СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока развития речи. Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. В конспекте указаны формируемые универсальные учебные действия. Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно - деятельностного метода. Урок содержит 9 этапов. На уроке учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. В конце урока делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Первая газета»

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Учитель: Шугайлова Светлана Владимровна

МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка.

Тема: Обучающее изложение «Первая газета»

Тип урока: урок развития речи

Цель:

развитие умений устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии (слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях, окончаниях имён существительных) и пунктуации.

Формируемые УУД:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1 3

Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения и успехов в учёбе.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



ΙI. Актуализация знаний. (Подготовка к написанию изложения)


1 2 3 4

– Откройте тетрадь. Запишите дату.

– Напишите «Обучающее изложение».

- Сегодня мы с вами будем писать изложение. Значит у нас сегодня урок развития …. речи.

- Ребята, а что значит писать изложение? (Подробно, письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык)

- А что необходимо ученику, чтобы написать изложение успешно? А что значит «успешно»? (Быть на уроке активным, внимательным)

- Что нам всегда помогает в успешном написании изложения? (Подготовительная работа)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Выявление места и причины затруднения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

3 3 2

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Научиться писать изложение, письменно пересказывать текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии)

– И чтобы трудностей в написании изложения не было, давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

План урока:

1. Слушание текста.

2. Чтение и работа над содержанием текста.

а) Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части), запись ключевых слов каждой части.

б) Пересказ текста.

3. Орфографическая и пунктуационная подготовка.

4. Чтение текста вслух.

5. Запись текста.

6. Самопроверка.

– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план)

- Итак, будем работать по этому плану, и тогда никто не будет испытывать никаких затруднений.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Реализация построенного проекта.

(Развитие умений)

  1. 4 6 1 3 1 7

Подготовка к написанию изложения.

Слайд 2.

- Ребята, чей портрет вы видите на слайде?

- Чем замечателен этот человек? (Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, создал Российский флот, основал и построил город с удобным выходом на Балтику, приглашал известных специалистов-европейцев для достижения Россией евр. уровня. Не проиграл ни одного сражения в войнах.)

- Верно Петр I очень много сделал для России .

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А. С. Пушкин так писал о Петре 1 в своих стихах. Но память об этом человеке увековечена не только в стихах.

Слайд 3. 7

- Ребята, а на этом слайде вы видите памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автор Зураб Церетели. Воздвигнут в 1997 году. Примечателен он тем, что общая высота его – 98 метров.

Слайд 4.

Ещё хотелось бы добавить, что в повседневной жизни нас окружают вещи, начало которым было положено в эпоху Петра 1. Например, газета. Сейчас газета это обычное явление, а когда-то появление свежего номера было огромным событием.

13 января российские журналисты отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

1 2 4 1 2

- Давайте мы с вами прочитаем, как это было.

1. Работа с текстом упр. 198.

а) Слушание текста (учебники закрыты, читает учитель).

Вопросы после чтения:

- Что нового узнали о Петре из этого текста?

( при Петре I была создана первая газета)

- Для чего нужна в то время газета?

(чтобы узнать новости о торговле, о науке)

Слайд 5.

- Какова тема текста? (газета)

- К какому жанру относится этот текст? (Рассказ)

- К какому типу текста относится этот рассказ?

(Это текст-повествование, события в тексте излагаются последовательно)

- В тексте-повествовании рассказывается о каком-либо случае. К нему можно задать вопрос: "Что случилось?

- Чего нет у этого рассказа?

(названия)

Слайд 6.

- Подберите подходящее название из представленных здесь.

- Почему именно это название?

(Более точно выражена тема)

- Проследим ещё раз за его событиями.

2. Чтение и работа над содержанием (работа в режиме «медленного чтения»).

6 4

Работа с учебником.

Учащиеся читают текст самостоятельно(можно по предложениям), задают вопросы по ходу чтения, учитель комментирует необходимые места, задаёт уточняющие вопросы.

- Ребята, совпадает ли название, которое мы с вами дали, с названием, данным автором?

- Давайте запишем название в тетради.

Слайд 7.

- А кто автор этого текста?

- Знаком ли он вам?

