государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Профессиональное училище с. Домашка»
Методическая разработка урока по географии
Тема: Численность и воспроизводство населения мира.
Демографическая политика.
Разработала преподаватель Егорова Н. П.
с. Домашка
2016 г.
Конспект урока географии на тему:
«Численность и воспроизводство населения мира.
Демографическая политика».
Учебно – воспитательные задачи:
1.Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения.
2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения.
3. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
Оборудование:
политическая карта мира, видеоролики об уровне жизни населения, презентация к уроку, атласы, диаграммы численности населения.
Ход урока:
-Мы приступаем к изучению очень важной и интересной темы: «География населения мира».
Как вы думаете, в чем ее значимость?
( Население – главная производительная сила общества.
Взаимодействует с географической средой и преобразует природу.
Население – главный потребитель создаваемых материальных благ).
Данную тему мы будем изучать несколько уроков. Тема сегодняшнего урока: «Численность и воспроизводство населения мира.
Демографическая политика». (Запишите ее в тетрадь).
(Слайд 2) Эпиграфом к уроку я взяла слова Эрнеста Хемингуэя «Смерть каждого человека – это потеря для человечества».
- Сформулируйте цели урока.
(В ходе урока мы выявим закономерности динамики численности населения мира. Познакомимся с типами воспроизводства населения и с демографической политикой стран с разными типами воспроизводства населения. Будем совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.)
2. Изучение нового материала.
- Географы и демографы широко используют данные переписей населения. С начала 19 века их насчитывается более 2 тысяч.
Как часто проводятся переписи населения? (Раз в пять или десять лет).
В настоящее время уже не осталось стран, в которых вообще не было бы переписи населения.
За всю историю человечества родилось 100 млрд. человек. Каждую секунду появляется на свет 3 ребенка.
Посчитаем, сколько детей рождается за минуту (180 человек), за 1 час (10 800 человек), за сутки (259 200 человек).
С целью выяснения изменений численности населения земного шара с начала нашей эры, выполним практическое задание №1 - стр.84 (1 вариант рис 10, 2 вариант – таблица 11 в «Приложениях» стр.386.
(Проверка устно).
31октября 2011 года появился на свет 7 млрд. житель планеты. Претендентами на звание 7 млрд. жителя стали дети, родившиеся в России (Калининград и Петропавловск – Камчатский), в Индии и на Филиппинах. Статус 7 млрд. жителя планеты приобрел ребенок, родившийся в Калининграде.
Слайд 3(столбиковая диаграмма «Рост численности населения в 19 – 21 в.в.»)
Сообщение учащегося о периодичности достижения населения Земли очередного млрд.
По прогнозам ученых численность населения будет расти до 2100 года. Затем произойдет обратный процесс – снижение численности населения. Такой резкий скачек численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн. человек, причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.
Страны резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах.
Практическое задание. Пользуясь визитной карточкой и таблицей 14 в «Приложениях» стр. 388 выпишите 6 крупнейших по населению стран мира в порядке убывания их показателей и найдите данные государства на политической карте мира.
Интересно, какие изменения численности населения этих стран произошли на текущий момент.
(Сообщение учащегося о численности населения стран – лидеров на 2011 год и прогноз на 2025 год).
Наряду с такими «гигантами» есть страны, численность которых составляет 20 – 30 тыс. человек.
Приведите примеры. (Например, «карликовые» государства Зарубежной Европы: Монако, Лихтенштейн, Андорра).
Какова доля регионов в численности населения мира.
Слайд 4 и 5 (Круговые диаграммы).
Слайд 6.
-Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающее беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость и смертность – это число родившихся или умерших за год в расчете на 1 000 жителей.
Процессы воспроизводства являются по сути биологическими процессами, но на них огромное влияние оказывают другие, «внебиологические» факторы.
Приведите примеры.
-Социально – экономические факторы, к которым относятся уровень жизни, уровень развития здравоохранения и образования.
Сообщение учащегося о качестве жизни населения в некоторых странах мира по оценке экспертов ООН. (Просмотр видеороликов об уровне жизни населения).
- Природно – биологические факторы, в том числе различная степень приспособления мужского и женского организма к определенным природным условиям.
- Демографические факторы, т.е. возрастной и половой состав населения. Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода и болезней, стихийные бедствия, аварии.
- Обратимся к интересным фактам, описанным на стр.81, примеры 2 – 21.
- Одним из критериев здоровья нации служит показатель средней продолжительности жизни.
- Проанализируйте показатели таблицы 15, стр. 388 и сделайте вывод о показателях ожидаемой средней продолжительности жизни в разных странах мира.
Практическое задание.
