СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Восстановление экономики:цена успеха"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока может быть использована при изучении послевоенного развития экономики СССР

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Восстановление экономики:цена успеха"»

Технологическая карта урока


Ф.И.О. педагога: Агафонова Лилия Валентиновна Должность: преподаватель истории

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) Автономное профессиональное образовательное учреждение «Глазовский аграрно-промышленный техникум», г. Глазов УР

Предмет: История Группа: 21 Учебник (УМК): О.В.Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир»

Тема урока: Восстановление экономики: цена успеха Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, видеопроектор, тексты для работы в группах, тестовые задания, видео «Фотохроника В.О.войны.Разруха»

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений студентов группы, для которого проектируется урок:

Студенты владеют

регулятивными УУД:

  • составлять план действий (2 уровень);;

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);

У большинства студентов не сформированы

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • Характеризуют состояние экономики после войны

  • Анализируют проекты восстановления хозяйства

2 уровень — понимание, характеристика, анализ

Регулятивные

  • Преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют ответы;

  • Планируют свою деятельность в составе группы.

2 уровень — преобразование практической задачи в познавательную, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий.

Познавательные

    • Проявление интереса к новому содержанию;

    • Воспроизведение знания в устной и письменной форме;

    • Выделение необходимой информации, подведение под понятия, выведение следствий

2 уровень — реконструкция (преобразование) информации, проявление интереса к новому содержанию, выведение следствий

Коммуникативные

  • Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей групповой позиции

  • Умение слушать и вступать в диалог.

2 уровень — установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации

Личностные

  • Формирование мотивации учения;

  • Формирование коммуникативных, информационных компетенций;

  • Осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы

2 уровень — сотрудничество в ходе выполнения совместной деятельности, рефлексия своего отношения к содержанию темы


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

(6 мин)

• обеспечить осознание студентами неполноты имеющихся знаний;

•мотивировать студентов на предстоящую деятельность;

•организовать самостоятельное формулирование проблемы и темы урока


Создание проблем-ной ситуации

Индивидуальная









Фронтальная







Индивидуальная



Фронтальная

1. Сообщает, что Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Страшная война закончилась. Предлагает кадры из видео.

2. Задает вопрос: Каковы были последствия Великой Отечественной войны для СССР?



3. Говорит о том, что мир наступил, но перед страной встали новые задачи

4.Просит посмотреть на слайд и сформулировать тему урока

1. Слушают преподавателя, смотрят видео









2. Отвечают на вопрос, называют последствия войны:

1)разрушения сел и городов

2)большие человеческие жертвы

3) потеря культурных ценностей

3. Слушают преподавателя



4. Формулируют тему урока «Восстановление экономики»

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной и графической форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировоч-ный этап

(2 мин)

совместное планирование деятельности

Беседа

Фронтальная

1.Просит, исходя из темы, составить план урока

1.Составляют план урока:

1)Восстановление с/х

2)Восстановление промышленности

3)Социальная политика

4) Денежная реформа 1947 г

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

(8 мин)

организовать поиск решения проблемы

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формули-рование выводов)

Индивидуальная




Групповая





Групповая,

Фронтальная


Фронтальная

1.Сообщает, что после окончания войны начались дискуссии по выбору пути экономического развития страны.

2.Предлагает изучить 2 проекта восстановления экономики(Сталина и Вознесенского) и выявить их отличительные признаки

3. Предлагает обсудить ответы

4. Задает вопрос: «Как вы думаете, по какой модели стала восстанавливаться страна? И почему?»

1.Слушают преподавателя, делают записи в тетрадях




2.Изучают проекты, выявляют отличительные признаки, делают записи в тетрадях



3.Озвучивают ответы, обсуждают

4.Отвечают на вопрос преподавателя, поясняют свою точку зрения

Познавательные УУД:

- выделять необходимую информацию;



- структурировать знания;


- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;


- формулировать ответы



- формулировать выводы

Практический этап

(20 мин)

• обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Работа в группах

Групповая






Групповая,

фронтальная

1. Предлагает работу в 4 группах









2. Защита кластеров

1.Работают в группах:1 группа-развитие промышленности, 2 группа-развитие с/х,3 группа-денежная реформа, 4 группа-социальная политика. На основе источников записывают основные направления реформ, делают кластеры

2. Защищают кластеры

Познавательные УУД:

- выведение причин и следствий

- выделение информации

Предметные УД:

- оценивать развитие экономики

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексивно-оценочный этап

(9 мин)

• осмысление процесса и результата деятельности

Создание письмен-ного текста, самооценка

Фронтальная











Индивидуальная

Индивидуальная


Индивидуальная

1. Задает вопрос: «Каковы были итоги экономического развития СССР в послевоенное время? Какова была цена успеха?»







2. Предлагает выполнить тест на закрепление

3.Предлагает ответить на вопросы памятки рефлексии


  1. 4.Озвучивает домашнее задание: Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

1.Отвечают на вопрос: Восстановление произошло за 5 лет, всего восстановлено и построено заново 6200 крупных предприятий, экономика переведена на мирный лад, наметился подъем военной и тяжелой промышленности, сельское хозяйство переживало небывалый кризис»

2.Выполняют тест


3.Отвечают на вопросы памятки рефлексии (самооценка)

4.Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании


Дата: 03.12.2014 Подпись преподавателя:

Самоанализ урока


ФИО педагога: Агафонова Лилия Валентиновна Должность: преподаватель истории

Полное название образовательного учреждения: Автономное профессиональное образовательное учреждение «Глазовский аграрно-промышленный техникум»

Предмет: История Группа 21 УМК:_ учебник О.В. Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир»

Тема урока: Восстановление экономики: цена успеха Тип урока: Изучение нового материала

Этапы урока

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Личностные

-Формирова

ние мотивации учения


средний

1. Студенты не слушают преподавателя

1. Установить дисциплину

Ориентировочный этап

Регулятивные

-Планирова

ние своей деятельности

средний

1. Студенты не могут составить план урока

1.Преподаватель задает наводящие вопросы

Поисково-исследовательский этап

Коммуникативные







Предметные

-Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей групповой позиции

-Анализиру

ют проекты восстановления хозяйства

средний

1.Студенты не могут назвать отличительные признаки проектов восстановления хозяйства Сталина и Вознесенского

1. Преподаватель задает наводящие вопросы

Практический этап


Регулятивные





Коммуникативные



Предметные

-Планируют свою деятельность в составе группы.

-Умение слушать и вступать в диалог.

-Характери

зуют состояние экономики после войны

средний

1. Студенты не понимают суть задания


2. Не все студенты активно работают в группе

3. Студенты ограничиваются краткими ответами, не оформляют свое высказывание в виде развернутого предложения.

4. Студенты не слушают друг друга



1. Преподаватель еще раз поясняет задание

2.Поощрить активных студентов


3. Выбрать студента, который продемонстрирует, как правильно оформить свое высказывание


4. Установить порядок выступлений студентов от лица каждой группы

Рефлексивно-оценочный этап

Личностные

-Осуществле

ние рефлексии своего отношения к содержанию темы


средний

1. Учащиеся затрудняются ответить на вопросы преподавателя

2. Учащиеся не могут оценить деятельность сокурсников на уроке

1. Преподаватель задает наводящие вопросы

2. Преподаватель оказывает индивидуальную помощь





















Приложение 1


Альтернативы восстановления экономики СССР после войны

В августе 1945 года правительство дало поручение Н.А.Вознесенскому, стоявшему в те годы во главе Госплана подготовить проект 4-го пятилетнего плана. Вознесенский пытался внедрить в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования. Были предложены предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. Наряду с признанием приоритета государственной собственности допускать существование мелких частных хозяйств, крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. Возникла идея о необходимости децентрализации экономической жизни предоставления больших прав регионам и наркоматам.

Другую точку зрения по дальнейшему пути развития страны имел Сталин, который в феврале-марте 1946 года вновь вернулся к лозунгу, выдвинутому незадолго до войны: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин считал, что для построения материально-технической базы коммунизма нужно продолжить преимущественное развитие тяжелой промышленности, ускорить процесс преобразования сельского хозяйства в сторону все более государственных и «социалистических» форм собственности и организации труда (совхозы). Это означало и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики.














Приложение 2

Тест

1 вариант

Вопросы

да

нет

1. В 1947 году в СССР была проведена финансовая реформа



2. Развитие промышленности происходило за счет перекачки средств из сельского хозяйства



3. Преобладание женского труда после войны объясняется репрессиями со стороны правительства



4. Во время восстановительной политики государства налоги с населения были снижены



5. Довоенный уровень производства был превзойден в 1948 году




2 вариант

Вопросы

да

нет

1. В 1947 году была отменена карточная система



2. Развитие сельского хозяйства происходило за счет перекачки средств из промышленности



3. Одним из финансовых источников являются репарации с Германии



4. Восстановительная политика государства сильно усилила развитие сельского хозяйства



5. Преобладание женского труда после войны объяснялось гибелью мужского населения на фронтах войны




Приложение 3




В каком году проводилась?



Как отреагировали массы на реформу?

















Денежная реформа


Каково было соотношение обмена старых денег на новые?



Итоги реформы?














































Социальная политика

































Демократическая альтернатива Вознесенского


















































Довоенная модель развития страны Сталина

































Какие трудности возникли в восстановительный период



Распределение капиталовложений в промышленность:

Тяжелая - ?

Легкая - ?














Промышленность

Источники восстановления

?










За какой срок произошло восстановление промышленности

?




Сколько восстановлено и заново построено предприятий

?





















Сельское хозяйство