МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка урока
Тема: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.
по дисциплине: «Литература»
для студентов 1-го курса специальность
Преподавание в начальных классах
Преподаватель Щербакова Л.В.
г.Усть-Лабинск,
2016г.
Методическая разработка урока по литературе
Тема: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение биографии писателя и основных этапов творчества).
Вид урока: урок-беседа.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
коллективная;
индивидуальная.
Методы обучения на уроке:
репродуктивный;
частично-поисковый;
диалогический.
Материально-техническое оснащение:
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация «М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество»
фрагменты видеофильма «Сказка «Премудрый пискарь» и «Сказка «Пропала Совесть» Салтыкова-Щедрина»;
информационные листы «Сказки Салтыкова-Щедрина»;
карточка-рефлексия;
студенческие тетради по литературе;
стенд с фотографиями по творчеству писателя, иллюстрации к сказкам.
Цель: знакомство с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика, развитие самостоятельности мысли, умение анализировать, выступать;
методическая цель – совершенствование активных методов и форм преподавания литературы
Задачи:
- образовательная - систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание студентами личности писателя и особенностей его творчества;
- развивающая – совершенствовать умение анализировать художественный текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи; аргументировано доказывать собственное суждение;
- воспитательная – эстетическое воспитание студентов на лучших образцах русской классики второй половины XIX века; формировать систему нравственных ценностей.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
- связь с историей (общественная жизнь второй половины XIX века);
- связь с философией (философское осмысление действительности).
Ход урока:
I. Организационный момент:
1)приветствие;
2)проверка наличия студентов и их готовность к уроку;
3) сообщение темы урока.
Вступительное слово преподавателя:
Здравствуйте! Сегодня мы посвятим урок изучению биографии и творчества писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Имя М. Е. Салтыкова-Щедрина вам уже знакомо. Сегодня вы узнаете о нём много нового. Узнаете, почему его любимым писательским жанром были сказки.
II. Изучение нового материала. Вам предлагается составить биографию Салтыкова-Щедрина (студенты записывают в тетради тему урока, эпиграф, далее по презентации составляют краткую биографию писателя).
Слайд № 1. Тема урока. Эпиграф: «Я ПИСАТЕЛЬ, В ЭТОМ МОЕ ПРИЗВАНИЕ» М.Е. Салтыков-Щедрин.
Слайд № 2. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вошел в историю русской литературы под псевдонимом Щедрин. Щедрин сосредоточил свою сатиру на обличении пороков современного ему общества во всех проявлениях. Его по праву считают последователем Гоголя.
Слайд №3. Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в Пошехонье.
Слайд № 4. Он был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851).
Слайд № 5. Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского дворянина. Родители его были богатыми помещиками. Владения их приносили значительные доходы.
Слайд № 6. До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых (роман «Господа Головлевы», 1875-80) и повесть «Пошехонская старина», 1887-89).
Слайд № 7. В 1836 году был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (в то время назывался благородным университетским пансионом).
Слайд № 8. В 1838 году как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей. Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского.
Слайд № 9. В 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.
Слайд № 10. Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.
Слайд № 11. В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной. Елизавете на тот момент было всего 12 лет. Он терпеливо ждал ее взросления – повенчались они уже после возвращения Салтыкова-Щедрина в Петербург. Это были совершенно разные по характеру и темпераменту люди. Она воспитывалась матушкой-дворянкой из семьи Нарышкиных. А он матушкой-купчихой в строгой дисциплине, в семье, где детей с двухлетнего возраста наказывали розгами.
Слайд № 12. В 1872 году у Салтыковых рождается сын Константин.
В 1873 году – рождение дочери Елизаветы.
Слайд № 13. В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.
Слайд № 14. Просто показать слайд: Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков.
Слайд № 15. В 1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет "Историю одного города" — вершину своего сатирического искусства.
Слайд № 16. В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 — 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".
Слайд № 17. В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 — 86); "Мелочи жизни" (1886 — 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 — 89).
