СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: "Жизненный и творческий путь В.А.Моцарта" в 6 классе..

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме: "Жизненный и творческий путь В.А.Моцарта" в 6 классе направлена на ознакомление учащихся с биографией музыканта, развитие интереса к музыке великого Моцарта, закрепление знаниий о  произведениях композитора.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Жизненный и творческий путь В.А.Моцарта" в 6 классе..»

Конспект урока. 6 класс.

Жизненный и творческий путь В.А.Моцарта.


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с биографией композитора;

  2. Привить интерес к музыке великого Моцарта;

  3. Закрепить знания о пройденных произведениях В.А.Моцарта;

  4. Развивать умение рассуждать логически и высказывать свое мнение;

  5. Активизировать эмоции детей – чувство сопереживания, сострадания,

восхищения.


Оформление класса:

*на доске – портрет, полное имя и даты жизни В.А.Моцарта;

* клавиатура фортепиано накрыта плотной тканью;

* стилизация части интерьера, времен жизни Моцарта – задрапи-

рованный стол, подсвечник, перо и чернильница, от руки исписан-

ные нотные листы.


Вольфганг Амадей Моцарт –полное имя Иоганнес Хризостомус Вольфгангус теофилиус Моцарт родился 254 года назад, а точнее 27 января 1756 г.

Он начал удивлять своих родителей с первой минуты своей жизни: обычно младенцы при рождении кричат и плачут, пугаясь хлынувшего им в глаза яркого света, а Вольфганг после появления на свет приветливо улыбнулся.

- Он вырастет веселым и добрым человеком,- решили родители.

С первых дней своей жизни младенец, лежа в колыбели, вступил в какие-то особые отношения с музыкой: он заворожено молчит, пока она звучит в доме.

М. был 7 ребенком в семье. Все его братья и сестры умерли во младенчестве.

( Вопрос для логического рассуждения: Как вы думаете, почему дети в семье М. умирали?) В живых осталась только одна сестра Мария-Анна ( в семье её звали Наннерл), которая была старше брата на 4,5 года.

Вопреки распространенному мнению, на детях семьи М. природа не собиралась отдыхать. Их отец – Леопольд Моцарт – был талантливым музыкантом, а природа дарит ему еще более талантливых детей: дочь-вундеркинда, обнаружившую поразительные способности к игре на клавесине и скрипке, а затем и сына-гения.

Трудно понять природу гения. Самые выдающиеся ученые до сих пор не могут разгадать хитросплетения генов, дающие миру людей со сверхчеловеческими способностями. Не могли этого знать и люди маленького провинциального городка Зальцбурга, где родился М. Они лишь передавали друг другу весть, что в семье М. растет чудо-ребенок.

Моцарту 3 года. Однажды отец шутки ради. Посадил его за клавесин. И – ушам и глазам своим не поверил! Малыш без единой ошибки наиграл напетую отцом мелодию и тут же полез под стол – ловить солнечного зайчика. Его сестра в 8 лет начинает учиться игре на фортепиано. М всего 3,5 года. Но он безошибочно повторяет пьески, разучиваемые сестрой.

Выступление учеников (вставка №1 и вставка №2)

2.

Поначалу Леопольд М., обучая сына, испытывал удивление и гордость, смешанные с досадой: то, на что у него самого уходили годы, мальчику удается за неделю. Но постепенно к этим чувствам добавился страх. Католическая церковь в те времена в любом даровании усматривала козни дьявола. Чтоб снять подозрения с сына, отец водил М. в соборы, где малыш поражал прихожан игрой на органе.

( Вспомнить строение органа. Вопрос- легко ли играть на органе взрослому? Посмотреть видеозапись с концерта органной музыки в г. Кондопога)

В 6 лет М. уже давал концерты. Отец решил поставить дело на коммерческие рельсы и предпринял поездку со своими одарёнными детьми по Европе. Это турне затягивается на годы. Каково же было маленькому М.? Он хотел гулять, играть с друзьями, а вместо этого имел тряску в карете, постоянные переезды, чужие города, бурные аплодисменты, которые были ему не нужны. Вместо тепла родного дома-нескончаемые концерты, на которых он играл всё, что скажет ему отец.

