СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Три выстрела и три рассказа о них (по повести А.С. Пушкина «Выстрел»)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Три выстрела и три рассказа о них (по повести А.С. Пушкина «Выстрел»)" по ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Три выстрела и три рассказа о них (по повести А.С. Пушкина «Выстрел»)"»


Предмет: литература

Класс: 6

Тип урока: открытие нового знания

УМК: В.Я. Коровина

Технологическая карта

Тема

Три выстрела и три рассказа о них (по повести А.С. Пушкина «Выстрел»)

Цель

познакомить учащихся с циклом «Повести покойного И.П. Белкина», с произведением А.С. Пушкина «Выстрел» его сюжетом и героями. Формировать умение анализа художественного текста, воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека

Задачи

Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания

Формируемые УУД

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогиивыбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно.

Предметные: научиться определять особенности повествования

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Самоопределение к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие

Готовятся к уроку

- Ребята, успокоились, проверили, все ли необходимое лежит у вас на столах.


Готовность к уроку.

Формирование успешной мотивации

2. «Открытие» учащимися новых знаний. Создание ситуации затруднения

Цель:

Познакомить с историей создания «Повестей Белкина»






Читает «лекцию»Задает вопросы, дает задание

Слушают, отвечают на вопросы, выполняют задание

- Прочитайте эпиграф к уроку

"Повести Белкина" - это драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества. А.С. Пушкин.

 - Сформулируйте тему урока, опираясь на данный эпиграф.

- совершенно верно, предметом нашего разговора сегодня будет сборник повестей, написанный А.С. Пушкиным. И конкретно обсудим одну из повестей, которую вы читали к этому уроку, «Выстрел»»

Для начала поговорим об истории создания данного цикла повестей.

Я буду вам рассказывать об истории создания, о том, какие повести входят в этот цикл, а вы заполните «бортовой журнал»

Ключевые понятия

Толкование










Лекция учителя: Осень 1830 года А.С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь. Осень всегда вызывала у поэта

прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне» - говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут.

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно побегут.

А.С. Пушкину пришлось прожить в Болдино 3 месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около 30 лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня- крестьянка».

В мире нет другого примера, когда писатель за такое короткое время создал бы столько замечательных произведений».

В «Повестях Белкина» Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая ее. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, провинциальном дворянстве, городской бедноте.

Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской в Москве, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле - бесстрашном дуэлянте и боевом офицере полковнике Липранди - легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и ночевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю». В «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными традициями. А.С.Пушкин о своем произведении.

«Повести...» были изданы анонимно. Авторство их было приписано вымышленному лицу - Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Вместе с тем использование распространенного в ту пору приёма литературное маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях

Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на

самом деле повести написаны Пушкиным) разными лицами – барышней, армейским

офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку

событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех

сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев.

«Выстрел»:

Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная.

«Метель»:

Пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха.

«Гробовщик»:

Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков. Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень

серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов.

«Барышня-крестьянка»:

Она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира. Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.

Маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе.

Главные герои: два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, их дети - Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники.

«Станционный смотритель»

Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.

Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы люди. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, ибо видишь и понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания о дочери.

В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.

Мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает

для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».

- чтение и обсуждение «От издателя».

- (анализ «бортового журнала») Итак, ребята, давайте послушаем, что у вас получилось. Какие ключевые понятия вы смогли выделить из услышанной лекции?

Формулируют тему урока



Слушают лекцию, заполняют бортовой журнал.


Строят рассуждение по прочитанному

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса


3. Актуализация знаний

Цель:

Проверить знание содержания повести «Выстрел» и владение средствами художественной выразительности.


Дает задание

Выполняют задание.

Вариант 1.

  1. Назовите героя-рассказчика, от лица которого ведется повествование?

  2. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении образов?

Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил.

  1. Укажите название изобразительного средства:

…ходил вечно пещком, в изношенном черном сюртуке…

  1. Укажите название художественного приема:

…но шампанское лилось притом рекою.

  1. Что выделяло Сильвио среди офицеров полка?

Вариант 2.

  1. Назовите героя-соперника Сильвио.

  2. Укажите название художественного приема:

…все в скважинах, как соты пчелиные.

  1. Назовите изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении:

…на совести его лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства.

  1. Укажите название изобразительного средства:

крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы.

  1. Что выделяло Сильвио среди офицеров полка?


Анализируют, применяют знания, умения и навыки

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в формулировать собственное мнение и позицию;







































































________________________

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:формулируют собственные мыс-

ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

4. Первичное закрепление

Цель: проанализировать повесть «Выстрел»


Дает задание, следит за выполнением

Выполняют задание, рассуждают, отвечают на вопросы

- Что такое сюжет?

(Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи,  раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным  явлениям; последовательность)

- Что такое фабула?

(Фа́була — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе...)

- Как соотносятся фабула и сюжет в повести «Выстрел»?

(сюжет не выдержан хронологически)

- Как вы думаете почему так поступает автор? (обсуждение)

Вопросы на знание текста:

О чем, по вашему мнению, повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

(о дуэли, о чести, о мести)?

Что можно сказать о характере Сильвио в первой части повести?

Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка?

Что нового вы узнали о герое из второй части повести?

Каким Сильвио предстает в финале? Что победило в его душе?

Какое впечатление осталось у вас от прочитанной повести?









Умение обобщать и систематизировать материал

5.Самостоятельная работа (групповая)

Цель: проверить умения анализировать эпизоды произведения.

Дает задание, комментарии к заданию

Работают в группах

1 группа Рассказ о первом выстреле. Синквей «Сильвио» (отметить особенности характера на данном этапе)

2 группа Рассказ о втором выстреле. Синквей «Сильвио» (отметить особенности характера на данном этапе)

3 группа Рассказ о третьем выстреле. Синквей «Сильвио» (отметить особенности характера на данном этапе)


(Проверка задания)


Умение анализировать и систематизировать материал

6. Итог урока. Домашнее задание


Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание

- Мы поговорили о цикле повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», узнали историю создания, поговорили о том, какие повести входят в данный цикл. А также обсудили одну из повестей - «Выстрел».

Подведем итог нашему уроку. Запишем все качества Сильвио, которые вы отметили в своих синквейнах, распределяя их на две колонки

положительные

отрицательные



- Какой урок вы вынесли после прочтения и обсуждения данного произведения? (обсуждение)

- Запишем домашнее задание: прочитать повесть «Метель». Составить 5 вопросов по повести.

Ведут диалог, повторяют, записывают домашнее задание

Регулятивные: анализ работы на уроке

Коммуникативные:формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации


7. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности.


Задает вопросы

Анализируют проделанную работу

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением


Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса


Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности