Урок развития речи в 3 классе для учащихся с умеренной умственной отсталостью.
Тема: Насекомые. Бабочка. Внешний вид, общие признаки.
2011-2012 г.
Оглавление:
1. Оборудование урока – 3 стр.
2. Предварительная работа – 4 стр.
3. План урока – 5 стр.
4. Конспект урока – 6 – 8 стр.
5. Информация для учителя – 9 стр.
6. Самоанализ урока – 10 стр.
7. Используемая литература – 11 стр.
1. Оборудование урока:
Предметные картинки с изображением насекомых: бабочка, стрекоза, муравей, пчела, жук, мотылёк.
Карточки со словами: бабочка, стрекоза, муравей, пчела, жук, мотылёк.
Пазлы с изображением насекомых.
Рисунки с изображением контуров бабочки.
Цветные карандаши.
Карточки с изображением цифр: 1, 2, 6, 4.
Проектор и ноутбук.
Буквы магнитной азбуки.
2. Предварительная работа:
Определение целей и задач урока.
Определение типа урока.
Определение педагогических технологий, предполагаемых для использования на уроке.
Подготовка конспекта урока.
Подбор энциклопедического материала для проведения урока.
Подбор слайдов с изображением бабочек.
Подбор предметных картинок.
Подготовка карточек со словами и цифрами.
Подготовка пазлов с изображением насекомых.
Подготовка рисунков с наложением изображений.
3. План урока:
Организационный момент.
Цель: настроить учащихся на работу и организовать внимание учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Введение в тему урока.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, сообщение темы урока.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Артикуляционная гимнастика.
Извлечение информации известной учащимся о насекомых.
Физминутка.
Изучение темы урока.
Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.
Показ слайдов с изображением бабочек.
Знакомство со строением тела бабочки.
Сравнение бабочки с другими насекомыми.
Слово учителя о бабочке.
Физминутка
4. Закрепление изученного.
Цель: закрепить знания учащихся по новому материалу в ходе практической деятельности.
Сборка пазлов.
Разукрашивание рисунка бабочки.
5. Подведение итогов урока.
Цель: сделать вывод, подвести итог урока, отметить активных учащихся.
4. Конспект урока
Тема урока: Насекомые. Бабочка. Внешний вид, общие признаки.
Тип урока: комбинированный.
Используемые педагогические технологии:
Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Информационно коммуникативные технологии
Цели:
- Познакомить учащихся с насекомым – бабочкой;
- Учить отличать бабочку от других насекомых, при этом выделяя общие признаки насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить знания учащихся об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых, в частности бабочки;
Коррекционные:
- Активизировать память и внимание, развивать мыслительные операции;
Воспитательные:
- Формировать интерес к познанию окружающего.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Введение в тему урока.
- Послушайте стихотворение и скажите, кого увидел в лесу автор?
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк;
Пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела…
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись;
Волшебную увидишь жизнь!
Выставление на доске по мере ответов детей рисунков с изображением перечисленных насекомых.
- Найдите среди перечисленных на доске названий те, которые необходимо поместить под каждой картинкой.
- Как одним словом назвать эту группу животных? (насекомые)
- Сегодня мы будем говорить о насекомых, а вот о каких – узнаете позже.
- Кто такие насекомые? (животные)
- Каких насекомых вы знаете? (пчела, оса, муравей, комар, шмель, муха и тд.)
- Где они живут? (в земле, под корой деревьев, под листьями на земле, на деревьях)
- Кто из них ползает? (муравей, пчела, муха и тд)
- Кто из них прыгает? (кузнечик)
- Кто из них летает? (пчела, оса, муха и тд.)
- Кто из насекомых кусает, жалит? (комар, муха, оса)
- Кто из насекомых не жалит, не кусается?
