СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по Новой истории в 7 классе на тему: "Начало Реформации в Европе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

 

Цель урока: Ознакомление учащихся с процессами происходящими в христианской церкви в 16 в. в Европе.

Задачи урока:

Обучающая: Дать представление о процессе Реформации в Европе и его причинах. Рассмотреть личность Мартина Лютера и его роль в развитии Реформации. Рассмотреть основные положения его учения. Ознакомиться с Крестьянской войной в Германии в 1524-1525гг и ее последствиях.

Развивающая: Развить аналитическое мышление, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания. Работать с учебником. Правильно делать выводы.

Воспитывающая: Воспитать толерантное отношение к представителям различных конфессий; на примере жизни Мартина Лютера и Томаса Мюнцера воспитать готовность отстаивать свои взгляды.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование: презентация

Основные понятия и термины: Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант.

Просмотр содержимого документа
«?????? ?????????? ? ??????»

Тема: Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.


Цель урока: Ознакомление учащихся с процессами происходящими в христианской церкви в 16 в. в Европе.

Задачи урока:

Обучающая: Дать представление о процессе Реформации в Европе и его причинах. Рассмотреть личность Мартина Лютера и его роль в развитии Реформации. Рассмотреть основные положения его учения. Ознакомиться с Крестьянской войной в Германии в 1524-1525гг и ее последствиях.

Развивающая: Развить аналитическое мышление, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания. Работать с учебником. Правильно делать выводы.

Воспитывающая: Воспитать толерантное отношение к представителям различных конфессий; на примере жизни Мартина Лютера и Томаса Мюнцера воспитать готовность отстаивать свои взгляды.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование: презентация

Основные понятия и термины: Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант.

Ход урока

1 Организационный момент

2 Повторение материала предыдущего урока.

Вопросы:Что такое Великие географические открытия?Какова их цель? Их причины?Что такое абсолютизм?Какова роль развития духа предпринимательства для истории Нового времени?Какова была повседневная жизнь людей в раннее Новое время?Что такое гуманизм?Кто такие гуманисты? Почему в своих работах они изображали человека?

3 Объяснение нового материала.

Изученные на прошлых уроках темы можно вывести в следующие направления рассмотрения эпохи Нового времени:

Технические открытия

Географические открытия

Экономическое развитие (абсолютизм, развитие торговли)

Социальное развитие (выделение новых социальных слоев)

Развитие культуры (гуманизм, литература, искусство, научное развитие)

И, пожалуй, в отдельное направление мы отнесем религию.

Великие географические открытия и идеи гуманизма не прошли бесследно для европейского общества. В XVI веке происходит одно из крупнейших явлений европейской и всемирной истории, связанное с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большей части верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией (от слова «реформа» - преобразование, переустройство). В данном контексте Реформация – это движение за переустройство церкви, революция в сфере сознания.

Причины революции:

В XVI веке католическая церковь переживала кризис. У людей происходит обмирщение сознания, т.е. люди стали думать не только о божественном и загробном мире, мысли человека обратились и к земной, мирской жизни, в человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась той же и прежняя церковь уже не удовлетворяла верующих, люди ждали и хотели большего. Католической церкви было все сложнее сохранить свое влияние на души и умы верующих.

1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями.

2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину.

3. Продажа духовных должностей и получение взяток.

4. Продажа индульгенций.

5. Вмешательство духовенства в дела князей.

6. Стремление получить часть церковных земель.

7. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе.

8. Недовольство увеличением церковных владений.

9. Огромные поборы церкви с крестьян.

В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался на внутреннее индивидуальное устремление человека к Богу.

Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьяне.

На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера.

31 октября 1517 года Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были 95 тезисов против индульгенций. Они всколыхнули всю Германию.

Еще через три года в 1520 года Мартин Лютер в присутствии своих студентов сжег папское послание об отлучении его от церкви. А в 1521 году его вызвали на императорский суд в Вормс.

В эти годы Германия входила в Священную Римскую империю, императором которой был Карл 5. Он властвовал над Испанией, Нидерландами, германскими землями, Неаполем, Сицилией, колониями Нового Света. Про империю Карла V говорили, что это империя где никогда не заходит солнце.

Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер обращаясь к собранию сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь» Во время его выступления, по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина ждет такая же судьба как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Пока он жил в замке, началось ниспровержение католицизма – Реформация началась. По дорогам Германии ходили бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только Папы, но и князей. Этого Лютер не мог поддержать и призвал князей установить над церковью свою власть.

Основные идеи Мартина Лютера.

- Осуждение продажи индульгенции

- Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание.

- Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

- Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

- Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

- Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.

Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. В целом мы видим, что взгляды Лютера совпадают с взглядами и интересами князей и богатых горожан.

Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.