(Знаком по рассказу «Золотой рубль»)

1 3 2 5

- А сейчас мы будем учиться работать с информацией, учиться отбирать только самое важное.

-Читаем текст по частям и составляем план.

3. Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части), запись ключевых слов каждой части.

– Сколько частей в тексте? (5)

– Читаем 1-ю часть, подчёркиваем ключевые слова, думаем над заглавием.

Слайд 8. 3

В результате этой работы на доске появляется запись:

План:

1. Мечта Петра I.

(мечтал, издавать, о пользе, для науки, для торговли, горожане, новости)

2. Отбор материалов для газеты.

(исчез, отбирал с Фёдором Поликарповым)

3. Новости из разных мест.

( на Урале, пушки,

в Казани, нефть и руда,

индийский царь, слон

в Москве, 386 младенцев.)

4. «Вот сколько новостей!»

(надо рассказать)

5. «Ведомости».

(напечатал, получилась, шрифт, поля, бумага, доволен)


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

2 3 4 1

Пересказ текста по цепочке с опорой на план и ключевые слова.


VII. Включение в систему знаний и повторение.

5

Орфографическая и пунктуационная подготовка.

Словарно-орфографическая работа со словом газета.

Затем ученики находят изученные орфограммы в словах, отмечают их карандашом, зачитывают вслух, объясняют правописание.

1) Буква безударного гласного в корне, проверяемая (не проверяемая) ударением.

2) Большая буква в именах собственных.

3) Буква безударного гласного в падежных окончаниях имён существительных.

Пунктуационное оформление:

1) Знаки препинания в предложении с однородными членами.

2) Знаки препинания в предложении с прямой речью.


VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Чтение текста вслух учителем.

2. Запись текста.

3. Самопроверка.



IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


4 4

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Оцените, достигли ли вы цели урока?






Домашнее задание.


Подготовиться к словарному диктанту.





Просмотр содержимого презентации
«Первая газета»

Обучающее изложение.

Обучающее изложение.

Памятник  «В ознаменование 300-летия российского флота».  Автор Зураб Церетели.  Воздвигнут в 1997 году.  Общая высота – 98 метров.

Памятник

«В ознаменование 300-летия российского флота».

Автор Зураб Церетели.

Воздвигнут в 1997 году.

Общая высота – 98 метров.

13 января российские журналисты отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

13 января российские журналисты отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

Мечтал царь Пётр I издавать в нашей стране газету. Думал о пользе для торговли, для науки. И горожане будут знать новости со всей Руси.  И вот однажды исчез царь из дворца и не появился до самого вечера. Отбирал он вместе с печатным мастером Федором Поликарповым материал для первого номера русской газеты.  На Урале отлили новые пушки. В Казани нашли много нефти и медной руды. Индийский царь послал царю московскому слона. В Москве за месяц родилось 386 младенцев.  Вот сколько новостей! И обо всем надо рассказать в новой газете.  Через несколько дней газету напечатали. Назвали её «Ведомости». Газета получилась маленькая, шрифт мелкий, читать трудно, полей нет, бумага серая. Но ПётрI был доволен и говорил: «Радуйся малому, тогда и большое придёт».   (по С.Алексееву, из книги «Сто рассказов из русской истории».)

Мечтал царь Пётр I издавать в нашей стране газету. Думал о пользе для торговли, для науки. И горожане будут знать новости со всей Руси. И вот однажды исчез царь из дворца и не появился до самого вечера. Отбирал он вместе с печатным мастером Федором Поликарповым материал для первого номера русской газеты. На Урале отлили новые пушки. В Казани нашли много нефти и медной руды. Индийский царь послал царю московскому слона. В Москве за месяц родилось 386 младенцев. Вот сколько новостей! И обо всем надо рассказать в новой газете. Через несколько дней газету напечатали. Назвали её «Ведомости». Газета получилась маленькая, шрифт мелкий, читать трудно, полей нет, бумага серая. Но ПётрI был доволен и говорил: «Радуйся малому, тогда и большое придёт».

(по С.Алексееву, из книги «Сто рассказов из русской истории».)

Выбери подходящее название.

