МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ПОЧВЫ И ВОДЫ»»
Мохунова Елена Александровна,
учитель химии МБОУ СОШ № 14 г. Липецка
Тип урока: практическая работа.
Цели урока.
Обучающие: учить овладевать элементарными приёмами и практическими умениями при выполнении опытов по анализу почвы и воды.
Развивающие: создать условия для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.
Воспитывающие: создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.
УУД
Личностные: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной;
4) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Познавательные универсальные учебные действия:
1) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; Выделение необходимой информации с использованием источников информации;
2) структурирование знаний;
3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
4)самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
5)формулирование проблемы;
6)анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
7) синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
8)подведение под понятие, выведение следствий;
9)установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
10)построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
11)рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
12)поиск и выделение необходимой информации с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ;
-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;
- оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Предметные результаты: 1) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
2) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.
3) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования.
Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага, пипетка, лабораторный штатив с кольцом.
Вещества: образцы почвы с пришкольного участка, вода дистиллированная, водопроводная, талая со школьного двора.
Рекламные буклеты – 15 шт.
Маршрутный лист – 15 шт.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Личностные результаты | Познава-тельные | Коммуни-кативные | Регуля-тивные |
1.Моти-вация. Органи-зацион-ный момент. | Учитель создает условия для мотивации обучения. Он предлагает учащимся изучить рекламные буклеты двух липецких компаний – «ЭкоГидро-Технологии», «ИНВИТРО». Учитель задает вопросы: 1) Чем занимаются компании «ЭкоГидро-Технологии», «ИНВИТРО»? 2) Зачем они проводят данную работу? Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока. | Учащиеся читают буклеты, устно отвечают на вопросы, формулируют тему урока и записывают в тетрадь для практических работ. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональ-ных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепен-ной информации; Выделение необходимой информации с использова-нием источников информации. | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | |
2. Актуали-зация знаний | Учитель организует деятельность учащихся для актуализации понятий «чистые вещества» и «смеси». Предлагает ответить на вопросы: 1)Исходя из темы урока, скажите, какие знания нам понадобятся? 2) Что такое анализ? 3) Что такое почва? 3) Как вы думаете почва –это чистое вещество или смесь веществ? Объясните ответ. 4) Что называется смесью веществ? Приведите примеры смесей: газообразных, жидких, твердых. 5) К какому типу смеси относится почва? 6) Из каких веществ состоит почва? 7) Как определить нахождение данных веществ в почве? Предлагает выполнить в маршрутном листе упражнение № 1 устно, в котором надо выбрать лишнее понятие и объясните ответ. 8) Как отличить дистиллированную воду от водопроводной воды? 9) С помощью чего можно распознать чистые вещества? 10) Что такое качественная реакция? 11) С помощью какого вещества проводят качественную реакцию? 12)Какие вы знаете индикаторы? 13)Как с помощью индикаторной бумаги определить тип среды? 14) Как будем изучать состав почвы и физические свойства воды? | Учащиеся отвечают на вопросы, устно выполняют задание № 1 в маршрутной листе. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование целостного мировоззрения, соответствующе-го современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира. | - Структуриро-вание знаний; - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Целепо-лагание как поста-новка учебной задачи на основе соотне-сения того, что уже изве-стно и усвоено учащи-мися, и того, что ещё неизве-стно. |
3. Поста-новка учебной задачи | Учитель предлагает учащимся сформулировать цель и задачи урока. 1) Используя тему урока, назовите, что должны узнать? Сформулируйте цель урока. 2) Как мы будем достигать поставленной цели? Учитель создает условия для формулирования проблемы урока. Учитель предлагает учащимся выступить в роли работников химических лабораторий компаний ЭкоГидроТехнологии», «ИНВИТРО» и изучить образцы почвы и воды: 1) почвы со школьного участка, 2) талой воды со школьного двора, 3) водопроводной и дистиллированной воды. В ходе работы необходимо описать химический состав почвы и физические свойства (прозрачность и запах) образцов воды. | Учащиеся формулируют цель и записывают в тетрадь. Учащиеся устно формулируют задачи. Учащиеся формулируют проблему урока: как можно провести анализ химического состава почвы и физических свойств воды? | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова-нию на основе мотивации к обучению и познанию. | Самостоятель-ное выделение и формулиро-вание познаватель-ной цели; формулиро-вание проблемы. | Планирование учебного сотрудниче-ства с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Целепо-лагание как поста-новка учебной задачи на основе сотне-сения того, что уже изве-стно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизве-стно. |
4. Открытие нового знания ( 21 минут) Фрон-тальная беседа 5 минут. Работа в группах 8 минут. Обсужде-ние 8 минут. | Учитель предлагает сформулировать гипотезу и ответить на вопросы: 1) Где можно получить информацию об анализе почвы и воды? 2) Что нам понадобиться для достижения цели? Учитель организует работу в группах по 4 человека. Он предлагает повторить правила для успешной работы в группах.
