СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Буквы е - и в корнях с чередованием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие сведения об уроке.

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

 

Тема

Буквы е - и в корнях с чередованием

Тип урока

ОНЗ (открытие нового знания).

 

Методы обучения

проблемно-поисковый,  словесный, практический.

Организационные формы работы

фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.    

 

Оборудование

Компьютер, проектор.

Цели урока:    

 

  1. Для учителя:

- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

        2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Буквы е - и в корнях с чередованием"»


Общие сведения об уроке.

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.


Тема

Буквы е - и в корнях с чередованием

Тип урока

ОНЗ (открытие нового знания).


Методы обучения

проблемно-поисковый, словесный, практический.

Организационные формы работы

фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.


Оборудование

Компьютер, проектор.

Цели урока:


  1. Для учителя:

- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.












Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационно-мотивационный.

Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята, вот такое симпатичное солнышко в веснушках и желаю всем солнечного настроения и хорошей работоспособности. Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.

СЛАЙД № 1(солнце)

Слушают учителя, готовятся к работе, эмоционально настраиваются на урок.


Личностные:

-развитие положительного отношения к учебной деятельности;

-смыслообразование .

Коммуникативные:

-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками .


II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран!

СЛАЙД № 2

С…деньем г…р…да не берут.

Под л…жачий кам…нь в…да не т…чёт.

Прочитаем пословицы.

Синонимичны ли эти пословицы?

Какой?

Гласные какого качества пропущены?

Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова? Слайд 3,4

2. Распределительный диктант.

Распределите слова из пословиц по видам орфограмм.

Проверьте правильность выполненного задания.

СЛАЙД № 5

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Сиденьем

города

лежачий

вода

не течёт

Города

камень






Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.

Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?








Ученики читают.

Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.

Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Безударные гласные в корне слова.

Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.


Выполняя задание, работают в паре.







Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде.

Самооценка.

Ошибок нет – 5 б.

1 ошибка – 4б.

2 ошибки – 3б.

4 ошибки – 2б.

Больше 4-х – 0б.

Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.

В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая, другая – непроверяемая

Личностные:


-проявление познавательной активности.


Коммуникативные:


- выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений;

- построение связного монологического высказывания.



Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

.

III. Выявление места и причины затруднения

Какое слово осталось без нашего внимания?

Запишите его на новой строке. Выделите корень.

Какая же гласная в корне этого слова?

Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.

Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица.

СЛАЙД № 6

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК.

Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?

Выберите из этой пословицы слова, однокоренные к слову БЕРУТ.

Делает на доске запись:

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

Выделите корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Что такое чередование звуков?

Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

Слайд 7

Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почем вы испытали затруднение?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.


БЕРУТ.

Называют корень, подобрав однокоренные слова: БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.

Непроверяемая. А может, чередующаяся.



Прямое.

Ягодка – это маленькое дело, а кузовок - это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Называют.

Чередование звуков Е-И.


Это замена одного звука другим.


Ученики отвечают и записывают, выделяя корень

Участвуют в диалоге.


Познавательные:

преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные:

коррекция, контроль.

Коммуникативные:

умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Какова наша цель? Слайды 8,9

Цель: узнать условия написания букв е-и в корнях слов.

Задача: уметь применять правило написания букв е-и в корнях с чередованием.

- находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.



IV. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Когда вы формулируете новое правило, на что вы обращаете внимание? (На какие-то закономерности).

- А теперь постройте план проекта по выходу из затруднительного положения: Слайд 10

1. Установить закономерность.

2. Сделать вывод.

3. Создать алгоритм действий.


Участвуют в диалоге. Строят проект выхода из затруднения.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов

V. Реализация построенного проекта

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.

Работаем с раздаточным материалом в парах. Слайд 11

  • Слова какой части речи записаны на карточках?

  • К каждому глаголу с карточки № 1 подберите видовую пару с карточки № 2? Запишите в тетрадь парами.

  • Выявите закономерность в написании букв Е-И в корнях этих глаголов.

Что получилось?

СЛАЙД № 12

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

Учитель: Назовём и выпишем корни глаголов с чередованием.

На доске (учитель) и в тетрадях запись:

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

Учитель: Какую закономерность в написании букв Е-И в корнях этих глаголов вы выявили? От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Проверим себя по эталону. Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в парах.

