СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для изучения романа И. Тургенева "Отцы и дети" с целью выявления основного конфликта романа

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"»

Тема занятия: «Проблема поколений, самовоспитания, жизненной активности и «вечных» человеческих ценностей»

И. С. Тургенев. Роман омаРо «Отцы и дети»

Цели занятия:

Образовательная: проанализировать образы главных героев романа; обучить составлению опорного конспекта; проанализировать споры Павла Петровича Кирсанова и Базарова, выделить основные линии споров героев, сделать вывод об основном конфликте романа.

Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать устную и письменную речь обучающихся

Воспитательная: воспитывать умение отстаивать свои убеждения,

воспитывать интерес к изучению классической литературы

Тип занятия: комбинированный

Методы обучениясловесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Оборудование: портрет писателя, текст романа, мультимедиа проектор, презентация

Эпиграф к уроку: Я попытался представить конфликт двух

поколений.

И. С. Тургенев Полине Виардо


Основные этапы занятия:

  1. Орг. момент – 3 мин

  2. Повторение ранее изученного материала – 10 мин

  3. Изучение нового материала – 65 мин

  4. Закрепление и контроль знаний - 10 мин.

  5. Подведение итогов – 1 мин

  6. Задание на дом – 1 мин.

Ход урока

  1. Орг. момент (приветствие, определение отсутствующих, сообщение темы, целей занятия)

  2. Вопросы для повторения

1.Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.      В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные про­цессы в России 60-х годов XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о буду­щем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь на­рода, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить сущест­вующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консервато­рами.
   Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём либеральных дворян и разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно было бы сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» - в полном смысле этого слова.

2. Составление и работа с опорными конспектами

1) Система образов романа «Отцы и дети». Сообщение учащегося.

Н. П. Кирсанов

П. П. Кирсанов

Базаров Аркадий Кирсанов

Одинцова

Ситников, Кукшина

Родители

2) Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).

Слово преподавателя. Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское - дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение. Мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных — он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.

3. Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми, народом

Задание.

Перечислить основные события, описанные в 5-11 гл.

Вопрос: Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?

Ответ: Аркадий ему лишь говорил, что его родители — добрые люди Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов — мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное — внешний вид, облик героя.

Вопрос: Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

Ответ: Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже. прическа им многое сказала. «Волосатый» — разночинцы были ненавистны дворянам.

Вопрос: Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

Ответ: Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросается в глаза. Обратите внимание — совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде.

Вопрос: Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

Ответ: Выглядит более демократично, его не смущает запыленная одежда, но и у него все-таки «пальто и клетчатые панталоны», а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нем доброту и робость. По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века.

Вопрос: Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

Зачитайте соответствующие отрывки из текста романа, прокомментируйте (глава 5, 10), сделайте вывод.

— Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети?

— С каким новым героем знакомимся в 5 главе?

— Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).

— Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 6, 10).

Задание.

Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.

— С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? (Пытается оправдать поведение своего дяди.)

— Как воспринял ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешники», можно ли согласиться с Аркадием?

(Базаров не принимает образ жизни П. П. Кирсанова. Тургенев трижды устами Аркадия признает Павла Петровича «несчастным», который «скорее сожаления достоин, чем насмешники». Притом биография Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием, поэтому косвенным образом она характеризует самого Аркадия. Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге — пошел по стопам отца.)

— А по каким стопам идет Базаров?

(Его слова — «Всякий человек сам себя воспитывать должен».)

Вывод: Базаров и братья Кирсанова — люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт (запись в тетради)

— Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (глава 8)

Задание.

Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя: «...войдя в законное владение имением в Сп. Лутовинове после смерти матери, Тургенев распустил значительную часть дворовых на свободу, а пожелавших того крестьян перевел с барщины на оброк. Он всячески содействовал общему освобождению и крестьянам, желающим откупиться на волю, уступил пятую часть установленной в те годы выкупной суммы, за усадебную землю не брал ничего, безвозмездно передавал ее в собственность крестьянам. В последний год спасской ссылки Тургенева управляющий взял расчет. В два года он довел дело того, что доходов не хватало на его жалованье, а на прожиток хозяина не приходилось ни копейки. Оставшись неумелым хозяином огромного, но запущенного поместья, писатель беспомощно разводил руками или успокаивал себя пословицей: «Перемелется — мука будет». «Я объездил все свои деревни, — сообщал он П. В. Анненкову,— и, должно быть, показался моим крестьянам глуповатым малым». При продаже урожая он продешевил пшеницу; ухитрился купить дрянных лошадей; возводимые под его присмотром постройки едва не развалились... Хлопотал он страшно, и к зиме начал привыкать к своему безнадежному положению. Лето 1860 г. Тургеневу суждено было пережить утрату надежд на единство с народом. Жизнь показала, что между помещиком и мужиком разверзается пропасть. Еще за два года до манифеста Тургенев завел в Спасском ферму, перешел к обработке земли вольнонаемным трудом, но никакого нравственного удовлетворения он не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк и вступать в соглашения с господами («...народ…в надежде, что... выйдет еще указ — и землю отдадут даром, или царь ее подарит...»)».

