СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока развития речи в 3 классе Тема: Рисование на тему «Насекомые. Бабочка. Внешний вид, общие признаки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи был проведен в классе со сложной структурой дефекта.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока развития речи в 3 классе Тема: Рисование на тему «Насекомые. Бабочка. Внешний вид, общие признаки».»











Урок развития речи в 3 классе для учащихся с умеренной умственной отсталостью.


Тема: Насекомые. Бабочка. Внешний вид, общие признаки.


















2011-2012 г.




Оглавление:

1. Оборудование урока – 3 стр.

2. Предварительная работа – 4 стр.

3. План урока – 5 стр.

4. Конспект урока – 6 – 8 стр.

5. Информация для учителя – 9 стр.

6. Самоанализ урока – 10 стр.

7. Используемая литература – 11 стр.



































1. Оборудование урока:



  1. Предметные картинки с изображением насекомых: бабочка, стрекоза, муравей, пчела, жук, мотылёк.

  2. Карточки со словами: бабочка, стрекоза, муравей, пчела, жук, мотылёк.

  3. Пазлы с изображением насекомых.

  4. Рисунки с изображением контуров бабочки.

  5. Цветные карандаши.

  6. Карточки с изображением цифр: 1, 2, 6, 4.

  7. Проектор и ноутбук.

  8. Буквы магнитной азбуки.







































2. Предварительная работа:


  1. Определение целей и задач урока.

  2. Определение типа урока.

  3. Определение педагогических технологий, предполагаемых для использования на уроке.

  4. Подготовка конспекта урока.

  5. Подбор энциклопедического материала для проведения урока.

  6. Подбор слайдов с изображением бабочек.

  7. Подбор предметных картинок.

  8. Подготовка карточек со словами и цифрами.

  9. Подготовка пазлов с изображением насекомых.

  10. Подготовка рисунков с наложением изображений.



































3. План урока:


  1. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на работу и организовать внимание учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Введение в тему урока.

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, сообщение темы урока.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Артикуляционная гимнастика.

Извлечение информации известной учащимся о насекомых.

Физминутка.


  1. Изучение темы урока.

Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

Показ слайдов с изображением бабочек.

Знакомство со строением тела бабочки.

Сравнение бабочки с другими насекомыми.

Слово учителя о бабочке.

Физминутка


4. Закрепление изученного.

Цель: закрепить знания учащихся по новому материалу в ходе практической деятельности.

Сборка пазлов.

Разукрашивание рисунка бабочки.


5. Подведение итогов урока.

Цель: сделать вывод, подвести итог урока, отметить активных учащихся.
























4. Конспект урока

Тема урока: Насекомые. Бабочка. Внешний вид, общие признаки.


Тип урока: комбинированный.


Используемые педагогические технологии:

  1. Игровые технологии.

  2. Здоровьесберегающие технологии.

  3. Информационно коммуникативные технологии


Цели:

- Познакомить учащихся с насекомым – бабочкой;

- Учить отличать бабочку от других насекомых, при этом выделяя общие признаки насекомых.


Задачи:

Образовательные:

- Уточнить и расширить знания учащихся об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых, в частности бабочки;


Коррекционные:

- Активизировать память и внимание, развивать мыслительные операции;


Воспитательные:

- Формировать интерес к познанию окружающего.



Ход урока:


  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


  1. Введение в тему урока.

- Послушайте стихотворение и скажите, кого увидел в лесу автор?

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк;

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела…

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись;

Волшебную увидишь жизнь!

Выставление на доске по мере ответов детей рисунков с изображением перечисленных насекомых.

- Найдите среди перечисленных на доске названий те, которые необходимо поместить под каждой картинкой.

- Как одним словом назвать эту группу животных? (насекомые)

- Сегодня мы будем говорить о насекомых, а вот о каких – узнаете позже.

- Кто такие насекомые? (животные)

- Каких насекомых вы знаете? (пчела, оса, муравей, комар, шмель, муха и тд.)

- Где они живут? (в земле, под корой деревьев, под листьями на земле, на деревьях)

- Кто из них ползает? (муравей, пчела, муха и тд)

- Кто из них прыгает? (кузнечик)

- Кто из них летает? (пчела, оса, муха и тд.)

- Кто из насекомых кусает, жалит? (комар, муха, оса)

- Кто из насекомых не жалит, не кусается?

Артикуляционная гимнастика

- Какие звуки издают?(комар-звенит, шмель-жужжит)



- Чем питаются насекомые? (листочки деревьев, травинки, пыльца деревьев, более мелкие насекомые)

- Где прячутся насекомые зимой? (под корой деревьев, под опавшими листьями)

- В какое время года насекомых особенно много? (весна, лето)

- А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете о каком насекомом мы будем говорить на уроке.

В ярком платье модница-

Прилетела охотница,

От цветка к цветку порхает,

Утомится-отдыхает.

- О ком эта загадка?

Физминутка

- Какого она размера? Покажите.

- Сколько лапок у бабочки? Покажите на пальчиках. Покажите цифру на доске.

- Как передвигается бабочка? Покажите.


3. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами поближе познакомимся с насекомым-бабочкой.

- Бабочки бывают разными.

Показ слайдов с изображением бабочек.

- Мы узнаем сегодня много интересного о бабочке.