Создаём алгоритм действий.

Перед вами на столах разрезанный алгоритм наших действий по теме. Я вас попрошу его составить, впоследствии мы по нему будем работать.

- Кто готов озвучить?

- Слайд 13

1. Выделяю в слове корень.

2. Вспоминаю корни с чередованием Е-И.

3. Проверяю, есть ли суффикс А после корня.

4. Если есть суффикс А, пишу И, если нет – Е.

5. Выделяю суффикс А, подчёркиваю букву в корне.

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?




Наблюдают над предложенным материалом, формулируют правило, проверяют себя по учебнику.

















Записывают корни с чередованием в тетрадь.




















Работают в парах над составлением алгоритма действий.


Проверяют по эталону. Оценивают. Слайд 14

Всё верно - 3б.

1ошибка - 2б.

2ошибки – 1б

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

VI. Динамическая пауза. (Физкультминутка)

Я вам предлагаю игру «Хлопок». Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне – хлопок.

Избирать, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

Выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Устная фронтальная работа над упражнением 646.


2. Следующее задание: ваша задача - услышать в читаемой мною загадке слово с чередованием и записать его, объяснив правописание корня, не забываем и про отгадку:

1) Сидел на заборе, пел да кричал, а как все стали собираться, взял да замолчал (петух)

2) Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует. (Воробей) 3) Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Cнегири) 4) К вечеру умирает, по утру оживает (День)


Работают «по цепочке».

Работают индивидуально (двое у доски)

Взаимопроверка по эталону. Слайд 15

Собираться (петух)

Подбирает(воробей)

Собери (снегири)

Умирает (день)


Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.


Регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


А теперь давайте посмотрим, поняли ли вы тему.

Самостоятельная работа над упражнением 647 (1вариант работает с 1 частью, 2 вариант - со 2-й)

Работают самостоятельно, проверяют себя по эталону Слайд 16,17,18

Самостоятельная работа. Упр. 647.

Ошибок нет – 5 б.

1 ошибка – 4б.

2 ошибки – 3б.

4 ошибки – 2б.

Больше 4-х – 0б.


Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

Включение в систему знаний и повторение

«Самостоятельная работа» (См. приложение)


Слайд 19

Выполняют задание самостоятельно.



Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

1.Фронтальный опрос.

- Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? (Правописание Е-И в корнях с чередованием).

- Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? (От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е)

- Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием).

- Мы её достигли? (Да).

2. Работа с диагностической картой.

- Оцените свою работу.

Всё понял (2б)



Есть вопросы по теме (1б)



Ничего не понял (0)




Отвечают на вопросы.






Слайд 20

Работают с диагностической картой.



Познавательные:

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Личностные:

самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.


Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других.

X. Домашнее задание.

§112, упр. 647, 649

Ваша мама попросила вас научить младшего брата или сестрёнку правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Слова для справок: собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.


Слайд 21

















Оценочный лист ученика 

Фамилия_____________________________________Класс________

Что оцениваем

Балл

Кто выставляет

Распределительный диктант.

Ошибок нет – 5 б.

1 ошибка – 4б.

2 ошибки – 3б.

4 ошибки – 2б.

Больше 4-х – 0б.


Самооценка

Формулировка проблемы и темы урока.

(0-3)

 

Учитель

Работа над составлением алгоритма действий.

Всё верно - 3б.

1ошибка - 2б.

2ошибки – 1б



Устная фронтальная работа над упражнением 646



Самооценка.









Оценивает учитель.

Задание 2.

Записать слово с чередованием, объяснив правописание корня.

1б за каждое слово + 1б за правильные отгадки




Взаимопроверка




Самостоятельная работа. Упр. 647.

Ошибок нет – 5 б.

1 ошибка – 4б.

2 ошибки – 3б.

4 ошибки – 2б.

Больше 4-х – 0б.




 

Самооценка

Рефлексия учебной деятельности.

Всё понял (2б)

Есть вопросы по теме (1б)

Ничего не понял (0б)


Оценивает учитель.

Самооценка

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

«5» - 17 -16

«4» - 15 -13

«3» - 12 - 9

Учитель

















4