СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Добро и зло".

Нажмите, чтобы узнать подробности

С.И.Ожегов: Добро - всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Добро и зло".»

Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль «Светская этика»). 4 класс.

Учитель: Марченко Е.А.

Тема урока: Добро и зло (урок 2).


Цель: Способствовать формированию понятий о добре и зле.

Задачи:

  1. Раскрыть смысл понятий « добра» и «зла» как основополагающих в этике.

  2. Формировать умение правильно оценивать себя и других, давать оценку поступкам с точки зрения добра и зла.

  3. Воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Литература: Учебник «Основы светской этики – 4 класс» М.Т.Студеникин; Толковый словарь С.И.Ожегова; интернет-ресурсы.

Основные термины и понятия: добро, доброта, зло.


Ход урока

1. АОЗ. Проверка домашнего задания.

2. Сообщение темы урока.

В.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

- В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил внук.

- И это еще не человек, ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? – спросил внук.

- Обыкновенный человек, - ответил дед.

- Про кого из проезжающих дед сказал, что "это не человек"? Почему?

- Почему третьего проезжающего он назвал "обыкновенным человеком"?

- Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)

-Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Наш урок посвящен теме "Добро и зло".

4. Выдвижение гипотезы:

- Что такое добро и что входит в это понятие?

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

- Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.

Притча о добре и зле.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- А какого волка «кормишь» ты?

5. Практикум.

- Что вы можете сказать о словах добро и зло?

- Прочитайте на с.13 определения добра и зла. Это словари русского языка.  (Демонстрирация словарей)

Работа со словарем.


- Злой человек может стать добрым? (Высказывания детей)

- Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как она выглядит?


-  Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква  Д -  обозначало «добро». Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книги мудрости, чтобы постигнуть значение слова «добро».


- Эти два понятия сегодня на уроке будут олицетворять весы. В ходе нашего поиска ответа они нам помогут увидеть, как идет постоянная борьба между злом и добром.

 С.И.Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- Назовите поступки, которые вы считаете добрыми.

- Ребята, прочитайте слова М.Пришвина, записанные на доске:

«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека».

- Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина?

(Запись высказывания М.Пришвина в тетрадь)

- Злой человек может стать добрым?

- Опишите, как выглядит недобрый человек.


— Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?


— Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.

(Дети подходят )

— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.


— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Высказывания детей)

6. Итог урока

- О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

- Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?