2. «Открытие» учащимися новых знаний. Создание ситуации затруднения Цель: Познакомить с историей создания «Повестей Белкина» | Читает «лекцию»Задает вопросы, дает задание | Слушают, отвечают на вопросы, выполняют задание | - Прочитайте эпиграф к уроку "Повести Белкина" - это драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества. А.С. Пушкин. - Сформулируйте тему урока, опираясь на данный эпиграф. - совершенно верно, предметом нашего разговора сегодня будет сборник повестей, написанный А.С. Пушкиным. И конкретно обсудим одну из повестей, которую вы читали к этому уроку, «Выстрел»» Для начала поговорим об истории создания данного цикла повестей. Я буду вам рассказывать об истории создания, о том, какие повести входят в этот цикл, а вы заполните «бортовой журнал» № | Ключевые понятия | Толкование | | | | | | | | | | Лекция учителя: Осень 1830 года А.С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь. Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне» - говорил он. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут. И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно побегут. А.С. Пушкину пришлось прожить в Болдино 3 месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около 30 лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня- крестьянка». В мире нет другого примера, когда писатель за такое короткое время создал бы столько замечательных произведений». В «Повестях Белкина» Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая ее. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, провинциальном дворянстве, городской бедноте. Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской в Москве, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле - бесстрашном дуэлянте и боевом офицере полковнике Липранди - легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и ночевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю». В «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными традициями. А.С.Пушкин о своем произведении. «Повести...» были изданы анонимно. Авторство их было приписано вымышленному лицу - Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Вместе с тем использование распространенного в ту пору приёма литературное маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести написаны Пушкиным) разными лицами – барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев. «Выстрел»: Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная. «Метель»: Пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. «Гробовщик»: Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков. Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. «Барышня-крестьянка»: Она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира. Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма. Маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Главные герои: два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, их дети - Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники. «Станционный смотритель» Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека. Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы люди. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, ибо видишь и понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания о дочери. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно. Мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина». - чтение и обсуждение «От издателя». - (анализ «бортового журнала») Итак, ребята, давайте послушаем, что у вас получилось. Какие ключевые понятия вы смогли выделить из услышанной лекции? | Формулируют тему урока Слушают лекцию, заполняют бортовой журнал. Строят рассуждение по прочитанному | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса |
3. Актуализация знаний Цель: Проверить знание содержания повести «Выстрел» и владение средствами художественной выразительности. | Дает задание | Выполняют задание. | Вариант 1. Назовите героя-рассказчика, от лица которого ведется повествование? Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении образов? Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил. Укажите название изобразительного средства: …ходил вечно пещком, в изношенном черном сюртуке… Укажите название художественного приема: …но шампанское лилось притом рекою. Что выделяло Сильвио среди офицеров полка? Вариант 2. Назовите героя-соперника Сильвио. Укажите название художественного приема: …все в скважинах, как соты пчелиные. Назовите изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении: …на совести его лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства. Укажите название изобразительного средства: …крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Что выделяло Сильвио среди офицеров полка? | Анализируют, применяют знания, умения и навыки | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в формулировать собственное мнение и позицию;
________________________ Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные:самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные:формулируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
4. Первичное закрепление Цель: проанализировать повесть «Выстрел» | Дает задание, следит за выполнением | Выполняют задание, рассуждают, отвечают на вопросы | - Что такое сюжет? (Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность) - Что такое фабула? (Фа́була — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе...) - Как соотносятся фабула и сюжет в повести «Выстрел»? (сюжет не выдержан хронологически) - Как вы думаете почему так поступает автор? (обсуждение) Вопросы на знание текста: О чем, по вашему мнению, повесть А.С. Пушкина «Выстрел» (о дуэли, о чести, о мести)? Что можно сказать о характере Сильвио в первой части повести? Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка? Что нового вы узнали о герое из второй части повести? Каким Сильвио предстает в финале? Что победило в его душе? Какое впечатление осталось у вас от прочитанной повести?
| Умение обобщать и систематизировать материал |