Учитель организует повторение правил техники безопасности, проводит фронтальную беседу о соблюдении правил техники безопасности при работе в химической лаборатории: 1) Как надо проводить опыты? 2) Как надо обращаться с веществами? Можно ли их брать руками, пробовать на вкус, если даже в химическом стакане налита вода? 3) Расскажите о приемах работы со спиртовкой, используя текст на стр. 176. Учитель предлагает составить план и последовательность действий для практической работы, ответив на вопросы: 1) Что понадобится, чтобы провести анализ почвы и воды? Ответьте на вопросы, используя наборы, которые получила каждая группа. 2)Какие вещества вам предложены? 3)Какое лабораторное оборудование понадобится? 4) Что мы должны будем сделать во время практической работы?
Учитель предлагает начертить таблицу «Результаты анализа почвы и воды» в тетрадь. Работают в группах по 4 человека, заполняя таблицу. Учитель сообщает, что на работу в группах отводится 10 минут. Затем все прекращают работать. Один ученик от группы рассказывает о результатах своей работы, а другой записывает результаты в таблицу, которая указана на доске. Также отвечающий задает 1 вопрос классу. 1 группа. Проведение механического анализа почвы. 2 группа. Получение почвенного раствора и обнаружение минеральных солей. 3 группа. Получение почвенного раствора и определение типа его среды . 4 группа. Определение прозрачности воды 5 группа. Определение интенсивности запаха воды. | Учащиеся формулируют гипотезу Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что-то не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о результатах работы группы или сам рассказывает о них. Учащиеся проговаривают правила работы в группах: 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о соблюдении правил техники безопасности. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, что потребуется для проведения анализа почвы и воды и составляют план: 1. провести опыт в соответствии с алгоритмом. 2. описать свои действия 3. провести наблюдения 4. сделать выводы 5 результаты записать в таблицу
Затем учащиеся в тетради чертят таблицу «Результаты анализа почвы и воды». В течение 8 минут работают в группах по 4 человека, заполняя таблицу. После окончания работы в группах один ученик на доске заполняет таблицу, а другой рассказывает о своих результатах. Учащиеся других групп прекращают работу, слушают ответы и отвечают на вопросы, которые задает выступающий от группы. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира. Формирование коммуникати-вной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной | Структуриро-вание знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения признаков (существен-ных, несуществен-ных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостояте-льное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. . | Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции; владение монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи в соответствии с грамматиче-скими и синтаксиче-скими нормами родного языка, современных средств коммуника-ции. | Плани-рованиеопре-деление после-довате-льности проме-жуточ-ных целей с учётом конеч-ного резуль-тата; состав-ление плана и после-довате-льности дей-ствий; - прогно-зирова-ние— пред-восхи-щение резуль-тата и уровня усвое-ния знаний, его времен-ных характе-ристик; Кон-троль в форме сличе-ния способа дей-ствия и его резуль-тата с задан-ным этало-ном с целью обнару-жения отклоне-ний и отличий от эталона |
5. Первич-ное закрепле-ние. 2 минуты. | Учитель повторяет проблему урока: Как можно провести анализ почвы и воды? Предлагает ответить на вопрос проблемы. | Учащиеся формулируют ответ на проблему и объясняют подтверждение или опровержение гипотезы. | Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Структури- рование знаний | - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологиче-ской и диалогиче-ской формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксиче-скими нормами родного языка, современных средств коммуника-ции. | Корре-кция— внесение необхо-димых дополне-ний и корре-ктивов в план и способ действия в случае расхож-дения эталона, реального действия и его резуль-тата с учётом оценки этого резуль-тата; |