Артикуляционная гимнастика
- Какие звуки издают?(комар-звенит, шмель-жужжит)
- Чем питаются насекомые? (листочки деревьев, травинки, пыльца деревьев, более мелкие насекомые)
- Где прячутся насекомые зимой? (под корой деревьев, под опавшими листьями)
- В какое время года насекомых особенно много? (весна, лето)
- А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете о каком насекомом мы будем говорить на уроке.
В ярком платье модница-
Прилетела охотница,
От цветка к цветку порхает,
Утомится-отдыхает.
- О ком эта загадка?
Физминутка
- Какого она размера? Покажите.
- Сколько лапок у бабочки? Покажите на пальчиках. Покажите цифру на доске.
- Как передвигается бабочка? Покажите.
3. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы с вами поближе познакомимся с насекомым-бабочкой.
- Бабочки бывают разными.
Показ слайдов с изображением бабочек.
- Мы узнаем сегодня много интересного о бабочке.
- Как выглядит бабочка? Назовите и покажите части тела бабочки. (голова, туловище, ножки, крылья)
- Что находится на голове бабочки? (глаза, усики, ротовой аппарат, хоботок)
- Составьте из букв магнитной азбуки название частей тела бабочки.
- Откуда отходят ножки? (от туловища)
- Чем покрыто тело бабочки? (волосками)
- Как передвигается бабочка? (ползает, летает)
- С помощью чего бабочка летает? (крылья)
Слово учителя о бабочке.
У бабочек две пары крыльев, покрытых разноцветными мелкими чешуйками, образующими различные узоры. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально прозрачный хоботок – рот. Когда бабочка пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят пользу. Перелетая с цветка на цветок в поисках нектара, бабочки попутно опыляют растения. Вред же приносят детёныши бабочки – гусеницы, которые поедают листья и стебли растений, плоды.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся-
Бабочки кружит и вьётся.
Закрепление изученного.
Составление из пазл фигурок насекомых.
- Как называются те животные, которые у вас получились? (насекомые)
- Что общего у насекомых? (наличие тельца, головы, 3 пары ног)
- Какое насекомое мы изучали сегодня подробно? (бабочка)
Разукрашивание бабочки.
- Перед вами на столе лежат рисунки(наложение чёрно-белого изображения бабочки на изображение жука). Какие насекомые на них изображены?
- Какого цвета может быть бабочка?
- Разукрасьте только бабочку, жука (индивидуальная работа).
- Каким образом с этим насекомым связаны следующие цифры: 1, 2, 4, 6? (1-хоботок, 2-глаза, 4-крылышка, 6-лапок)
4. Подведение итогов урока.
- Какое насекомое вы разукрасили? (бабочка)
- Полезны ли бабочки?
- Что вы могли бы рассказать о бабочке своей сестре?
5. Информация для учителя о бабочке капустнице.
Бабочка капустница - известный вредитель овощных растений: капусты, репы, турнепса, брюквы. В течение лета развиваются два поколения. В мае или в начале июня из перезимовавших куколок выходят бабочки первого поколения и вскоре откладывают свои яички на дикорастущие растения. В июле появляются бабочки второго – летнего – поколения, они откладывают свои яички уже на культурные растения, которые к этому времени уже пышно разрастаются на огороде. В конце лета или начале осени гусеницы капустниц окукливаются где-нибудь на стенах зданий или заборах и уже в виде куколок остаются здесь зимовать.
Задние крылья у капустницы снизу зеленовато-жёлтые, и такого же цветау неё заострённый кончик передних крыльев. Если капустница усаживается на покой, она плотно прижимает друг к другу правые и левые крылья. Тогда все яркие части крыльев будут спрятаны, и наружу будут обращены зеленовато-жёлтые части крыла, мало выделяющиеся среди окружающей растительности. Благодаря этому бабочка становится незаметной и её не так легко найти. Для борьбы с этими насекомыми самое лучшее средство – почаще осматривать на огороде листья капусты (с нижней стороны) и уничтожать там кладки яичек: этим мы уничтожаем сразу целыми десятками и сотнями будущих вредителей.
Информация для учителя о насекомых.
