждение прочитанного текста, предлагает ответить на вопрос «Как связаны между собой добрые поступки и отношение окружающих к человеку, эти поступки совершающему?»
Дети высказывают свои мнения.
3) Учитель проводит краткую беседу по литературным произведениям: «Морозко», «Лиса и Журавль», «Цветик – семицветик», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Предлагает детям работу в парах – заполнить таблички «добрый поступок», «злой поступок», используя примеры из названных произведений.
Дети заполняют таблички, работая в парах. Делают вывод о том, что отношение к тебе напрямую зависит от того, какие поступки ты совершаешь.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Работа в группах. Игра «Собери пословицу»
Учитель предлагает детям собрать пословицы о доброте. (начало и концовка пословиц записаны на разных карточках)
Доброе слово и кошке приятно. На добрый привет добрый ответ. Не ищи красоты, а ищи доброты. Жизнь дана на добрые дела. Кто добро творит,того Бог отблагодарит.
Дети, работая в группах, собирают пословицы.
8. Включение в систему знаний и повторение.
1. Дети выполняют задания теста
2. Под руководством учителя составляются ПРАВИЛА ДОБРОТЫ:
1) Будь приветлив, вежлив.
2) Будь внимателен к людям.
3) Делай добрые дела.
4) Не отвечай злом на зло.
3. Послушайте притчу. « Притча о Добре и Зле».
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Проводит анкету «Добрый ли вы человек?» Дети отвечают на вопросы анкеты.
9.Домашнее задание.
Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания
- по выбору: опиши свой добродетельный поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.
- обязательное для всех: приготовь сообщение о знаменитых людях.
10. Рефлексия учебной деятельности
1) Учитель предлагает заполнить третью графу в табличке, с которой работали на третьем этапе урока. Обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты.
Дети заполняют третью графу таблички. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.
2) Учитель предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.
- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?
- Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
- На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).
- А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).
- Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»).
- Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
- Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу).
Приложение 1.
Анкета «Добрый ли вы человек?»
1 - У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2 - Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3 - Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4 - Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5 - Любите ли вы злые шутки?
6 - Вы злопамятны?
7 - Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8 - Умеете ли на практике применять свои способности?
9 - Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10 - Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы другого человека?
11 - Вы охотно выполняете просьбы?
12 - Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.