6. Самосто-ятельная работа. 5 минуты. | Учитель организует выполнение самостоятельной работы. Он объясняет, что знания по этой теме проверяются на основном государственном экзамене в 9 классе. Это задание № 13. Учитель объясняет, что учащиеся должны выбрать ответ с правильным суждением о чистых веществах и смесях, о правилах работы с лабораторным оборудованием, о загрязнении почвы и воды. После окончания самостоятельной работы учитель предлагает провести самопроверку с помощью карандаша красного цвета. Ответы и критерии оценивания указаны на доске. Оценка «5» работа выполнена без ошибок. Оценка «4» -допущена 1 ошибка. Оценка «3» -допущено 2 ошибки. Оценка «2»-допущено более 2-х ошибок. Учитель просит учащихся поднять руки, у которых работа выполнена без ошибок, затем - у кого допущена одна ошибка, а потом тех у кого -2 и более ошибки. Затем учитель предлагает учащимся сдать листочки с ответами. | Учащиеся в течение 5 минут выполняют самостоятельную работу по вариантам. Затем проводят самопроверку в соответствии с ключами, которые записаны на доске и сами оценивают себя. Учащиеся сдают проверенные листки учителю. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова-нию на основе мотивации к обучению и познанию. | Структуриро-вание знаний; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | Адекватно использовать письменную речь. | Осуще-ствлять само-контроль и взаимо-контроль процесса и резуль-тата выполне-ния задания |
7. Включе-ние нового знания в систему знаний. 3 минуты | Учитель задает вопрос: А где пригодятся знания о проведенном анализе почвы и воды? Учитель предлагает выполнить задание в парах. Задание № 1. В результате проведенного анализа почвы пришкольного участка вы определили тип ее среды. Предложите из списка растения, которые можно посадить на пришкольном участке: 1) Бархатцы, гайлария, агератум, акроклинум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла предпочитают слабокислые и нейтральные почвы (диапазон pH 6.0–7.0). 2) Растения, которые требуют слабокислой почвы ( рН6,3-6,7 ): розы, примулы, левкои, хризантемы. 3)Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): гортензии, вереск, азалии, рододендроны и люпин – для них предпочтительней умеренно кислая почва. Предложите, какой водой надо поливать растения на пришкольном участке? | Работа в парах в течение 3 минут. | Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции; владение монологиче-ской и диалогиче-ской формами речи в соответствии с грамматиче-скими и синтаксиче-скими нормами родного языка, современных средств коммуника-ции. | |
8. Рефле-ксия знаний. Итог урока. 3 минуты | Учитель предлагает провести рефлексию и повторить цель урока. Затем он предлагает учащимся в тетрадях заполнить таблицу: Что я уз-нал на уроке? | Чему научился? | Где мне пригодятся эти умения и знания? | Я до-стиг по-ста-влен-ной цели? | Что вы-звало за-тру-дне-ния? | | | | | | | Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности на уроке, отвечая на вопросы, заполняя таблицу. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную и письменную речь. | Осуще-ствлять само-контроль процесса и результа-та выполне-ния задания. |
Д/з. 2 минуты | Учитель предлагает в качестве домашнего задания, используя Интернет-ресурсы, найти организации в городе, которые занимаются анализом почвы и воды. Создать проект по теме «Предприятия города Липецка, которые занимаются химическим анализом». | | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессио-нальных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду. | Поиск и выделение необходимой информации с использова-нием общедо-ступных инструментов ИКТ и источников информации. | | |
Рекламный буклет
Компания «ЭкоГидроТехнологии» Сегодня качество воды из водопровода, скважин и других источников далеко не всегда соответствует принятым нормам и стандартам. Все большее количество людей приходит к мнению, что необходимо употреблять очищенную воду без содержания в ней каких-либо примесей. В первую очередь это касается бактерий, загрязнений, органических соединений, которые оказывают негативное влияние не только на организм человека, но и на различную бытовую технику, которая впоследствии выходит из строя. На сегодняшний день применение различных фильтрационных систем стало довольно частым явлением. Что предлагает лаборатория компания «ЭкоГидроТехнологии»? Установка фильтра для очищения воды, на основе предварительно проведенного анализа воды. Компания определяет пригодность к употреблению воды из скважин, соответствие воды санитарным нормам и т. д.. Компания осуществляет анализ питьевой, промышленной воды в Липецке Воронеже, Белгороде, Курске, Тамбове или Орле. В основном анализ воды существует двух типов – это физико-химический и бактериологический анализ. Физико-химический устанавливает содержание химических элементов, цветность, запах, жесткость. Бактериологический устанавливает общее микробное