II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. -Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография» -Что такое орфограмма? -Для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми) -Пригодится ли в жизни это качество-быть грамотным человеком? (да, конечно) -Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют) -С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (раст-ращ-рос) - Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Взаимопроверка по образцу. 2. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.(Слайд 1) Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.) 2. Проверка .(Слайд 2) ночь чаща дрожь круча роскошь жизнь луч шило ключ щавель пустошь чудо – Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на доске. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. (См. форзац учебника). Подчеркните названные орфограммы. – Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.) – Обозначьте в словах этот опознавательный признак. – Назовите условия выбора орфограмм. – На основе графических обозначений сформулируйте правила. 3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.) – С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.) | Познавательные УУД Владеть приёмами анализа и систематизации материала.
Коммуникативные УУД Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы. |
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока). | Проблемная ситуация. Вставьте букву Ё или О. (Слайд 3) В каком случае возникла проблема выбора? б…чка ч…лка м…д ш…лк л…дка щ…тка т…плый ж…лтый Сравните результаты: (Слайд 4) бочка чё/олка мёд шё/олк лодка щё/отка тёплый жё/олтый Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чём различие? Это новый вид орфограммы? Почему? Назовите её опознавательный признак. Сформулируйте учебную проблему. Ученики читают материал и выполняют задания, работа проводится при закрытых учебниках.) При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего?. |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Открытие нового знания. | 1. Работа с наблюдением учебника. 2. Далее самостоятельно (можно в парах) (Слайд 5) жёлтый крыжовник шёпот шорох чёрный шов щёлка капюшон • Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось? Подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов: жёлтый – желтеть (Слайд 6) шёпот – шептать чёрный – чернеть щёлка – щель крыжовник – ? шорох – ? шов – ? капюшон – ? Установите закономерность в корнях однокоренных слов. жёлтый – желтеть шёпот – шептать чёрный – чернеть щёлка – щель Ответьте на проблемный вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно. Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике. Дополните графическое обозначение условий выбора орфограммы и её опознавательного признака. Сравните свои выводы с правилом в учебнике (§86, стр.37). Возможный вариант графической схемы: ![]() ж крыжовник ш шорох  щ ё, но: шов ч капюшон Алгоритм. (Слайд 7) 1. Определить часть слова. 2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е. 3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё. Нельзя подобрать такое слово – пишем О. |
Познавательные УУД Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель). |
VI. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений. | 1. Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. (Устно) Слова для анализа: чёрный, жёлтый, крыжовник, шёл. 2. Выполнение упражнений для первичного развития умений. Упр. 457 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание словисключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е. 2. Но существует ещё один момент в этом правиле. Посмотрите на доску Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный. Вопросы и задания к ним: – Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].) – Сравните их написание. Что необычного заметили? – Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.) – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся поразному.) Предположите, почему слова пишутся поразному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения. Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма»?) 3. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова. На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр. – Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.) – Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему? – Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр.457? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.) – Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему? – Проверим себя. Прочитайте правило на с. 38 (после упр. 457), а также слова из рамки – Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.) Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах. – Как вы думаете, почему это правило включено в §86? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.) |
Шоколад, шофёр, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба. Познавательные УУД 1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). 2. Строить логические рассуждения. 3. Производить анализ, синтез, сравнение. |
VI I. Итог урока. Рефлексия. | – Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.) – Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока. 1) шёлк, шов (искл.); 2) ожог (сущ.), ожёг (гл.); 3) шоссе, жонглёр.
|  чувствую себя хорошо
многому научился
ничему не научился
очень плохо |