Выбери подходящее название.

  • «Мечта Петра I»
  • «Первая газета»
  • «Печатное дело»
Обучающее изложение.

Обучающее изложение.

План: Мечта Петра I.  (мечтал, издавать, о пользе, для науки, для торговли, горожане, новости) 2. Отбор материалов для газеты.  (исчез, отбирал с Фёдором Поликарповым) 3. Новости из разных мест.  ( на Урале, пушки,  в Казани, нефть и руда,  индийский царь, слон  в Москве, 386 младенцев.) 4. «Вот сколько новостей!»  (надо рассказать) 5. «Ведомости».  (напечатали , получилась, шрифт, поля, бумага, доволен)

План:

  • Мечта Петра I.

(мечтал, издавать, о пользе, для науки, для торговли, горожане, новости)

2. Отбор материалов для газеты.

(исчез, отбирал с Фёдором Поликарповым)

3. Новости из разных мест.

( на Урале, пушки,

в Казани, нефть и руда,

индийский царь, слон

в Москве, 386 младенцев.)

4. «Вот сколько новостей!»

(надо рассказать)

5. «Ведомости».

(напечатали , получилась, шрифт, поля, бумага, доволен)

Найдите в тексте:

Найдите в тексте:

  • слова с безударными гласными в корне;
  • слова с изученной орфограммой «Безударные гласные в окончаниях имен существительных»;
  • слова с изученной орфограммой «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных»;
  • имена собственные.
М е чтал царь П ётр I изд а вать в наш е й стр а не г а зету. Думал о пользе для т о рговли , для науки. И г о р о жан е будут знать нов о сти со всей Руси.  И вот о днажды исче з царь из дв о рца и не по я вился до само г о вечера. Отбирал он вмест е с п е чатным маст е ром Ф едором П оликарповым мат е р и ал для перво г о ном е ра ру сс к о й г а зеты.  На У рал е отлили новы е пушки. В К азани нашли много нефти и медной руды. Индийский царь послал царю м о сковск о му сл о на. В М оскве за мес я ц р о дилось 386 мл а денцев.  Вот скольк о н о в о стей! И обо всем надо ра сс казать в нов о й г а зет е .  Чер е з неск о льк о дней г а зету нап е чатали. Назвали её «В едомости » . Газета получилась мал е ньк а я , шрифт мелкий , ч и тать трудно , п о лей нет , бумага серая. Но П ётр I был д о вол е н и г о в о рил :  «Р адуйся мал о му , т о гда и б о льшое придёт » .   (по С.Алексееву, из книги «Сто рассказов из русской истории».)

М е чтал царь П ётр I изд а вать в наш е й стр а не г а зету. Думал о пользе для т о рговли , для науки. И г о р о жан е будут знать нов о сти со всей Руси. И вот о днажды исче з царь из дв о рца и не по я вился до само г о вечера. Отбирал он вмест е с п е чатным маст е ром Ф едором П оликарповым мат е р и ал для перво г о ном е ра ру сс к о й г а зеты. На У рал е отлили новы е пушки. В К азани нашли много нефти и медной руды. Индийский царь послал царю м о сковск о му сл о на. В М оскве за мес я ц р о дилось 386 мл а денцев. Вот скольк о н о в о стей! И обо всем надо ра сс казать в нов о й г а зет е . Чер е з неск о льк о дней г а зету нап е чатали. Назвали её «В едомости » . Газета получилась мал е ньк а я , шрифт мелкий , ч и тать трудно , п о лей нет , бумага серая. Но П ётр I был д о вол е н и г о в о рил : «Р адуйся мал о му , т о гда и б о льшое придёт » .

(по С.Алексееву, из книги «Сто рассказов из русской истории».)

Думал о пользе её для торговли, для науки.  Газета получилась маленькая, шрифт мелкий, читать трудно, бумага серая.  Но Пётр был доволен и говорил: «Радуйся малому, тогда и большое придёт».

Думал о пользе её для торговли, для науки.

Газета получилась маленькая, шрифт мелкий, читать трудно, бумага серая.

Но Пётр был доволен и говорил: «Радуйся малому, тогда и большое придёт».

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!