Слайд № 18. За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге. Погребен на Волковом кладбище рядом с могилой И.С. Тургенева.
III. Работа над сказками. Сказки Салтыкова-Щедрина.
Слово преподавателя: Мастерство Щедрина-сатирика проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Его образы вошли, как бы, в самый состав русского языка (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т. д. ). Нескончаемое множество других щедринских образов превратились в нарицательные образы-символы. Сказки – это возможность писателя говорить на запретные темы.
Студенты записывают в тетради информацию со слайд 19.
Слайд № 19. Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е. Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
IV. Словарная работа.
Слово преподавателя: Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя главные мысли автора.
Студенты записывают в тетради информацию со слайд 20.
Слайд № 20. Словарная работа
Ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»).
Гипербола – чрезмерное преувеличение.
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука).
V. Беседа
- Давайте вспомним русские народные сказки и определим, что общего в сказках Салтыкова-Щедрина и народных сказках?
Слайд № 21. Общие черты сказок.
Слайд № 22. Отличительные черты сказок.
Обратимся к информационным листам. Студенты читают «Основные темы, затрагиваемые в «Сказках» Салтыкова-Щедрина».
Слайд № 23. «Основные темы, затрагиваемые в «Сказках» Салтыкова-Щедрина».
- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина? Анализ сказки “Премудрый пескарь” (Демонстрация фрагментов из мультфильма “Премудрый пескарь”).
- Как вы понимаете название сказки?
- Каково значение слова “премудрый”?
- Как жил пескарь?
- Какие советы даёт своему сыну отец-пескарь? (“гляди в оба…”).
- Какая жизненная позиция пескаря?
- Каков итог жизни пескаря?
- Что за мысли “посещают” его перед смертью?
- Почему писатель прибегает к иносказанию в этой сказке?
- О чём предупреждает писатель читателей?
- Есть ли смысл в такой жизни?
Беседа по содержанию сказки “Пропала совесть”. (Демонстрация фрагментов из мультфильма “Пропала совесть”).
В сказке “Пропала совесть” действуют не животные, а люди.
- Что происходит с людьми, когда пропала совесть?
- Почему все, к кому попадала совесть, стремились избавиться от неё?
- С какой просьбой обращается совесть к последнему своему содержателю?
- О чем последний абзац сказки. На что надеется автор?
VI.Закрепление изученного материала. Выполнение теста с проверкой.
Слайд № 24. 1. В каком году родился Салтыков-Щедрин?
а) в 1822
б) в 1826
в) в 1828
Слайд № 25. 2. В какой семье родился Салтыков-Щедрин?
а) дворянина
б) священника
в) помещика
Слайд № 26. 3. Куда был отправлен писатель в ссылку?
а) в Сибирь
б) в Саратов
в) в Вятку
Слайд № 27. 4. Какой журнал возглавлял Салтыков-Щедрин?
а) «Отечественные записки»
б) «Современник»
в) «Северная пчела»
Слайд № 28. 5. Какую сказку написал не Салтыков-Щедрин?
а) «Медведь на воеводстве»
б) «Премудрый пескарь»
в) «Дикий помещик»
г) «Снегурочка»
Слайд № 29. Проверь себя. Правильные ответы: 1 - б, 2 –в, 3 – в, 4 – а, 5 – г.
VII. Подведение итогов. Выводы. Оценки за урок.
Слово преподавателя: Сам Салтыков-Щедрин подчас скромно оценивал свою роль в литературе. «Писания мои, - размышлял он, - до такой степени проникнуты современностью, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности». Сатирические типы писателя пережили свою эпоху.
Слайд № 30-31:
VIII. Домашнее задание: Прочитать и проанализировать сказку
(по выбору студента) М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Использованная литература
Литературные викторины. Л.Л. Бельская.- М., Просвещение, 2007.
Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред. Г.А. Обернихиной. - М., Дрофа, 2006.
Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. - М., Мнемозина, 2011.
Интернет-ресурс: http://www.myshared.ru/slide/62172/#.
8