Выступление учеников (Вставка №3)

Эксперимент: предложить ученице, владеющей игрой на фортепиано, исполнить пьесу на покрытой тканью клавиатуре. Затем предложить ей рассказать о своих ощущениях (сложно, неудобно, затруднительно, но возможно).


Выступление ученика (Вставка №4)


Можно сказать, что всё детство М. прошло на колёсах. Ночевать кочующей семье приходится в неуютных номерах дешёвых гостиниц, где донимают клопы и блохи; маленький М. рано встаёт, всухомятку и не регулярно ест, мёрзнет от стужи и мокнет от дождей. Да и дороги, по которым ехали Моцарты оставляли желать лучшего: рытвины вытряхивали душу, повозка часто вязла в трясине, разбойники поджидали на дорогах свою добычу.

Гастроли продолжались 10 лет и за это время М. и его сестра переболели многими болезнями. Одна из них, оспа, оставила на их лицах некрасивые следы.

Выступление ученика (Вставка №5)

Предложить ребятам высказать свое мнение и своё отношение к идее отца – гастролям с детьми).


Но тут можно не только осуждать отца, а отметить, что эти путешествия и концерты возместили Моцарту недостаток внешних впечатлений и необходимых знаний, ведь слушать музыку в самом лучшем её исполнении, знакомиться с известными музыкантами : Гайдном, Бетховеном, Бахом, Сольери…Конечно из-за продолжительных поездок, у М. не было друзей. Вернее один друг был- любящий и строгий отец. Понимая, скольким он ему обязан М. с малых лет повторял: « Следом за Боженькой идёт мой папочка.»

Действительно, ни один человек в мире не сделал для Вольфганга Амадея столько, сколько сделал его отец. Попади мальчик в руки плохого педагога, тот мог превратить вундеркинда в безликую заурядность. Леопольд же воспитал гения, блистательного виртуоза. Воспитал , пожертвовав ради сына всем: карьерой, положением в обществе, успехом, каких мог достичь как музыкант и композитор.

Посмотрите: в 8 лет М. автор 4 сонат для клавира и скрипки. В 10 лет он создаёт 3 симфонии. В 12 лет он пишет свою первую оперу. В 14 лет избран в Италии \г.Болонья\ академиком филармонии. Музыка М. светла, изящна, жизнерадостна.

Слушаем «Маленькую ночную серенаду».

3.

Итак М., известен и знаменит. Путешествует, концертирует, сочиняет музыку… Но время идёт неумолимо вперёд, М. растёт…Интерес к юноше-вундеркинду гораздо меньше, чем к малышу…Моцарт женится и ему надо кормить и содержать семью. Его музыку принимают с удовольствием, но платят за неё гроши или вовсе ничего.

Вольфганг возвращается на свою родину, в город Зальцбург и вынужден служить придворным музыкантом во дворце архиепископа. Вот где ему сполна пришлось узнать унизительность зависимого положения: ему было запрещено покидать Зальцбург, и часами выстаивать в приёмной архиепископа, ожидая распоряжений, а коллеги-музыканты, завидовавшие известности М., строили ему козни. В табеле о рангах М. стоит выше лакеев, но ниже поваров.

После вольных путешествий М. душно в провинциальном Зальцбурге и он пишет архиепископу прошение об отставке. Вместо ответа архиепископ велел одному из своих приближённых спустить М. с лестницы. Нервное потрясение и начинающаяся тяжёлая болезнь надолго приковывает музыканта к постели. А тут ещё испортились отношения М. с любимым отцом. Леопольд не одобряет стремления сына к свободе. Чем старше становится М., тем строже и жёстче обращается с ним отец. Но сын не уступает и выведенный из себя отец ругает М. при людях, не особо подбирая слова. Можно по-разному относиться к оскорбительным словам , но они становятся страшнее пистолета, если исходят из уст самого родного и близкого человека.

