Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль «Светская этика»). 4 класс.
Учитель: Марченко Е.А.
Тема урока: Добро и зло (урок 2).
Цель: Способствовать формированию понятий о добре и зле.
Задачи:
Раскрыть смысл понятий « добра» и «зла» как основополагающих в этике.
Формировать умение правильно оценивать себя и других, давать оценку поступкам с точки зрения добра и зла.
Воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Литература: Учебник «Основы светской этики – 4 класс» М.Т.Студеникин; Толковый словарь С.И.Ожегова; интернет-ресурсы.
Основные термины и понятия: добро, доброта, зло.
Ход урока
1. АОЗ. Проверка домашнего задания.
2. Сообщение темы урока.
В.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
- В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? – спросил внук.
- И это еще не человек, ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
- Про кого из проезжающих дед сказал, что "это не человек"? Почему?
- Почему третьего проезжающего он назвал "обыкновенным человеком"?
- Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)
-Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Наш урок посвящен теме "Добро и зло".
4. Выдвижение гипотезы:
- Что такое добро и что входит в это понятие?
- Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
- Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.
Притча о добре и зле.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- А какого волка «кормишь» ты?
5. Практикум.
- Что вы можете сказать о словах добро и зло?
- Прочитайте на с.13 определения добра и зла. Это словари русского языка. (Демонстрирация словарей)
Работа со словарем.
- Злой человек может стать добрым? (Высказывания детей)
- Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как она выглядит?
- Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква Д - обозначало «добро». Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книги мудрости, чтобы постигнуть значение слова «добро».
- Эти два понятия сегодня на уроке будут олицетворять весы. В ходе нашего поиска ответа они нам помогут увидеть, как идет постоянная борьба между злом и добром.
С.И.Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- Назовите поступки, которые вы считаете добрыми.
- Ребята, прочитайте слова М.Пришвина, записанные на доске:
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека».
- Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина?
(Запись высказывания М.Пришвина в тетрадь)
- Злой человек может стать добрым?
- Опишите, как выглядит недобрый человек.
— Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
— Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.
(Дети подходят )
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Высказывания детей)
6. Итог урока
- О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?
- Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?