Насекомые-одни из древнейших и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они умеют ползать, ходить, летать, бегать, прыгать. Многие насекомые способны ползать вниз головой. Большинство из них с удовольствием поедают зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями, хвоей. Очень многие насекомые – пчёлы, шмели, бабочки, мухи – любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, и опыляют растения.
Без насекомых не могли бы существовать птицы, ящерицы, летучие мыши. Чтобы спасаться от них, природа подарила насекомым защитную окраску. Когда кузнечики сидят на травинке, то их и не заметить. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочку сухие листья или обломки веточек и сучков. Многие насекомые имеют жало, которым они прокалывают кожу преследователей и выпускают в ранку яд. Среди насекомых немало таких, которые приносят вред человеку, поедая листья и стебли культурных растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья – птицы.
6. Самоанализ урока.
Общее впечатление от урока сложилось положительное, учащимся он доставил радость, пополнил их интеллектуальный и эмоциональный запас. При этом оценку за урок можно поставить «хорошо», так как содержание урока для учащихся с умеренной умственной отсталостью было несколько перенасыщено информацией.
Учащиеся на уроке были активны, вопрос о дисциплине не вставал, хотя учащиеся данной категории обладают высокой утомляемостью.
Основные этапы урока были выполнены, но пришлось опустить часть дополнительной информации о насекомых в рассказе учителя, информационный фон урока был достаточно богат и не внёс бы положительных моментов в содержание. Цели, поставленные на данном уроке, были достигнуты. Учащиеся выделили части тела бабочки, сравнили её с другими насекомыми.
В ходе сбора пазлов осуществлялась коррекционная работа, направленная на анализ и синтез. Учащиеся узнали, что все насекомые имеют общие признаки, хотя и отличаются друг от друга внешне.
На уроке осуществлялась межпредметная связь с уроком чтения (соотнесение изображения насекомых с их названиями на карточках; составление из букв магнитной азбуки названий частей тела бабочки) и математики (соотнесение цифры и количества частей тела насекомых).
На активизацию мыслительной деятельности и развитие внимания направлено задание, при котором дети должны были в наложении рисунков увидеть и разукрасить только заданное насекомое (бабочка, жук). В этой же работе осуществлялся индивидуальный подход. Мелкая моторика у девочки слабо развита и поэтому разукрашивание крупного объекта утомило бы её, отсюда задание разукрасить жука – он меньше. Индивидуальная работа осуществлялась и на этапе определения частей тела насекомых и выстраивания их названий. Речь у девочки развита очень слабо, произнести большую часть слов не может, а вот составление односложных слов и части двусложного слова ей под силу, что она и показала на уроке.
Осуществлению развития творческих способностей способствовало разукрашивание бабочки, память развивалась при заучивании новой физминутки.
При подведении итогов урока наблюдался очередной всплеск эмоций учащихся, так как о бабочке нужно было рассказать что-то новое своей сестре или брату.
Во время проведения урока выпал фрагмент показа слайдов с изображением бабочек, так как переход с детьми в аудиторию с мультимедийным оборудованием является для них стрессом и урок потерял бы свою целенаправленность и эффект, поэтому использование ИКТ при проведении урока было опущено, что является отрицательным моментом. При проведении урока следует учитывать, что для детей с умеренной умственной отсталостью важны частые смены видов деятельности и ограниченный конкретный объём информации, который они в состоянии усвоить.
Несмотря на перечисленные недостатки урок можно назвать удачным, но не отличным.
7. Используемая литература:
Воспиание ребёнка с нарушениями развития, А.М.Щербакова, М.: НЦ ЭНАС, 2002.
Практическое пособие по развитию речи (для детейс отклонениями в развитии), под редакцией В.В.Воронковой, М.: Школа, 1992.
Развитие речи учащихся вспомогательной школы, В.Г.Петрова, М., 1977
Развитие речи, 2 класс, Е.М.Матвеева, Волгоград, 2010.
11