Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения» в экзаменационной работе ГИА»
Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения» в экзаменационной работе ГИА»
Урок «открытия» нового знания.
- Цель урока: научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Задачи урока:
-формирование у учащихся умений работы с текстом, используя приёмы сжатия;
-расширение представления учащихся о тексте, его смысле и принципах построения;
- развитие навыков самоанализа;
-воспитание коммуникативных навыков.
Оборудование: Памятка для учащихся: « Приёмы сжатия (компрессии)текста; карточка с набором предложений для составления текста; презентация «Способы сжатия (компрессии) текста»; текст №1, №2, №3 (раздаточный материал) для тренировочной работы по сжатию текста.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. Записывается число, классная работа. Формируется положительный настрой на урок.
Учитель: Давайте познакомимся с высказыванием, которое записано на доске:
«Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».
Китайская мудрость.
Какой смысл заложен в этом высказывании?
Ответы учащихся ( надо делать всё самостоятельно)
Правильно. Если сам для себя же постараешься, то и запомнишь надолго. Вот сегодня на уроке вам придётся самим добывать знания. В этом году вы будете сдавать экзамен по русскому языку в формате ГИА. Я думаю, каждому из вас хочется сдать его как можно лучше. Что для этого нужно?
Ответы: Хорошо подготовиться, выучить теорию.2 минуты
Учитель: Верно. Вот сегодня мы и начнём подготовку к первой части экзаменационной работы – написанию изложения. Это будет основная наша цель. Как вы думаете, с чего надо начинать подготовку к этому виду работы?
Ответы: надо познакомиться с текстом.
Учитель: Правильно. Но сначала, ребята, нужно вспомнить, что вы знаете о тексте, его построении, признаках.
Беседа: 1) Что такое текст? 2) Какие основные признаки текста вы знаете? 3) Что такое микротема?3 минуты
Работа в группах по карточке. Задание: из отдельных предложений составить текст.
Карточка. Задание: составить текст.
А. Прозрачные капельки росы блестят на траве. .
Б. Мы живём около леса и часто любуемся им.
В. По небу плывут белые облака.
Г. Прекрасен весенний лес ранним утром.
Д. Птицы уже проснулись и весело щебечут. .
Е. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву.
Проверка: Г, Е, А, В, Д, Б.
Обсуждение выполненного задания.5 минут
Учитель: Вы хорошо справились с поставленной задачей. Теперь мы можем перейти ко второй части урока, а именно, выясним, что такое изложение и какие виды изложений вы знаете.
Ответы ( это пересказ текста; существуют подробный и сжатый виды изложения).
Учитель: Какое изложение мы называем подробным или близким к тексту? А каким должно быть сжатое изложение?
Ответы ( Подробное изложение – это детальный пересказ . А сжатое изложение – это пересказ основного содержания).
Учитель: Можно согласиться с таким ответом. А что нужно помнить при сжатии текста? Подумайте.
Ответы: Нужно сократить лишнюю, второстепенную информацию и оставить главную.
Учитель: Хорошо. Познакомимся с памяткой по сжатию (компрессии) текста
( На каждой парте 1 экземпляр «Памятки»:
- исключение предложений, содержащих второстепенные факты;-
-замена прямой речи косвенной;
- замена сложного предложения на сокращённые простые;
- образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.–
сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
5 минут
Учитель: Ребята, что в данной памятке показалось непонятным?
Ответы учащихся.-2 минуты
Чтобы лучше представить, какими способами сжимается текст изложения, я предлагаю вам посмотреть презентацию. Подготовила её Наташа, она же и будет комментировать слайды.
Презентация» Способы сжатия (компрессии) текста изложения» 3 минуты
Вы познакомились с приёмами сжатия текста. А сейчас предлагаю выполнить самостоятельную работу по сжатию текста. Тексты у каждого на карточке №1. Я уверена, что вы справитесь.
КАРТОЧКА № 1.
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, - он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач.то. может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает даже у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог.
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
(По Д.С.Лихачеву)
Работать будете по вариантам. Первый вариант: сжать текст 1-го абзаца путём исключения. Второй вариант : сжать текст 2 абзаца путём замены. Третий вариант: сжать текст 3 абзаца путём слияния (обобщения).
5 минут
.Учитель: Определите, насколько успешно вы справились с заданием. ( На доске проецируется сжатый текст, над которым работали учащиеся).
Учащиеся анализируют свою работу, обсуждают, что вызвало трудности.
3- минуты
7..Практическая работа. Сжатие текста различными способами.10 минут
КАРТОЧКА № 2
В чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое вообще начинается с мелочей, зарождается в детстве.
Добро рождается от любви. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо научиться любить в человеке человека.
Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С. Лихачёву)
8. Читаем 1 - 2 работы. Анализируем. Оцениваем. 3- минуты
9. Рефлексия: Чем мы занимались на уроке? Что помог понять вам сегодняшний урок?
2 минуты
10.Выставление оценок.
11.. Домашнее задание: Произвести сжатие текста №3 (в папке для каждого ученика)