СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А. Некрасова на тему "Я лиру посвятил народу своему"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и урок по теме "Я лиру посвятил народу своему". Страницы биографии и творчества Н.А. Некрасова.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А. Некрасова на тему "Я лиру посвятил народу своему"»

  1. ОУ МБОУ СОШ № 49

  2. Ф.И.О. Шарапова Елена Михайловна

  3. Предмет Литература

  4. Класс, профиль 10А общеобразовательный

  5. Программно-методическое обеспечение.

Программа курса «Русская литература XIX века», 10 класс.

Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений.

Базовый и профил. уровени. В 2 ч. / Ю. В. Лебедев.- 16 изд.- М.:

Просвещение, 2015.

Переписка Н.А. Некрасова: в 2т. М., 1987.

Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971

Скатов Н.Н. Некрасов. М., 1994 (ЖЗЛ).

Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985.

Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. М., 1962.

Розанов В.В. Статьи о Н.А. Некрасове // О писательстве и писателях.

М., 1995.

Айхенвальд Ю.И. Некрасов: Статья // Силуэты русских писателей. М., 1994

Эйхенбаум Б.М. Некрасов: Статья // О прозе. О поэзии. Л., 1986.

Розанова А.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо:

Комментарии. Л., 1987.

Бойко М.Н. Лирика Некрасова. М., 1977.

Скатов Н.Н. Современники и продолжатели. М., 1973.

Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по

литературе XIX века.: 10 класс, I полугодие – 10 изд., - М,: ВАКО, 2015.

Фефилова Г.Е. Литература. 10 класс. Планы – конспекты для 105 уроков.

Учебно – методическое пособие – М: Издательство АСТ, 2016.

Н.А. Некрасов. Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо. М., 2014.

Грамзапись «На Волге широкой» Б. Мокроусова / Е. Долматовского.

  1. Базовый уровень Общеобразовательный

  2. Тема урока : «Я лиру посвятил народу своему»

  3. Цель:

Обучающие:

- расширить представление учащихся о творчестве Н.А. Некрасова;

- познакомить детей с программными и внепрограммными произведениями поэта;

- обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова;

- совершенствовать умения литературоведческого анализа текста.

Развивающие:

- научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственную позицию поэта;

- развитие умения слушать, анализировать, совершенствовать навыки монологического высказывания;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие умения анализировать поэтические произведения;

- аргументировать свои ответы;

- развитие познавательного интереса учащихся к творчеству поэта;

- развитие памяти, внимания , сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта;

Воспитательные:

- прививать интерес к предмету;

- воспитывать интерес к творчеству поэта через духовность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и ее понимание.

Методы и приемы:

- работа по изучению и обобщению характеристики творчества Н.А. Некрасова;

- использование мультимедийной презентации;

- анализ стихотворений, изученных ранее и самостоятельно прочитанных;

9. Оборудование:

- диск с мультимедийной презентацией;

- выставка книг, посвященных творчеству поэта;

- магнитофон

  1. Ход урока ИКТ

Эпиграф

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Н.А. Некрасов

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

  1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

  1. Вводно – ориентировочная беседа

- С какими стихотворениями Н. А. Некрасова вы знакомы?

- Какие жизненные проблемы волновали поэта?

- Какие стихотворения поэта вы считаете лучшими?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока


1. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок, посвященный жизни и творчеству Н.А. Некрасова, я назвала словами, принадлежащими самому поэту: «Я лиру посвятил народу своему». На мой взгляд, именно эти слова точно характеризуют творчество самого поэта, эстета, художника слова, журналиста – Николая Алексеевича Некрасова.


2. Определение целей и задач урока

В ходе урока мы познакомимся с особенностями художественного мироощущения поэта, понаблюдаем, как формировалось мировоззрение этого талантливого человека, определим, как отразилась эпоха в его произведениях, убедимся, что все творчество Н.А. Некрасова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.


IV. Работа над темой урока

Дальнейшая работа осуществляется с применением презентации учителя (показ слайдов с одновременным словом учителя, выступлениями учащихся, анализом произведений).