число и т. д. Мы проводим анализ воды особо внимательно, осуществляя забор воды согласно всем необходимым требованиям, что позволяет нам получать точные и корректные данные. | Лаборатория ИНВИТРО ПОЧВА – основа жизни, природное богатство, обеспечивающее человека продуктами питания. Если вы сомневаетесь в качестве почв, не довольны их состоянием, плодородием, единственно точный и надёжный способ проверки почв на качество, пригодность их для использования – это анализ почв. Лаборатория ИНВИТРО рекомендует сдать пробы почв на анализ, если: вы проживаете вблизи крупных автомагистралей и промышленных объектов; вы не удовлетворены качеством почвенного покрова городских и загородных территорий, плодородием почв; вы хотите быть уверены в том, что земля, на которой вы выращиваете сельскохозяйственные продукты, безопасна и не вредит вашему здоровью; вы хотите определить уровень загрязнения почв, убедиться, что он не превышает ПДК (предельно допустимые концентрации). Что предлагает лаборатория ИНВИТРО? Исследование качества почв в короткие сроки. Мы принимаем к исследованию пробы почв независимо от их места расположения и специфики загрязнения без лишних оценок. Дифференцированный подход к оценке качества почв в зависимости от источника их загрязнения. |
Анализ (др. греч. — разложение, расчленение) — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. |
Маршрутный лист.
I Упражнение № 1.
Выберите лишнее понятие и объясните ответ:
а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва;
б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.
II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды»
Обязанности лидера | Обязанности группы |
Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что-то не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о результатах работы группы или сам рассказывает о них. | 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. |
Алгоритм выполнения практической работы:
1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом.
2. Описать свои действия.
3. Провести наблюдения.
4. Сделать выводы.
5 Результаты записать в таблицу.
6.Рассказать о результатах исследования
Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом.
Вещества: почва с пришкольного участка, дистиллированная вода, водопроводная вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага.
Ход работы
1.Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории
2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды».
Название опыта | Описание действий (Что брали? Что делали?) | Наблюдения | Вывод |
3 см. | 5 см. | 3 см. | 3,5 см. |
3. Проведите опыты и заполните таблицу.
Группа 1. Опыт: проведение механического анализа почвы.
Возьмите пробирку с почвой пришкольного участка и добавьте дистиллированной воды до половины пробирки, закройте пробкой. Что наблюдаете? Какой компонент входить в состав почвы? Как называется смесь почвы и воды? (ответы на вопросы запишите в колонку «наблюдения»)
Затем встряхните несколько раз пробирку и наблюдайте за отстаиванием 2-3 минуты. Наблюдайте, каким стал цвет воды. Частицы, каких размеров и какой структуры осаждались на дно пробирки? Из каких компонентов состоит почва?
Сделайте общий вывод, какие компоненты входят в состав почвы. Заполните таблицу.
Маршрутный лист.
I Упражнение № 1.
Выберите лишнее понятие и объясните ответ:
а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва;
б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.
II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды»
Обязанности лидера | Обязанности группы |
Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что-то не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о результатах работы группы или сам рассказывает о них. | 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. |
Алгоритм выполнения практической работы:
1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом.
2. Описать свои действия.
3. Провести наблюдения.
4. Сделать выводы.
5 Результаты записать в таблицу.
6.Рассказать о результатах исследования
Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом.
Вещества: почва с пришкольного участка, дистиллированная вода, водопроводная вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага.
Ход работы:
1Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории
2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды».
Название опыта | Описание действий (Что брали? Что делали?) | Наблюдения | Вывод |
3 см. | 5 см. | 3 см. | 3,5 см. |
3. Проведите опыты и заполните таблицу.
Опыт 2. Получение почвенного раствора и обнаружение минеральных солей.
