СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Буквы О, Ё после шипящих в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Для учителя:

- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания букв о, ё после шипящих в корне слова и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

        2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв  о, ё после шипящих в корне слова ;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму. 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Буквы О, Ё после шипящих в корне слова"»





Общие сведения об уроке.

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.


Тема

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова


Тип урока

ОНЗ (открытие нового знания).


Методы обучения

проблемно-поисковый, словесный, практический.

Организационные формы работы

фронтальная, парная, индивидуальная..


Оборудование

Компьютер, проектор.

Цели урока:


  1. Для учителя:

- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания букв о, ё после шипящих в корне слова и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв о, ё после шипящих в корне слова ;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
















Технологическая карта урока


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


1. -Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография»

-Что такое орфограмма?

-Для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми)

-Пригодится ли в жизни это качество-быть грамотным человеком? (да, конечно)

-Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют)

-С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (раст-ращ-рос)

- Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания?

Взаимопроверка по образцу.

2. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы

Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.(Слайд 1)

Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)

2. Проверка .(Слайд 2)

ночь чаща

дрожь круча

роскошь жизнь

луч шило

ключ щавель

пустошь чудо

– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на доске. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. (См. форзац учебника). Подчеркните названные орфограммы.

– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)

– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.

– Назовите условия выбора орфограмм.

– На основе графических обозначений сформулируйте правила.


3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)

– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)

Познавательные УУД

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.





















































Коммуникативные УУД

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.


III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).



Проблемная ситуация.

Вставьте букву Ё или О. (Слайд 3)
В каком случае возникла проблема выбора?

б…чка ч…лка

м…д ш…лк

л…дка щ…тка

т…плый ж…лтый

Сравните результаты: (Слайд 4)

бочка чё/олка

мёд шё/олк

лодка щё/отка

тёплый жё/олтый

Что общего в словах
1-го и 2-го столбика?
А в чём различие?

Это новый вид орфограммы? Почему?
Назовите её опознавательный признак.
Сформулируйте учебную проблему.

Ученики читают материал и выполняют задания, работа проводится при закрытых учебниках.)

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего?.




Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.










IV. Открытие нового знания.

1. Работа с наблюдением учебника.

2. Далее самостоятельно (можно в парах) (Слайд 5)

жёлтый крыжовник

шёпот шорох

чёрный шов

щёлка капюшон

Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное).
Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень.
• Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось?


Подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:

жёлтый – желтеть (Слайд 6)

шёпот – шептать

чёрный – чернеть

щёлка – щель


крыжовник – ?

шорох – ?

шов – ?

капюшон – ?

Установите закономерность в корнях однокоренных слов.

жёлтый – желтеть

шёпот – шептать

чёрный – чернеть

щёлка – щель

Ответьте на проблемный вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно.

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.


Дополните графическое обозначение условий выбора орфограммы и её опознавательного признака. Сравните свои выводы с правилом в учебнике (§86, стр.37).

Возможный вариант графической схемы:

ж крыжовник

ш шорох

щ ё, но: шов

ч капюшон

Алгоритм. (Слайд 7)

1. Определить часть слова.

2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е.

3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё.

Нельзя подобрать такое слово – пишем О.






































Познавательные УУД

Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).


V. Динамическая пауза. (Физкультминутка)

Массаж рук.
Вот помощники мои, 
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.


VI.

Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.


1. Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. (Устно)

Слова для анализа: чёрный, жёлтый, крыжовник, шёл.

2. Выполнение упражнений для первичного развития умений.

Упр. 457 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.

2. Но существует ещё один момент в этом правиле. Посмотрите на доску

Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания к ним:

– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)

– Сравните их написание. Что необычного заметили?

– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

– Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения. Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма»?)

3. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.

На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.

– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?

– Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр.457? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)

– Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?

– Проверим себя. Прочитайте правило на с. 38 (после упр. 457), а также слова из рамки

– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)

Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.

– Как вы думаете, почему это правило включено в §86? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.)































Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

Познавательные УУД

1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

2. Строить логические рассуждения.

3. Производить анализ, синтез, сравнение.


VI I. Итог урока. Рефлексия.



– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)

– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.

1) шёлк, шов (искл.);

2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);

3) шоссе, жонглёр.





чувствую себя хорошо





многому научился



ничему не

научился









очень плохо

VIII. Домашнее задание.

§86, упр.459 (Слайд 8)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!