- Итак, тема нашего урока: «Я лиру посвятил народу своему».

Страницы биографии и творчества Н.Е. Некрасова (показ 1-го слайда).

Н.А. Некрасов возглавил новый этап развития русской поэзии. Свято выполнил он пушкинский завет – «глаголом жечь сердца людей» (показ 2-го слайда).


3.1 Работа с эпиграфом

Стихи стали орудием борьбы поэта. Об их роли в своей жизни Н.А. Некрасов сказал так:

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Н.А. Некрасов (показ 3-го слайда)

Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку. Вдумаемся в них.

– Как вы понимаете, какова роль стихов в жизни поэта? (Свидетели живые, свидетели жизни).

- Какую смысловую нагрузку несет в себе сравнение «как волны об утес»? (Ассоциативно этот образ волн можно соотнести с воинами, готовыми сражаться).

Звучит мотив борьбы.


3.2. Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников (слайд 4)

- Каким видели Н.А. Некрасова его современники?

- Назовите ключевые слова каждого высказывания, при помощи которых дополняется образ поэта-борца? ( Гениальнейший, благороднейший, истинный поэт, не ниже Пушкина и Лермонтова).


Запись в тетрадь:

Н.А. Некрасов – борец , гений, благородный человек, искатель истины, по таланту не ниже Пушкина и Лермонтова.


- Откуда же появилось такое желание – бороться за правду, искать истину, жертвовать собой? (показ 5-го слайда)

Вернемся к страницам биографии творчества поэта, перелистаем его поэтический дневник, соприкоснемся с основными мотивами его творчества.


3.3 Групповая работа учащихся. Слушание «Литературных визиток»

о жизни и творчестве Н. А. Некрасова

(учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества

Н. А. Некрасова)

Страницы жизни и творчества Н.А. Некрасова

а) рассказ о детских и юношеских годах (одновременно демонстрируются 6-9 слайды)

При показе 6-го слайда звучит грамзапись «На Волге широкой» Б. Мокроусова / Е. Долматовского



Вывод:

В музыке Волга - символ любви и надежд, а в литературе символ протеста (А. Островский «Гроза»). Для Н.А. Некрасова река Волга стала символом рабства и человеческих страданий.


При показе 7-го слайда индивидуальное сообщение учащегося. Звучит рассказ – случай из жизни маленького Коли, который однажды столкнулся на берегу реки с бурлаками. Их образ надолго остался в памяти поэта, а позднее нашел свое выражение в творчестве Н. А. Некрасова.

Показ 8-го слайда сопровождается комментарием о начале поэтической деятельности Н.А. Некрасова, которая была связана с образом дороги. Дорога имела прямое значение: ею стала Владимирка – дорога кандального звона и дорога как начало литературной деятельности поэта.

Общий мотив - дорога.

Вывод: дорога призвала поэта покинуть родной дом.


4. Петербургский период (показ слайдов 10-20).

а) «Петербургские мытарства» (1838-1841)

б) Первые пробы; первая книга стихов «Мечты и звуки»

Вывод:

Непросто, очень непросто складывалась судьба Н.А. Некрасова. Но это были годы большой внутренней работы для него, годы раннего становления, когда он учился быть независимым, несмотря на трудности жизни, когда он «выдавливал из себя раба по каплям». Но была огромная воля к жизни, была душевная свобода.

в) Журналистская деятельность.

Издание журнала «Современник» (1847-1865); журнала «Отечественные записки» (1868-1877). Дружба и работа с великими критиками В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым.

Литейная, 36 – квартира поэта – редакция двух журналов (сообщение учащегося).

г) Литературная деятельность:

- тема идеала общественного деятеля (стихотворение «Памяти Белинского», поэма В.Г. Белинский, стихотворение «Памяти Добролюбова»)

Вывод:

Идеал общественного деятеля проникнут беспредельной любовью к родине, самопожертвованием во имя высоких убеждений;

- тема любви (показ слайда 19). Драматический рассказ о любви двух ярких личностей, Авдотьи Яковлевны Панаевой и Н.А. Некрасова. (Анализ стихотворений «Еду ли ночью по улице темной», «Тяжелый крест достался ей на долю»).