Основные идеи Томаса Мюнцера:

- Поддержка взглядов Мартина Лютера

- Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами

- Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви.

Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной. В чем ее главные причины. Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов. Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен – все шло в город в обмен на звонкую монету.

Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен – деньги обесценились, цены на товары выросли. После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам.

Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 т. человек боролись против гнета светских и духовных феодалов. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали: право крестьян выбирать своего священника, отменить личную зависимость крестьян, сократить барщину, отменит второстепенные повинности, установить справедливую арендную плату.

Борьба крестьян закончилась поражением. Не было среди них единства. Дворяне разбили отряды крестьян по одиночке. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили. Дворяне жестоко расправились с восставшими: было уничтожено около 100т. человек.

После разгрома крестьянской войны началась княжеская или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей испуганная размахом крестьянской войны сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалось ввергнутой в вооруженное противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

В 1529г. Карл V запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестант – сторонники реформации церкви. В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами. Карл 5 пытался защитить католическую церковь так как боялся, что вслед за борьбой против Папы начнется борьба против светских владык.

Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30-40-гг Реформация успешно продолжалась. Карл V был занят войной с Францией и Турцией. Но испугавшись размаха Реформации он срочно заключил мир и двинулся в Германию, где и разгромил протестантов. Но в следующем сражении объединенные силы протестантов и часть католиков разгромили Карла V. Император сам чуть не попал в плен.

1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…».

Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники – пасторы – находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а так же некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим.

Князья заставили императора подчиниться своей воле.

Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого националього государства.

4 Закрепление изученного на уроке.

Работа с учебником – прочитать документы на стр. 100, обсудить.

Домашнее задание параграф 10-11, вопросы в конце параграфа.




















Просмотр содержимого презентации
«??????????»

«Реформация в Германии и крестьянская война»   § 10, 11  с. 88

«Реформация в Германии и крестьянская война» § 10, 11 с. 88

Вспомните, каковы источники богатства церкви?

Вспомните,

каковы источники богатства церкви?

Продажа индульгенций. Плата за обряды Продажа  индульгенций Плата за прикосновение к святым мощам Церковная  десятина Продажа  церковных  должностей

Продажа индульгенций.

Плата за обряды

Продажа

индульгенций

Плата за

прикосновение

к святым мощам

Церковная

десятина

Продажа

церковных

должностей

В начале XVI в. европейские страны охватило широкое движение за духовное обновление и реформу католической церкви, названное Реформацией .

В начале XVI в. европейские страны охватило широкое движение за духовное обновление и реформу католической церкви, названное Реформацией .

Реформация -  это движение за    переустройство          церкви.

Реформация -

это движение за переустройство церкви.

Путь к спасению Главная забота людей- спасение души. Спасающей силой обладает только церковь. Священник-посредник между Богом и человеком.

Путь к спасению

Главная забота людей- спасение души.

Спасающей силой обладает только церковь.

Священник-посредник между Богом и человеком.

Продажа индульгенций. Плата за обряды Продажа  индульгенций Плата за прикосновение к святым мощам Церковная  десятина Продажа  церковных  должностей

Продажа индульгенций.

Плата за обряды

Продажа

индульгенций

Плата за

прикосновение

к святым мощам

Церковная

десятина

Продажа

церковных

должностей

Людей смущало:  действительно ли церковь- необходимый посредник между человеком и Богом? Верный ли путь она указывает к спасению?

Людей смущало:

действительно ли церковь- необходимый посредник между человеком и Богом?

Верный ли путь она указывает к спасению?

Выясните, кто выступал против церкви  с. 88-89

Выясните, кто выступал против церкви

с. 88-89

Причины Реформации:  -Недовольство части населения роскошью католической церкви; -Обширные земельные владения, вызывающие зависть малоземельных дворян; -Продажа индульгенций; -Несоответствие образа жизни служителей церкви их проповедям.

Причины Реформации:

-Недовольство части населения роскошью католической церкви;

-Обширные земельные владения, вызывающие зависть малоземельных дворян;

-Продажа индульгенций;

-Несоответствие образа жизни служителей церкви их проповедям.

Мартин Лютер - ярый противник католической церкви, римского папского престола, основатель протестантского религиозного учения в Германии. Он был проклят и отлучен от церкви в 1520 году.

Мартин Лютер - ярый противник католической церкви, римского папского престола, основатель протестантского религиозного учения в Германии. Он был проклят и отлучен от церкви в 1520 году.

«95 тезисов» 31 октября 1517 г . монах, профессор богословия в университете г. Виттенберга Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были знаменитые   «95 тезисов» - возражения против торговли индульгенциями.  Они всколыхнули всю Германию . Так началась Реформация.

«95 тезисов»

31 октября 1517 г . монах, профессор богословия в университете г. Виттенберга Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были знаменитые

«95 тезисов» - возражения против торговли индульгенциями.

