Методическая разработка урока по обществознанию для 9 класса по теме «Семейное право».
Учитель: Александрова Е.В.
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №14 имени А.Ф. Лебедева г.Томска
Тема урока: «Семейное право».
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма работы на уроке: фронтальная, групповая.
Учебник: Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2006. – 400с.
Цели урока:
Образовательная: определить, что такое семейное право и как оно регулирует отношения между людьми в браке.
Развивающая: работа с документами и текстом учебника, чтобы продолжить развитие умений работы с текстом учебника, поиском нужной информации и умение её система-тизировать, умение логически выстраивать ответы на поставленные вопросы, а также уме-ние работать в группах.
Воспитательная: попытаться сделать всё возможное, чтобы выстроить уважительные от-ношения между супругами, а также между родителями и детьми.
Новые понятия: семейное право, права ребёнка.
Ход урока
План: 1) Что такое семейное право?
2) Условия вступления в брак и препятствия к его заключению.
3) Права и обязанности супругов.
4) Права и обязанности родителей и детей.
Слово учителя:
Приходит время и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. А чтобы чувствовать себя более спокойными и уверенными, молодым людям желательно вступить в законный брак. А брак – это ни что иное, как определённое действие, в результате которого создаётся социальная группа под названием «семья».
Особое место в развитии семейных отношений отводится семейному праву.
Так что же такое семейное право?
Что такое семейное право?
Семейное право – совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между
людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и
воспитанием детей (определение записать).
Основным источником семейного права является Семейный кодекс, принятый в 1996 году.
Основная цель семейного законодательства: укрепление семьи и построение семейных отношений на взаимной любви и уважении.
Основные принципы семейного законодательства:
добровольность брачного союза и равенство прав супругов;
разрешение внутрисемейных вопросов путём взаимного согласия;
приоритет семейного воспитания детей;
обеспечение защиты интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Далее предусмотрена групповая работа.
1 группа.
2) Условия вступления в брак и препятствия к его заключению.
Задание: прочитать п.2 параграфа 43 и выполнить задание 1 на стр.281(учебник).
Задание Друг и любимый человек 16-летней Татьяны, у которой недавно погибли родители, уезжа-ет после окончания института в длительную заграничную командировку и предлагает ей вступить сним в законный брак. Таня была бы счастлива стать женой Володи, но уверена, что их не распишут, ибо она не достигла ещё совершеннолетия. Права ли Таня? Аргумен-тируйте свой ответ. Дополнительные вопросы: Каковы условия вступления в брак? Допускается ли вступление в брак для лиц, не достигших брачного возраста? Получит ли Таня разрешение вступить в брак со своим другом? |
2 группа.
3) Права и обязанности супругов.
Задание: прочитать п.3 параграфа 43 и выполнить задание 3 на стр.281-282(учебник).
Задание Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью суп-ругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о при-знании сделки недейсвительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении о продаже картины, т.е. действовала недобросовестно. Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте свой ответ. Каковы юридические последствия этого решения? Дополнительные вопросы: Какие виды прав и обязанностей супругов рассматриваются в данной ситуации (личные или имущественные)? Как складываются отношения в семье по поводу совместно нажитого имущества? Какое решение в данной ситуации примет суд? Ответ аргументируйте. |
3 группа.
Задание: прочитать п.3 параграфа 43 и выполнить задание 4 на стр.282(учебник).
Задание В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Крюковых гражданка Крюкова попросила не включать в общую стоимость фарфоровую статуэтку 19 века, по-лученную ею в наследство от деда; пианино, приобретённое во время брака на средства, заработанные ею в загранкомандировке, и золотой перстень, который носила только она и являющийся, следовательно, её личным имуществом, не подлежащим разделу. Объясните, как поступит суд. Свой ответ аргументируйте. Дополнительные вопросы: Чем общее имущество отличается от личного? Что относится к личному, а что относится к общему имуществу? Как осуществляется распоряжение совместно нажитым имуществом в семье? Как в предложенной ситуации поступит суд? Свой ответ аргументируйте. |
4 группа.
Задание: прочитать п.4 параграфа 43 и выполнить задание 5 на стр.282(учебник).
Задание 15-летняя Ольга заявила своим родителям: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (её лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу…» Родители пытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребёнка,где говорится о признании права ребёнка на уро-вень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родите-лей. «Почему же вы её не решаете?» -- обиженно спросила она и вышла из комнаты. Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что бы возразили дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему? Дополнительные вопросы: Какое право отстаивает Ольга в предложенной ситуации? Какими имущественными правами обладают дети? Как складываются имущественные отношения между родителями и детьми, если они проживают совместно? Выскажите своё мнение по поводу претензий Ольги. |
После предварительной подготовки каждая группа выступает со своими ответами и про-водится дискуссия.
В заключение следует обратить внимание на то, что стремление поскорее вырваться из-под родительской опеки не делает человека свободным.
Домашнее задание: параграф 43.
4