2 | Актуализация знаний и мотивация. | - Вспомните, какая бывает природа? - Что относится к живой природе? - А что относится к неживой природе? - Назовите признаки живых организмов. - Прочитайте пословицу на слайде. Как вы её понимаете? «Терпение и труд всё перетрут». | Слайд №2 | Отвечают и читают слова на презентации. - Природа бывает живая и неживая - К живой природе относятся животные, растения, грибы и др. - К неживой природе относится воздух, вода, солнце и др. - Основные признаки живых организмов это - питание, движение, дыхание, рост, развитие и др. Читают пословицу и отвечают, что все у нас получится, если мы будем старательны и терпеливы. |
3. | Целеполагание | - Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительными царствами живых организмов. А какими, вы узнаете, отгадав загадки: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой и ангиной, Насморком и скарлатиной. Прочитайте тему урока на слайде. Какие поставим для себя цели на уроке? - Мы совершим путешествие в царство грибов и царство бактерий. | Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 | Дети отгадывают загадки: -это грибы и бактерии Дети называют цели: - узнать новое о грибах; - узнать, что такое бактерии |
4 | Открытие детьми новых знаний | Царство грибов - Послушаем сообщение о грибах (знакомит заранее подготовленный ученик) – Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление, грибы были выделены в особое царство. Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений. Грибы размножаются спорами. Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм. Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными. Грибы бывают полезные и ядовитые. – Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо. (рассмотрение муляжей грибов) – Запишите части гриба на схеме в тетради. Проверьте по схеме на слайде. - У гриба различают подземную часть грибницу (это основная часть). Она располагается в почве, образована из ветвящихся трубчатых нитей, очень похожа на паутину. - Что необходимо, чтобы грибница росла? - Наземная часть у гриба состоит из шляпки и ножки. Работа в парах – Прочитайте второй абзац учебника на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали? Дополняем схему на слайде, добавляем слово “споры”. - Прочитайте третий и четвертый абзац учебника на стр. 126. Что нового узнали о грибах? -Наносит ли это вред деревьям? А знаете ли вы, что на нашей планете растёт около 120 тысяч разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях. Какая-то часть грибов растёт в лесу. А ещё грибы можно встретить в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, и на деревьях. Грибы – трутовики наносят большой вред лесу. | Слайд №6 Слайды №7 Слайды №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 | Слушают сообщение своего товарища. Дети рассматривают строение гриба, записывают части гриба на схеме в тетради с.60 Проверяют себя по схеме на слайде. Ответы детей: Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Ответы детей: -Узнали, что грибы размножаются спорами, которые разносятся ветром. -Узнали, что грибы высасывают из корней деревьев органические вещества. - это не вредит деревьям, а помогает. |
5 6. | Первичное закрепление. Контроль усвоения | Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес. Будем мы грибы искать и в корзину собирать. Раз грибок, два грибок – Будет полный кузовок. – Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники (дети работают на доске с интерактивной приставкой Mimio Studio Teach , собирают в корзинку съедобные грибы - масленик, белый гриб, лисички, сыроежка, боровик, а бледную поганку и мухомор не кладут в корзину.) Проверка задания: назовите ядовитые грибы. – В чью корзинку попали эти грибы? - Вспомните правила сбора грибов, когда лучше собирать грибы? Срезай гриб ножом, чтобы не повредить. Не бери грибы, которых не знаешь. Не сбивай ядовитые грибы – они служат лекарством для животных. Сухие шляпки грибов повесь на ветку дерева – созревшие споры ветер разнесёт по лесу. - Прочитай начало поговорки и подбери подходящее окончание ( на доске с интерактивной приставкой Mimio Studio Teach) Не поклонясь до земли и гриба не поднимешь Мухомор красен, да для здоровья опасен Назвался груздем – полезай в кузов - Грибы – удивительные живые существа. Некоторые живут рядом с нами, в наших домах и квартирах, а мы их даже не замечаем. Например, оставьте в хлебнице или в закрытом целлофановом пакете куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы. Их можно рассмотреть только под микроскопом. Работа с цифровым микроскопом Micro Life ML – 12-1.3 - Рассмотрим плесневый гриб на кусочке хлеба под микроскопом. Что мы видим? -Из этой плесени получают полезный препарат-антибиотик пенициллин (показывается). - Ребята, посмотрите какие удивительные грибы я принесла вам сегодня? (показывает пачку дрожжей и пузырек с сухими дрожжами) - Что это за грибы? Как человек их использует? -Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Работа с цифровым микроскопом Micro Life ML – 12-1.3 - Рассмотрим дрожжи под микроскопом. Что мы видим? Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время. Работа в группах (проведение опыта с дрожжами). Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.) - А как называется наука, изучающая грибы? Царство бактерий. – Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями. – Что бы вы хотели о них узнать? Прием “Чтение с пометами”. Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 с пометами на полях. (+знаю, – новое для меня, ? есть вопрос) – Что узнали нового? – Какие вопросы возникли? - Бактерии живут на человеке и в человеке. Больше всего бактерий проживает в кишечнике, где они трудятся на благо человека. Одни помогают переваривать пищу, другие вырабатывают витамины, третьи убивают вредные микробы. Чтобы обезопасить себя от вредных бактерий и подружиться с полезными нужно: - мыть руки перед едой и после возвращения домой, откуда бы то ни было; Анимированный тест «Грибы и бактерии» | Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 | Дети работают на доске с интерактивной приставкой Mimio Studio Teach Дети отвечают на вопросы, высказывают предположения, когда лучше собирать грибы. Работа на доске с интерактивной приставкой Mimio Studio Teach Дети видят на экране изображение и высказываются: - видим тонкие ветвящиеся нити; - видим бесцветные нити. Отвечают на вопросы - это дрожжи, используют для приготовления хлебобулочных изделий Дети видят на экране изображение и высказываются: - видим отдельные темные пятна, овальной формы; Работают в группе, проводят опыт с дрожжами. Высказывают выводы. Ответы детей: -Наука о грибах - микология Задают вопросы. Работают с учебником ( читают и делают пометы карандашом на полях) Выполняют тест на ноутбуках |
7. | Рефлексия деятельности (итог урока). | Наше путешествие подошло к концу. Вспомните цели урока и оценить свою работу. Я очень довольна вашей работой на уроке. У меня на доске есть карточки синего, зеленого и желтого цвета. Посмотрите на лесенку, если вы считаете, что очень хорошо работали на уроке, то поставьте карточку желтого цвета лесенку; если вы считаете, что поработали хорошо, но можете лучше, то синего цвета; если вы считаете что работа на уроке не очень удалась и вы постараетесь работать лучше, то зеленого. Выставление оценок. ( Работа на доске с интерактивной приставкой Mimio Studio Teach) | | Называют цели, которые ставили. Оценивают свою работу? выстраивают лесенку на доске с интерактивной приставкой Mimio Studio Teach |