СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории для 6 класса «Путешествие в Средневековье»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпоха Средневековья - это важный период истории человечества, поскольку именно в эту эпоху Европа обрела историко-культурное единство, получили развитие мировые религии, были заложены основы современных наций, образовались государства, существующие и поныне. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории для 6 класса «Путешествие в Средневековье»»

Разработка урока по истории

Методическая разработка

урока по истории для 6 класса

«Путешествие в Средневековье»







Калинич Гузель Искаковна,

учитель истории

МБОУ гимназия №1

г. Ишимбай Республика Башкортостан



Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок-путешествие

Место урока в учебном плане: завершающий урок по курсу истории Средних веков.

Задачи:

образовательная - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу истории Средних веков; усвоение основных исторических понятий; обучение навыкам обобщения, анализа и систематизации информации, умению выбирать главное, делать выводы;

развивающая – формирование обобщенных способов деятельности, умений учебно-познавательной и практической деятельности, развитие образного и логического мышления, коммуникативных навыков и умения работать в группе, приобретение опыта публичного выступления;

воспитательная - формирование мировоззрения личности, нравственности и эстетической культуры; развитие познавательного интереса к истории; развитие речевых навыков и навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-задания, «дорожные карты» путешественника.



Ход урока



  1. Организационное начало урока.

Взаимное приветствие, проверка готовности.

Вступительная беседа:

- Ребята, мы завершили изучение эпохи Средневековья. Это важный период в истории человечества, поскольку именно в эту эпоху Европа обрела историко-культурное единство, получили развитие мировые религии, были заложены основы современных наций, образовались государства, существующие и поныне. Сегодня мы отправимся в заключительное путешествие в эту интересную эпоху. Как вы думаете, зачем люди путешествуют?

( Ответы учащихся)

- Да, действительно, люди путешествуют, чтобы узнать что-то новое, но и еще вспомнить то, что видели или знали раньше. Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

( Ответы учащихся)

- Вы правы, цель нашего путешествия - вспомнить и обобщить свои знания по истории средних веков, почувствовать себя в образе известных личностей этой эпохи, дать оценку их деятельности и роли в истории.

- Как вы считаете, путешествовать легче и интереснее одному или с группой товарищей?

( Ответы учащихся)

- Я тоже считаю, что путешествовать интересней не в одиночку, а группой. Поэтому сегодня мы отправимся в наше далекое путешествие группами. Для того, чтобы оно было интересным и познавательным, каждая группа получает «дорожную карту», где проложен маршрут и предусмотрены остановки, на которых вам предлагается ответить на задания, связанные с историей Средних веков. Победит та группа, которая получит наибольшее количество баллов. Чтобы их посчитать, в свою дорожную карту вы будете ставить баллы, которые заработаете, отвечая вместе. В конце урока мы подведем итоги и определим команду-победительницу. Ваша задача - работать вместе, помогать друг другу, сотрудничать и уметь принимать единое решение. Но при этом у каждого есть шанс стать лучшим путешественником и получить индивидуальную оценку.

Итак, мы отправляемся в путь. (команды получают дорожную карту)





Дорожная карта «Путешествие в Средневековье»



№ п\п

Этапы

Количество баллов

1.

«Разминка»



2.

«Встреча на дороге»



3.

«Узнай героя»



4.

«Лишний в ряду», «Что бы это значило?»



5.

«Прогулка по средневековому городу»



6.

«Отдых на привале»





Всего баллов:





  1. Основная часть.

Видеофрагмент «Путешествие в средневековье» (для создания эмоционально-образного восприятия эпохи). В основной части урока учащиеся выполняют творческие задания, направленные на выработку обобщенных понятий и знаний.

Задание№1.

- Первая остановка в нашем путешествии: «Разминка». Вы немного устали, идя по пыльным и трудным дорогам средневековой Европы, и вам следует отдохнуть. Каждой команде предлагается по 5 вопросов. Один правильный ответ - один балл.

1 команда

2 команда

3 команда

1. Кто первыми изобрели компас (Китайцы).

2. Бумага из кожи молодых телят (Пергамен).

3. Жилище феодала (Замок).

4. Столетняя война была между (Англией и Францией)

5. В 1211 году войско монгольского предводителя Чингисхана вторглось в (Китай)

1. Конный воин (Рыцарь).

2. Летописи, в которых изложены исторические события (Хроники).

3.  Главная  башня замка (Донжон).