1 вариант. Проанализировать таблицу 12 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественной убыли населения, найти их на карте.
2 вариант. Проанализировать таблицу 13 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественного прироста населения, найти их на карте.
( Проверка знаний у настенной карты).
Слайд 6.
- Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом. Таким образом, «формулу воспроизводства» можно записать как: Р-С=ЕП, где Р – рождаемость, С – смертность, ЕП – естественный прирост.
Естественный прирост может быть положительным и отрицательным. Он изменяется из года в год.
Практическое задание. (Работа в парах).
Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 3 500 тыс.чел., рождаемость составила 10 промилле, а смертность – 8 промилле.
Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500 тыс.чел., в течение года умерло 12 тыс. чел., а рождаемость составила 10 промилле.
Слайд 7.(Показатели естественного прироста в регионах и странах).
- Среднемировой показатель естественного прироста составляет 17 чел. на 1 000 чел. (17 промилле). Однако в регионах и странах мира он существенно различен. Выявим различия в ходе анализа таблицы:
Очень высокий естественный прирост | Высокий естественный прирост | Средний естественный прирост | Низкий естественный прирост | Очень низкий естественный прирост |
Более 30%0 | 20 - 30%0 | 10 - 20%0 | 2 - 10%0 | Менее 2%0 |
Африка | Африка Зарубежная Азия | Зарубежная Азия Латинская Америка | Зарубежная Европа Северная Америка | Зарубежная Европа СНГ |
Нигерия Кения Зимбабве Ливия | Монголия Филиппины Бангладеш Эфиопия Египет | Китай Индия Турция Куба Бразилия | Польша Франция Чехия Великобритания | Венгрия Германия Болгария Австрия Италия Россия |
Таким образом, можно выделить два основных типа воспроизводства населения, имеющих свои характерные особенности. Выявим характерные черты в ходе практической работы.
Задание 2, стр. 85.
- Используя карту 13 стр.63 охарактеризуйте распространение 1 и 2 типов воспроизводства населения.
- Проанализируйте средние цифровые показатели формулы воспроизводства населения отдельных регионов, сравните их и объясните различия.
- Используя рисунки 12, 13, 14 стр.62 – 63 проанализируйте возрастную структуру населения в странах разного типа воспроизводства.
Слайд 8.(Таблица характеристики типов воспроизводства).
- В современной демографии исторически обусловленная смена типов воспроизводства населения объясняется концепцией демографического перехода.
Задание.
Пользуясь учебником стр.64 – 65 выделите 4 фазы демографического перехода.
- Впервые демографический переход начался в Европе в 18 веке. В настоящее время большинство стран этого региона находятся в третьей фазе. В большинстве развивающихся стран Африки демографическая ситуация соответствует первой фазе перехода, а в Азии и Латинской Америке – второй. Именно поэтому развивающиеся страны оказывали и в ближайшее время будут оказывать решающее воздействие на динамику численности населения мира.
Подумайте, какие проблемы могут возникнуть в разных типах стран в связи с ростом или сокращением численности населения?
- Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, т.е. проводят демографическую политику.
Слайд 9.(Понятие демографической политики).
-Прослушайте сообщения учащихся и сделайте вывод о демографической политике, проводимой в разных странах мира.
Сообщения учащихся на темы:
-«История демографии»,
-«Демографическая политика США»,
- «Демографическая политика Китая»,
- «Демографическая политика стран 1 типа воспроизводства населения»,
- «Демографическая политика стран 2 типа воспроизводства населения»,
- «Меры демографической политики».
Вывод: демографическая политика любого государства направлен на улучшение качества жизни населения.
Дополнительные вопросы:
С чем связана стабилизация численности населения в развитых странах Европы?
Что такое «нулевой прирост» населения?
Не приводит ли, по – вашему мнению, демографическая политика к ущемлению прав человека?
3. Закрепление изученного.
Из предложенного перечня характеристик выберите те, которые характерны для:
1вариант – 1 типа воспроизводства населения.
2вариант – 2 типа воспроизводства населения.
Ответ представьте в виде цифр, порядковых номеров характеристик.
«Демографическая весна».
«Формула воспроизводства» населения 29 – 9 = 20
Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии, Японии.
«Старение» населения (т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения).
«Формула воспроизводства» населения 13 – 9 =4
Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности.
«Демографическая зима».
Характерен для стран Африки, Латинской Америки, Зарубежной Азии.
Постоянное увеличение численности населения.
Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения.
Стабилизация численности населения.
Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
4. Итог урока.
Рефлексия.
5. Домашнее задание.
А) Стр.57-66.
Б) Сообщения:
- Христианство.
- Ислам (мусульманство).
- Буддизм.
В) Примеры конфликтов на религиозной и национальной основе.