Они всколыхнули всю Германию .

Так началась Реформация.

Начало Реформации в Германии- 1517 г.

Начало

Реформации

в Германии-

1517 г.

Главная идея Лютера состояла в том, что каждый человек спасается только своей искренней верой в Бога и не нуждается в посреднике в виде церкви.

Главная идея Лютера состояла в том, что каждый человек спасается только своей искренней верой в Бога и не нуждается в посреднике в виде церкви.

Выясните, какие идеи выдвинул Мартин Лютер?  с. 93-94

Выясните,

какие идеи выдвинул Мартин Лютер?

с. 93-94

Учение Мартина Лютера: Человек спасается только верой,  Вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека,

Учение Мартина Лютера:

  • Человек спасается только верой,

  • Вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека,

  • Только Священное Писание, слово Божие, является авторитетом в делах веры.
Над Лютером нависла угроза обвинения в ереси. В 1520 г. Мартин Лютер был отлучен от церкви, а в 1521 г. его вызвали на императорский суд в город Вормс. От Лютера потребовали отречься от своего учения, но он отказался подчиниться Папе и одобрить продажу индульгенций. Обращаясь к собранию, Лютер сказал: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь.»

Над Лютером нависла угроза обвинения в ереси.

В 1520 г. Мартин Лютер был отлучен от церкви, а в 1521 г. его вызвали на императорский суд в город Вормс.

От Лютера потребовали отречься от своего учения, но он отказался подчиниться Папе и одобрить продажу индульгенций.

Обращаясь к собранию, Лютер сказал: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь.»

Вождём народной Реформации стал священник Томас Мюнцер-последователь Лютера  он говорил, что «власть должна быть отдана простому народу»,  призывал свергнуть господ,  всё имущество сделать общим достоянием.  Летом 1524 г. на юге Германии началась крестьянская война. Её назвали Великой.  Томас Мюнцер 1493 – 1525 г.г.

Вождём народной Реформации стал священник Томас Мюнцер-последователь Лютера

  • он говорил, что «власть должна быть отдана простому народу»,
  • призывал свергнуть господ,
  • всё имущество сделать общим достоянием.

Летом 1524 г. на юге Германии началась крестьянская война. Её назвали Великой.

Томас Мюнцер

1493 – 1525 г.г.

1524-1525 г. Крестьянская война в Германии

1524-1525 г.

Крестьянская война в Германии

Основные требования крестьян: -Возвращение захваченных дворянами общинных угодий -Сокращение оброка и барщины -Уничтожение зависимости крестьян -Отмена церковной десятины

Основные требования крестьян:

-Возвращение захваченных дворянами общинных угодий

-Сокращение оброка и барщины

-Уничтожение зависимости крестьян

-Отмена церковной десятины

Мартин Лютер не поддержал восставших, он утверждал, что крестьяне отдались дьяволу и их надо колоть, бить и душить, как бешеных собак. Среди восставших не было единства. Дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке. Т. Мюнцер был схвачен и казнён.  Крестьяне в XVI в. в Германии.

Мартин Лютер не поддержал восставших, он утверждал, что крестьяне отдались дьяволу и их надо колоть, бить и душить, как бешеных собак.

Среди восставших не было единства.

Дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке.

Т. Мюнцер был схвачен и казнён.

Крестьяне в XVI в. в Германии.

Протестанты - сторонники реформации церкви  Протестантские церкви - церкви, не признающие власть римского папы

Протестанты - сторонники реформации церкви

Протестантские церкви - церкви, не признающие власть римского папы

Итоги Реформации в Германии. После многолетней борьбы и частых войн в 1555 г. император позволил каждому из князей вводить в своих землях ту религию, которой придерживался сам князь. В Германии образовались две группировки княжеств – на юге и западе – католики, на севере и востоке – протестанты. Реформация перешагнула границы Германии и двинулась дальше по Европе.

Итоги Реформации в Германии.

После многолетней борьбы и частых войн в 1555 г. император позволил каждому из князей вводить в своих землях ту религию, которой придерживался сам князь.

В Германии образовались две группировки княжеств – на юге и западе – католики, на севере и востоке – протестанты.

Реформация перешагнула границы Германии и двинулась дальше по Европе.

В 1555 г . в городе Аугсбурге был подписан мир, по которому:  Католичество и протестантство признавались равноправными. Князья в своих землях определяют религию подданных. «Чья страна, того и вера». Лютеранская церковь стала простой и доступной.  Эта церковь утвердилась в большинстве земель Германии.   Этот мир закрепил политическую раздробленность Германии , что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.

В 1555 г . в городе Аугсбурге был подписан мир, по которому:

  • Католичество и протестантство признавались равноправными.
  • Князья в своих землях определяют религию подданных. «Чья страна, того и вера».
  • Лютеранская церковь стала простой и доступной.