С этого момента разногласия между отцом и сыном становятся всё острее и завершатся горькой драмой: сначала Леопольд заявит , что у него нет сына, а когда отец умрёт, Вольфганг не придёт на его похороны.

Не смотря на все эти неприятности , мысль, что он теперь свободен и не от кого не зависит, даёт М. силы выздороветь. И он вместе с женой уезжает в Вену.

Начинается новая, трудная, но свободная жизнь.

Посмотрите на портрет Моцарта. А каким его описывали современники?

Выступление учеников (Вставка №6)


Но вернёмся в Вену… М. пишет музыку, даёт уроки, выступает на концертах. Из под его пера выходят одна за одной оперы: « Похищение из Сераля» , «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», и последняя «Волшебная флейта»; множество концертов, фантазии. Только за один 1788 год он создаёт 3 великие симфонии.

Слушаем фрагмент «Симфонии №40».


Но здоровья у М. уже нет. Осложнения после детских болезней вылились в почечную недостаточность, аллергию и массу других, и по нынешний день , страшных заболеваний. Однажды к М. поздним вечером пришёл незнакомец, закутанный в чёрный плащ. Не поднимая головы и не снимая капюшона , он заказал М. написать «Реквием» - мессу по умершим. М. ,у которого от болезни к тому времени развивалась паранойя, решил , что это был посланец с того света и что «Реквием» заказан для него, Месса почти была готова, но в назначенный срок заказчик не пришёл…М. не спешил закончить заказ, думая, что как только он его допишет, так сразу умрёт.

Вот как А.С.Пушкин передаёт разговор М. и Сольери в своём одноимённом произведении: Инсценировка отрывка А.С.Пушкина «Моцарт и Сольери».(Вставка №7).


4

На самом деле «Реквием»предназначался графу, который заказал мессу по своей умершей жене, но хотел выдать это сочинение за своё, по этому и скрывался под чёрным капюшоном. М. об этом так и не узнал. «Реквием» так и не был дописан до конца. После смерти М. его закончил один из учеников.

Сколько печали, душевной боли в этой музыке! Это было последнее произведение великого Моцарта. М. умер…Смерть его была ужасна. У него отказали почки, раздулось всё тело , он испытывал жуткую боль. В последние минуты жизни он плакал, понимая, что оставляет свою жену Констанцию и двух сыновей без денег, в голоде и нищете.

В то время существовал указ , чтоб не распространялись эпидемии оспы и чумы, родственники могли проститься с умершим только в церкви, а проводить его на кладбище и присутствовать при погребении запрещалось. Могильщики увезли тело М. на телеге за город и похоронили в общей могиле с другими, умершими в этот день. Так что никто не знает, где настоящая могила великого Моцарта. До недавнего времени существовала ещё одна версия смерти М. : считали, что композитор Сольери из зависти отравил М., подсыпав ему яд в вино. Но эта версия опровергнута учёными-историками. Да, между М. и С. Действительно существовала неприязнь, основанная на соперничестве. С. Был придворным композитором, зарабатывал большие деньги, но не обладал тем талантом, который был у бедного М. Но ползли слухи…С. Умер в сумасшедшем доме, куда попал, терзаемый обвинениями в убийстве М. Но кто знает, дошла ли бы память людская о композиторе Сольери до наших дней, если бы его имя не было связано со смертью великого Моцарта.

Такова судьба композитора-гения. Память человеческая коротка, но вот уже более 250-ти лет память о Моцарте жива, а его музыка сопровождает человечество и нет ни одного человека на Земле которого она не трогает…

Проверить усвоение материала урока, предложив разгадать кроссворд «Моцарт».





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!