Вывод:

Интимная лирика Н.А. Некрасова раскрывает внутреннюю, психологическую сложность и противоречивость чувства поэта.

Любовь – борьба, любовь – поединок, в которой немыслима радость без страдания, определяет характер и лирический строй всей любовной лирики поэта.


5. Период в преддверии реформы 1861г. (показ слайдов 21-26)

Литературная деятельность:

- тема народа и родины (анализ стихотворений «Школьник», «Размышление у парадного подъезда»). Впервые в русскую поэзию Н.А. Некрасов ввел образ народа: женщина – крестьянка, бурлаки, крестьяне – просители, строители железной дороги.

Решение темы: народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу;

- тема назначения поэта и поэзии (стихотворение «Поэт и гражданин», «Муза»).

Вывод:

Роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него художественного таланта, гражданственности, активной борьбы за убеждения народа;

- тема природы (стихотворение «Зеленый шум»). Злобному, враждебному миру цепей и топора противостоит природа. В ней гармония и красота. Утверждение свободы человека, его право на жизнь придают творчеству поэта оптимистическое настроение;

- тема русских детей (стихотворение «Крестьянские дети»).

Вывод:

Поэт воспевает суровую прозу и высокую поэзию крестьянского детства. Призывы поэта: сохранить в чистоте вечные, нравственные ценности, связанные с трудом на земле, прославлять сострадательную любовь к «малому и слабому».


6. Период «трудного» времени (1863-1864) (показ слайдов 27-29)

Анализ поэмы «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская».

Вывод:

Н.А. Некрасов определил удивительное свойство русского национального характера – выносливость, силу духа, вечную любовь к ближнему. Он видел в народе не только бедность, нищету, убожество, но и мощь, силу красоты.


7. Период последних песен (показ слайдов 30-32)

С конца 60-х годов обозначился поиск поэтом высоких начал добра и красоты, поиск героя – защитника народных масс. Идеал гражданина, героя у Некрасова менялся, приобретая качество высшей духовности и идеальности (поэмы «Дедушка», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо»).

Последние годы жизни поэта были омрачены тяжелой и безнадежной борьбой с усилившейся болезнью. Лето 1876г. Некрасов проводит в Чудове. Почти два года длилось медленное умирание. Операция лишь на несколько месяцев отсрочила смерть. 1877г. – выход книги «Последние песни» (последнее прижизненное издание больного поэта)

Н.А. Некрасов скончался 27 декабря 1877г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


V. Рефлексия. Итог урока.

Вот и подошел к концу наш урок, посвященный теме «Я лиру посвятил народу своему» (по страницам жизни и творчества Н.А. Некрасова).

Наш разговор не должен остаться незамеченным, потому что мы сегодня открыли Н.А. Некрасова - мыслителя, глубоко переживающего за судьбы людей, страны; Некрасова – непримиримого борца за освобождение человека от рабства, призывающего к духовной свободе и раскрепощению; Некрасова – заступника народа, лира которого была отдана ему безвозвратно.

Обобщающая беседа

- Выделите основные периоды в биографии Н. А. Некрасова.

- Какие стихотворения были написаны в каждый из этих периодов?

- Почему первые годы жизни Н. А. Некрасова в Петербурге называют

«петербургскими мытарствами»?

- Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

- В чём заслуга Н. А. Некрасова как редактора и издателя?

- Что является основным предметом изображения в лирике

Н. А. Некрасова?



IV Домашнее задание с личностно-ориентированной направленностью (учащиеся сами выбирают задания по степени сложности: 1 задание – оценка «3»; 2 задание – оценка «4»; 3 задание – оценка «5») (показ слайда 33)

  1. Выучить стихотворение, в котором Н.А. Некрасов показал страдание простого народа.

  2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Что ценил и что отвергал Н.А. Некрасов в жизни?»

  3. Сформулируйте Законы жизни Н.А. Некрасова.