СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме «Операторы ввода и вывода. Оператор присваивания».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • Изучение среды программирования Pascal ABC.

 

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление навыки использования операторов ввода, вывода и присваивания при решении задач.

Развивающие:

  • развитие алгоритмического мышления, совершенствование умений анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости.

Программно - дидактическое обеспечение: ПЭВМ, локальная сеть, ОС Windows ХР, MS Office 2010, проектор, интерактивная доска,  Pascal AB

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Операторы ввода и вывода. Оператор присваивания».»

Тема: «Операторы ввода и вывода. Оператор присваивания».

Класс 10


Цель:

  • Изучение среды программирования Pascal ABC.


Задачи:

Образовательные:

  • закрепление навыки использования операторов ввода, вывода и присваивания при решении задач.

Развивающие:

  • развитие алгоритмического мышления, совершенствование умений анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости.


Программно - дидактическое обеспечение: ПЭВМ, локальная сеть, ОС Windows ХР, MS Office 2010, проектор, интерактивная доска, Pascal ABC.


План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

  3. Изучение теоретического материала.

  4. Практическая работа.

  5. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

Учитель задает вопросы: 

1). Из каких разделов состоит программа на языке Паскаль? (Раздел заголовка, раздел описаний, раздел операторов). 

2). С какого служебного слова начинается программа? (Program) 

3). Как описываются переменные? (Var список переменных: тип переменных). 

4). С чего начинается основная программа? (Begin) 


8). Чем заканчивается программа? (End.) 

Найди соответствие. Структура программы на языке Pascal.


1

Program ;

А

Начало программы

2

Const =;

Б

Раздел описания переменных

3

Var : ;

В

Раздел описания констант

4

Begin

Г

Заголовок

5

;

Д

Конец программы


6

End.


Е

Раздел операторов /тело программы/


  1. Изучение теоретического материала.



Оператор присваивания

Как и во всех языках программирования, в Pascal ABC имеется оператор присваивания. В некоторых языках, символом присваивания является знак равенства, однако для того, чтобы не путаться, оператор присваивания в Паскале выглядит так “ := “. Он служит для определения или переопределения значения переменной. В случае переопределения, новое значение переменной, записывается в ячейки с именем переопределяемой переменной, а прежнее значение стирается. Например:
a:=1000;
b:=5;
a:=a+b

Исходное значение переменной а – 1000, конечное 1005.

Операторы ввода

Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.

Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN.

Формат:

Read (список переменных);

Readln (список переменных);


где - последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.


Например:

Readln (x, y, z);

Read (beta, gamma);

При выполнении оператора READ(READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяются пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы.


Операторы вывода

Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами: WRITE и WRITELN.

Формат:

Write (список выражений);

Writeln (список выражений);


Выражение в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. Буквы ln имеют то же значение, что и в операторе readln. Вслед за выражением через двоеточие можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение. Например, оператор write (10:3, 55:6) займет для вывода числа 10 три позиции, а для вывода числа 55 - шесть позиций на экране.

При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия. Например, x = 3,14159, то оператор write (x:6:2) займет для вывода переменой х шесть позиций, две из которых будут использованы для дробный части х (т. е. значение х будет округлено до 3,14).

Для того чтобы прокомментировать выводимые значения, в список вывода можно помещать строки любых символов, заключенные в одинарные кавычки (апострофы). Например, при выполнении фрагмента программы

х: = 3.5;

Write ( 'Ответ ', х: 4,'метров');


на экране будет выведено:

Ответ: 3.5 метров

  1. Что появится на экране после выполнения следующих команд:

a := 4;

write (a);

write (‘a’);

2.Что будет выведено на экран после выполнения программы?

Program Task_2;

Var a, b, c: integer;

Begin

Write (1);

Write (2, 3);

Writeln (4);

Write (5);

Writeln (6,7);

Writeln;

Write (8);

End.


  1. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

a := 5;

b := 2;

writeln (‘Сумма a и b =’, a + b);



4. Практическая работа.

1.Составь программу вычисления периметра прямоугольника

program perimetr;

var p,a,b: integer;

begin

writeln;

write (‘Введи стороны прямоугольника’);

readln (a,b);

p:= 2*(a+b);

writeln (‘Периметр равен ’, p);

readln;

end.

2.Составь программу вывода на экран рисунка из символов.

 program ris;

uses crt;

begin

clrscr;

writeln(‘$$$$$ ________________________________$$$$$’);
writeln (‘__$$$$$$$$___ ___________________,,$$$$$$$’);
writeln ('___$$$$$$$$$$,,_____________,,$$$$$$$$$$’);
writeln ('__$$$$$$$$$$$$___ _______ ___$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘___$$$$$$$$$$$$$__ _____ __$$$$$$$$$$$$$’); 
writeln (‘____$$$$$$$$$$$$$__ ____ __$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘____$$$$$$$$$$$$$$$_@_$$$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘______$$$$$$$$$$$$$@@$$$$$$$$$$$$$$***’); 
writeln (‘______________*$$$$$@$$$$$$___________’);
writeln (‘______$$$$$$$$$$$$* @ *$$$$$$$$$$$$’);

writeln (‘____$$$$$$$$$$$$$ * @ *$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘___$$$$$$$$$$$$$$* _@@_ * $$$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘__*$$$$$$$$$$$$$$4___@___$$$$$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘_*$$$$$$$$$$$$$$____*_____$$$$$$$$$$$$$$$’);
writeln (‘*___$$$$$$$$$$$$$___________$$$$$$$$$$$$**’);
writeln (‘________$$$$$$_________________**$$$$$’);
writeln (‘_________$*$$**_________________**$$**’);

writeln (‘ * *’);

readln;

end.


  1. Домашнее задание. А теперь запишите домашнее задание:

Задача 1. Напишите программу, которая подсчитывает площадь круга по формуле s=p*r2. Радиус круга известен. Ответ вывести на экран.

Задача 2. Составь программу вывода на экран рисунка из символов.

$

$$$

$$$$$

$$$@$$$

######

######

######