Возьмите пробирку с почвой пришкольного участка и добавьте дистиллированной воды до половины пробирки, закройте пробкой, встряхните несколько раз пробирку и наблюдайте за отстаиванием 2-3 минуты.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Края фильтра смочите водой, чтобы он плотно прилегал к воронке. Подставьте под воронку чистый сухой стакан.
Профильтруйте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в стакане фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
Ответы на вопросы запишите в наблюдения:
- Какой цвет и однородность имеет почвенный раствор?
- Почвенный раствор - это чистое вещество или смесь? Если это смесь, то, к какому типу она относится?
Затем 10 капель этого раствора поместите на стеклянную пластинку и с помощью пинцета подержите ее над пламенем спиртовки до выпаривания воды. Что наблюдаете? Какие вещества остались на стекле после испарения воды?
Сделайте вывод: какие компоненты входят в состав почвы.
Маршрутный лист.
I Упражнение № 1.
Выберите лишнее понятие и объясните ответ:
а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва;
б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.
II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды»
Обязанности лидера | Обязанности группы |
Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что-то не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о результатах работы группы или сам рассказывает о них. | 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. |
Алгоритм выполнения практической работы:
1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом.
2. Описать свои действия.
3. Провести наблюдения.
4. Сделать выводы.
5 Результаты записать в таблицу.
6.Рассказать о результатах исследования
Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом. две пары печаток.
Вещества: почва с пришкольного участка, дистиллированная вода, водопроводная вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага.
Ход работы:
1Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории
2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды».
Название опыта | Описание действий (Что брали? Что делали?) | Наблюдения | Вывод |
3 см. | 5 см. | 3 см. | 3,5 см. |
3. Проведите опыты и заполните таблицу.
Опыт 3. Получение почвенного раствора и определение типа его среды .
Возьмите пробирку с почвой пришкольного участка и добавьте дистиллированной воды до половины пробирки, закройте пробкой, встряхните несколько раз пробирку и наблюдайте за отстаиванием 2-3 минуты.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Края фильтра смочите водой, чтобы он плотно прилегал к воронке. Подставьте под воронку чистый сухой стакан.
Профильтруйте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в стакане фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
Ответы на вопросы запишите в наблюдения:
- Какой цвет и однородность имеет почвенный раствор?
- Почвенный раствор - это чистое вещество или смесь? Если это смесь, то, к какому типу она относится?
Затем возьмите лакмусовую бумагу и внесите ее в почвенный раствор. Отметьте, какого цвета стала лакмусовая бумага. Запишите наблюдения. Используя эталон окраски на коробке от лакмусовой бумаги, определите тип среды почвенного раствора. Сделайте вывод: какую среду имеет почвенный раствор и ,какие вещества определяют ее. Определите кислотность почвы, используя таблицу кислотности почв.
Маршрутный лист.
I Упражнение № 1.
Выберите лишнее понятие и объясните ответ:
а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва;
б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.
II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды»
Обязанности лидера | Обязанности группы |
Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что-то не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о результатах работы группы или сам рассказывает о них. | 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. |
Алгоритм выполнения практической работы:
1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом.
2. Описать свои действия.
3. Провести наблюдения.
4. Сделать выводы.
5 Результаты записать в таблицу.
6.Рассказать о результатах исследования
Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом. две пары печаток.
Вещества: почва с пришкольного участка, дистиллированная вода, водопроводная вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага.
Ход работы:
1Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории
2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды».
Название опыта | Описание действий (Что брали? Что делали?) | Наблюдения | Вывод |
3 см. | 5 см. | 3 см. | 3,5 см. |
3. Проведите опыты и заполните таблицу.
Опыт 4. Определение прозрачности воды.
Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте те же действия с водопроводной водой, талой водой взятой около школы и около автомобильной дороги. Запишите наблюдения в таблицу.
Сделайте вывод о том, какая вода имеет наименьшую прозрачность и почему?
Маршрутный лист.
I Упражнение № 1.
Выберите лишнее понятие и объясните ответ:
а) почвенный раствор, поваренная соль, воздух, почва;
б) дистиллированная вода, минеральная вода, талая вода, водопроводная вода.
II ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «Анализ почвы и воды»
Обязанности лидера | Обязанности группы |
Лидер рассказывает о своей функции в группе: 1) направляет действия членов группы; 2) оказывает помощь тем учащимся у кого что-то не получается сделать; 3) определяет ученика, который докладывает о результатах работы группы или сам рассказывает о них. | 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. |
Алгоритм выполнения практической работы:
1. Провести опыт в соответствии с алгоритмом.
2. Описать свои действия.
3. Провести наблюдения.
4. Сделать выводы.
5 Результаты записать в таблицу.
6.Рассказать о результатах исследования
Оборудование: образцы почвы, две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, пипетка, лабораторный штатив с кольцом. две пары печаток.
Вещества: почва с пришкольного участка, дистиллированная вода, водопроводная вода, талая вода с пришкольного участка, универсальная индикаторная бумага.
Ход работы
1Повторите правила техники безопасности при работе в школьной химической лаборатории
2.Начертите в тетрадь таблицу «Результаты анализа почвы и воды».
Название опыта | Описание действий (Что брали? Что делали?) | Наблюдения | Вывод |
3 см. | 5 см. | 3 см. | 3,5 см. |
3. Проведите опыты и заполните таблицу.
Опыт 5. Определение интенсивности запаха воды.
В коническую колбу налейте дистиллированную воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу 8 на странице 183.
Проделайте те же действия с водопроводной водой, талой водой взятой около школы и около автомобильной дороги. Запишите наблюдения в таблицу.
Сделайте вывод о том, какая вода имеет сильный запах, а у какой запах отсутствует. Объясните ответ.
III Самостоятельная работа
I вариант | II вариант |
1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть. Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ. 1) верно только А | 3) верны оба суждения | 2) верно только Б | 4) оба суждения неверны | 2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования? А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр. Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз. 1) верно только А | 3) верны оба суждения | 2) верно только Б | 4) оба суждения неверны | 3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях? А. Почва и вода - это однородная смесь. Б. Питьевая вода –это чистое вещество. 1) верно только А | 3) верны оба суждения | 2) верно только Б | 4) оба суждения неверны | 4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях? А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека. Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека. 1) верно только А | 3) верны оба суждения | 2) верно только Б | 4) оба суждения неверны | | 1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии? А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус. Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. 1) верно только А | 3) верны оба суждения | 2) верно только Б | 4) оба суждения неверны | 2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования? А. Химическую воронку используют для фильтрования. Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом. 1) верно только А | 3) верны оба суждения | 2) верно только Б | 4) оба суждения неверны | 3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях? А.Воздух и почва –это неоднородная смесь. Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь. 1) верно только А | 3) верны оба суждения | 2) верно только Б | 4) оба суждения неверны | 4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях? А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений. Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах. 1) верно только А | 3) верны оба суждения | 2) верно только Б | 4) оба суждения неверны | |
IV Рефлексия.
- Какая цель была урока?
— Что я узнал на уроке?
— Чему научился?
— Где мне пригодятся эти умения и знания?
- Я достиг поставленной цели?
-Что вызвало затруднения?
Домашнее задание. Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Липецке, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью. |
Заявка
на участие в конкурсе методических разработок «Учим учиться»
Информация об участнике:
1) Мохунова Елена Александровна,
2) учитель химии МБОУ СОШ № 14 г. Липецка,
3) [email protected],
4) 89042955677
Информация об организации:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Липецка,
Адрес: г. Липецк, ул. Боевой проезд, д. 24 а.
Телефон: 35-03-56
Адрес электронной почты: [email protected]
Информация о конкурсных материалах
Предмет: химия.
Класс: 8.
УМК О.С. Габриелян «Химия. 8 класс»
Номинация: методическая разработка урока (учебного занятия) на основе деятельностного метода, на основе деятельностного метода с учетом формирования УУД».
Тема методической разработки: Практическая работа по теме «Анализ почвы и воды»
С Положением о конкурсе методических разработок «Учим учиться » ознакомлен.
Не возражаю против обработки и использования персональных данных , размещения методических разработок на диске, сайте организации Конкурса, использования конкурсных материалов для издания методических сборников уроков, кА в печатном, так и в электронном виде (при указании авторства)
Дата 26.11.2016 год.