4. Анализ идеологического конфликта в романе

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

— Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

— Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?


Основные линии спора:

- об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

- о принципе деятельности нигилистов;

- об отношении к народу;

- о взглядах на искусство и природу. (запись в тетради)

Выходят представители от каждой группы (по 1 человеку).

Первая линия спора. «Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам»

Вопрос: Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 — зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?

Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович именно в аристократии видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она дала Англии свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, т.к. общество строится на личности.

Слово учителя. Эту кажущуюся стройной систему взглядов Базаров разбивает простыми доводами. Какими?

Евгений Базаров. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу, - «старая песня»; многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Базаров метко замечает, что от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своём внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. По мнению Базарова, безделье и пустота – основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счёт.

Вопрос группе: Каков итог этого спора? Кто терпит поражение в это споре? Как Тургенев показывает поражение Павла Петровича? Как ведёт себя Кирсанов П .П во время этого спора?

Ответ: Павел Петрович потерпел поражение в этом споре. Автор показывает, как он «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, — тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре. запись вывода в тетрадь

Вторая линия спора. «О принципах нигилистов»

Вторая линия спора — о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Вопрос. Павел Петрович еще не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» — спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения. Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

Евгений Базаров. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все».

Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

Вопрос группе. Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

Вопрос. Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

П. П. Кирсанов. Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.

Вопрос группе:

-- Есть ли в романе единомышленники Базарова?

(Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

— Что мы знаем об этих героях?

(Ситников хлопочет по откупам отца; Кукшина «действительно помещица», — так говорит она о себе, исправно управляет своим имением. Оба героя восприняли лишь внешнюю форму нигилизма. «Долой Маколея!» — гремит Ситников. Но тут же остановился. «Да я их не отрицаю», — проговорил он. (Маколей — английский буржуазный историк, защищающий интересы крупной буржуазии). Так коротко Тургенев показывает вздорность этого отрицания. В Кукшиной все неестественно. И за этой поддельностью все некрасиво и пошло).

— В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?

(Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей она фальшивы. Кукшина — карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина — подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)


Третья линия спора «О русском народе»

Вопрос. Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

П. П. Кирсанов. По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умаляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Базаров. Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. (запишем выводы в тетрадь)

Вопрос группе.

-- Кого же крестьяне скорее признают? докажите текстом.

(Базаров вставал утром рано (не как баре), со слугами разговаривает без барского тона, хотя и подтрунивает над нами; Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил ее о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам признает это. Для него крестьяне — грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.

Н. П., вынужденный больше общаться с крестьянами, более демократичен, он называет камердинера «братцем», но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся.)

— Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

(Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз...; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)

Четвертая линия спора. «Взгляды на искусство и природу»

Четвертое направление в споре — расхождения во взглядах на искусство и природу.

Задание группе.

Слово преподавателя. Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках?

Ответ. И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

Вопрос учителя. А каков взгляд Базарова на искусство?

Ответ. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович, так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.

Вопрос. Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

Ответ. Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Вопрос. Как же смотрит Базаров на природу?

Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.

Вопрос учителя. Как решается эта линия спора?

Ответ. В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора. (запись в тетради)

IV. Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» проведем в форме опроса.

— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

— Докажите, что аристократизм — «бесплодный принцип».

— Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

— Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

— Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

— Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

— Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

— Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

— Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

Вывод: на чём основан духовный конфликт отцов и детей?

1. Отцы видят будущее России во главе с аристократией, а дети- с разночинцами.

2. Отцы хотят вести  постепенное  пореформенное преобразование России, а дети хотят всё начать с чистого листа.

3. Отцы хотят защитить «старый порядок», а дети - уничтожить его.

4. Отцы признают воздействие искусства на духовное развитие человека, а дети отрицают искусство совсем, ища во всём практическую пользу. Отрицают и Пушкина , и Рафаэля.

5. Патриархальное положение народа вызывает умиление у Павла Петровича, а Базаров видит необразованность и тяжёлую жизнь народа.

Отцы выступают за мораль и нравственность, а дети отрицают эти качества, считают их отжившими

Слово учителя. Мы с вами рассмотрели точки зрения на основополагающие вопросы двух самых ярких представителей разных поколений – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В раскрытии социального уровня конфликта Базаров остаётся один, один и Павел Петрович, т.к. Николай Петрович в спор почти не вступает. Так какой же можно сделать вывод?

Ответ. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом «и». Должно быть так: и «отцы», и «дети». Дети отцов – это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого.

Слово учителя. Мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы жизнь развивалась и дальше, необходима неразрывная связь между поколениями. «Дети» строят будущее, основываясь на опыте «отцов». Запись вывода в тетрадь

V. Подведение итогов. Выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание

Прочитать роман до конца, выписать из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!