Эта церковь утвердилась в большинстве земель Германии.

Этот мир закрепил политическую раздробленность Германии , что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.

1555 г.- Аугсбургский религиозный мир

1555 г.-

Аугсбургский религиозный мир

Проверь себя:  1 . Что из перечисленного ниже стало причинами реформации? Возможны несколько правильных ответов.  а) потребность верующих в духовном обновлении, в простом и понятном религиозном учении,  б) запреты церкви на строительство мануфактур,  в) сбор десятины и торговля индульгенциями.  г) вмешательство церкви в дела светской (княжеской) власти. 2 . Реформация в Германии началась:  а) в 1519 г. в) в 1517 г.  б) в 1520 г. г) в 1521 г.

Проверь себя:

1 . Что из перечисленного ниже стало причинами реформации? Возможны несколько правильных ответов.

а) потребность верующих в духовном обновлении, в простом и понятном религиозном учении,

б) запреты церкви на строительство мануфактур,

в) сбор десятины и торговля индульгенциями.

г) вмешательство церкви в дела светской (княжеской) власти.

2 . Реформация в Германии началась:

а) в 1519 г. в) в 1517 г.

б) в 1520 г. г) в 1521 г.

Какие из высказываний принадлежат Мартину Лютеру:
  • Какие из высказываний принадлежат Мартину Лютеру:

1. « Власть должна быть отдана простому народу».

2. «Милость Бога не зависит от заслуг человека»

3. «Человек спасается только верой».

4. Выбери неверный ответ. Лютеранская церковь:

а) стала дешёвой,

б) продолжала подчиняться Папе Римскому,

в) не признавала поклонение иконам и святым мощам.

5. Дайте определение:

а) реформация – это…

б) протестанты – это…

6. Причины вызвавшие недовольство католической церковью: А) строительство новых храмов Б) уплата церковной десятины В) обязанность верить в бога Г) продажа индульгенции Д) дорогие обряды 7. Назовите понятие, которому соответствует описание. Ими особенно активно торговали в Германии. Выложив деньги за эти грамоты, человек мог рассчитывать на прощение грехов и спасение души: А) индульгенции; Б) картулярии; В) тезисы.

6. Причины вызвавшие недовольство католической церковью:

А) строительство новых храмов

Б) уплата церковной десятины

В) обязанность верить в бога

Г) продажа индульгенции

Д) дорогие обряды

7. Назовите понятие, которому соответствует описание.

Ими особенно активно торговали в Германии. Выложив деньги за эти грамоты, человек мог рассчитывать на прощение грехов и спасение души:

А) индульгенции; Б) картулярии; В) тезисы.

8. Назовите хронологические рамки Крестьянской войны в Германии. В чём причины поражения Крестьянской войны?

8. Назовите хронологические рамки Крестьянской войны в Германии.

В чём причины поражения Крестьянской войны?

Итоги Реформации в Германии. После многолетней борьбы и частых войн в 1555 г. император позволил каждому из князей вводить в своих землях ту религию, которой придерживался сам князь. В Германии образовались две группировки княжеств – на юге и западе – католики, на севере и востоке – протестанты. Реформация перешагнула границы Германии и двинулась дальше по Европе.

Итоги Реформации в Германии.

После многолетней борьбы и частых войн в 1555 г. император позволил каждому из князей вводить в своих землях ту религию, которой придерживался сам князь.

В Германии образовались две группировки княжеств – на юге и западе – католики, на севере и востоке – протестанты.

Реформация перешагнула границы Германии и двинулась дальше по Европе.

В 1555 г . в городе Аугсбурге был подписан мир, по которому:  Католичество и протестантство признавались равноправными. Князья в своих землях определяют религию подданных. «Чья страна, того и вера». Лютеранская церковь стала простой и доступной.  Эта церковь утвердилась в большинстве земель Германии.   Этот мир закрепил политическую раздробленность Германии , что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.

В 1555 г . в городе Аугсбурге был подписан мир, по которому:

  • Католичество и протестантство признавались равноправными.
  • Князья в своих землях определяют религию подданных. «Чья страна, того и вера».
  • Лютеранская церковь стала простой и доступной.

Эта церковь утвердилась в большинстве земель Германии.

Этот мир закрепил политическую раздробленность Германии , что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.

1555 г.- Аугсбургский религиозный мир

1555 г.-

Аугсбургский религиозный мир

Самопроверка. а, в, г в 2, 3 б Реформация – движение за переустройство церкви  Протестант – сторонник реформации церкви.

Самопроверка.

  • а, в, г
  • в
  • 2, 3
  • б
  • Реформация – движение за переустройство церкви

Протестант – сторонник реформации церкви.

домашнее задание   § 10-11

домашнее задание

§ 10-11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!