4.  Арабские цифры от 0 до 10 изобрели в (Индии)

5. Здание городского совета (Ратуша)

1.Военное состязание рыцарей в силе и ловкости? (Турнир)

2. Сословно-представительный орган в Англии (Парламент)

3.Металлическая пластинка с прорезями для глаз на шлеме рыцаря? (забрало)

4. Главный продукт питания у японцев (Рис)

5. Грамота о прощении грехов (Индульгенция)

- Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Задание №2.«Встреча на дороге».

- Путешествуя, вы обязательно с кем-то повстречаетесь. В пути каждая из групп встретилась:

Группа №1 «Встреча с рыцарем»

Группа №2 «Встреча со средневековым городом»

Группа №3 «Встреча с замком феодала».

Задания группам: описать средневекового рыцаря, средневековый город, замок феодала, опираясь на флэшсхемы.

Выполняя задание, учащиеся работают с интерактивной доской.

- Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Задание №3. «Узнай героя».

Для выполнения задания от каждой команды приглашаются по одному участнику, которым раздается текст выступления от лица известного человека эпохи средневековья. Учащимся необходимо выразительно прочитать речь от лица героя, которого команды должны узнать и рассказать о событии, с которым связан герой.

Тексты заданий:

Группа №1:

«Земля эта, которую вы населяете, стеснена вашей многочисленностью и едва может прокормить тех, кто её обрабатывает. Вот почему вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на путь Святого гроба, отнимите землю эту у нечестивого народа, покорите её себе... Иерусалим — это пуп земли, край плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай... И этот-то царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он... не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку. Всем идти на Иерусалим! Так хочет Бог!»

(Речь папы Урбана II на Клермонском соборе – призыв к крестовым походам)

Группа №2:

Зимой, у берега Мааса, 
В малой деревне Домреми,
В ночь перед Рождеством прекрасной,
«пришла» защитница Земли!
 Знания Жанны - три молитвы
И голос собственной души.
Все Орлеанской девы битвы,
Лишь с Божьей помощью пришли!
Она патриотизм вселяла,
В сердца захваченных людей.
От англичан освобождала,
Но прожила так мало дней…
Вот смерть на площади Староко,
Но костром сердце не сожгли.
По силе равного урока-
Во все века не извлекли

( Жанна дАрк – национальная героиня Франции)

Группа №3

Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?

(проповедь Яна Гуса)

- Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Задание №4 «Лишний в ряду»

Необходимо в ряду терминов найти один выпадающий (не подходящий по смыслу), определить по какому принципу сформированы ряды.

Группа №1:

Шелк, раджа, фарфор, пейзаж, порох, компас

Группа №2:

Медресе, каллиграфия, инквизиция, арабески, мечеть, пагода

Группа №3

Корпорация, декан, магистр, таборит, диспут, схоластика

«Что бы это значило?»

1. «Бог и мое право»;

2. «Иду своей дорогой»;

3. «Я не король и не князь – я барон Куси»

- Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Задание№5 «Прогулка по средневековому городу»

Участниками предлагается посмотреть видеофрагмент «Романский и готический стиль в архитектуре» и выполнить задание:

- Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Отличительные черты романского и готического стиля в архитектуре

Романский стиль

Готический стиль

1. Массивность

1. Легкие и высокие своды

2. Гладкие стены

2. Кружевная каменная резьба

3. Высокие башни

3. Высокие башни

4. Полукруглые арки

4. Стрельчатые арки

- Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Задание №6 «Отдых на привале»

Разгадать шарады:

1. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)

2. Когда в истории воевали цветы? ( война Алой и Белой розы)

3. Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. (Реформа)

4. Первый слог – домашние птицы, второй – местоимение, целое – участники освободительной борьбы против немцев в Чехии в 15 веке. (Гуситы)

5. Про нее говорили: «Она блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день» (фарфоровая посуда)

- Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

3.Заключительная часть.

- Наше путешествие подошло к концу. Мы убедились, что эпоха средних веков хотя и была мрачным и тяжелым временем в истории человечества, но вместе с этим она дала миру великих героев, важные открытия и изобретения, которыми мы пользуемся и сегодня.

-Давайте подведем итоги нашей работы. Подсчитайте количество баллов, набранных вами за время путешествия.

Учащиеся подсчитывают баллы, определяется команда-победительница.

Учитель дает оценку деятельности учащихся на уроке.

Учащиеся делают самооценку.

  1. Рефлексия.

- Чем запомнился тебе этот урок?

- Можешь ли ты с уверенностью сказать про себя: «Сегодня на уроке я работал очень хорошо и узнал много полезного и интересного?»

(Ответы учащихся).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!