- Как выглядит бабочка? Назовите и покажите части тела бабочки. (голова, туловище, ножки, крылья)

- Что находится на голове бабочки? (глаза, усики, ротовой аппарат, хоботок)

- Составьте из букв магнитной азбуки название частей тела бабочки.

- Откуда отходят ножки? (от туловища)

- Чем покрыто тело бабочки? (волосками)

- Как передвигается бабочка? (ползает, летает)

- С помощью чего бабочка летает? (крылья)

Слово учителя о бабочке.

У бабочек две пары крыльев, покрытых разноцветными мелкими чешуйками, образующими различные узоры. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально прозрачный хоботок – рот. Когда бабочка пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят пользу. Перелетая с цветка на цветок в поисках нектара, бабочки попутно опыляют растения. Вред же приносят детёныши бабочки – гусеницы, которые поедают листья и стебли растений, плоды.


Физминутка


Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся-

Бабочки кружит и вьётся.


  1. Закрепление изученного.

Составление из пазл фигурок насекомых.

- Как называются те животные, которые у вас получились? (насекомые)

- Что общего у насекомых? (наличие тельца, головы, 3 пары ног)

- Какое насекомое мы изучали сегодня подробно? (бабочка)

Разукрашивание бабочки.

- Перед вами на столе лежат рисунки(наложение чёрно-белого изображения бабочки на изображение жука). Какие насекомые на них изображены?

- Какого цвета может быть бабочка?

- Разукрасьте только бабочку, жука (индивидуальная работа).

- Каким образом с этим насекомым связаны следующие цифры: 1, 2, 4, 6? (1-хоботок, 2-глаза, 4-крылышка, 6-лапок)


4. Подведение итогов урока.

- Какое насекомое вы разукрасили? (бабочка)

- Полезны ли бабочки?

- Что вы могли бы рассказать о бабочке своей сестре?





















5. Информация для учителя о бабочке капустнице.

Бабочка капустница - известный вредитель овощных растений: капусты, репы, турнепса, брюквы. В течение лета развиваются два поколения. В мае или в начале июня из перезимовавших куколок выходят бабочки первого поколения и вскоре откладывают свои яички на дикорастущие растения. В июле появляются бабочки второго – летнего – поколения, они откладывают свои яички уже на культурные растения, которые к этому времени уже пышно разрастаются на огороде. В конце лета или начале осени гусеницы капустниц окукливаются где-нибудь на стенах зданий или заборах и уже в виде куколок остаются здесь зимовать.

Задние крылья у капустницы снизу зеленовато-жёлтые, и такого же цветау неё заострённый кончик передних крыльев. Если капустница усаживается на покой, она плотно прижимает друг к другу правые и левые крылья. Тогда все яркие части крыльев будут спрятаны, и наружу будут обращены зеленовато-жёлтые части крыла, мало выделяющиеся среди окружающей растительности. Благодаря этому бабочка становится незаметной и её не так легко найти. Для борьбы с этими насекомыми самое лучшее средство – почаще осматривать на огороде листья капусты (с нижней стороны) и уничтожать там кладки яичек: этим мы уничтожаем сразу целыми десятками и сотнями будущих вредителей.

Информация для учителя о насекомых.

Насекомые-одни из древнейших и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они умеют ползать, ходить, летать, бегать, прыгать. Многие насекомые способны ползать вниз головой. Большинство из них с удовольствием поедают зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями, хвоей. Очень многие насекомые – пчёлы, шмели, бабочки, мухи – любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, и опыляют растения.

Без насекомых не могли бы существовать птицы, ящерицы, летучие мыши. Чтобы спасаться от них, природа подарила насекомым защитную окраску. Когда кузнечики сидят на травинке, то их и не заметить. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочку сухие листья или обломки веточек и сучков. Многие насекомые имеют жало, которым они прокалывают кожу преследователей и выпускают в ранку яд. Среди насекомых немало таких, которые приносят вред человеку, поедая листья и стебли культурных растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья – птицы.
















6. Самоанализ урока.

Общее впечатление от урока сложилось положительное, учащимся он доставил радость, пополнил их интеллектуальный и эмоциональный запас. При этом оценку за урок можно поставить «хорошо», так как содержание урока для учащихся с умеренной умственной отсталостью было несколько перенасыщено информацией.

Учащиеся на уроке были активны, вопрос о дисциплине не вставал, хотя учащиеся данной категории обладают высокой утомляемостью.

Основные этапы урока были выполнены, но пришлось опустить часть дополнительной информации о насекомых в рассказе учителя, информационный фон урока был достаточно богат и не внёс бы положительных моментов в содержание. Цели, поставленные на данном уроке, были достигнуты. Учащиеся выделили части тела бабочки, сравнили её с другими насекомыми.

В ходе сбора пазлов осуществлялась коррекционная работа, направленная на анализ и синтез. Учащиеся узнали, что все насекомые имеют общие признаки, хотя и отличаются друг от друга внешне.

На уроке осуществлялась межпредметная связь с уроком чтения (соотнесение изображения насекомых с их названиями на карточках; составление из букв магнитной азбуки названий частей тела бабочки) и математики (соотнесение цифры и количества частей тела насекомых).

На активизацию мыслительной деятельности и развитие внимания направлено задание, при котором дети должны были в наложении рисунков увидеть и разукрасить только заданное насекомое (бабочка, жук). В этой же работе осуществлялся индивидуальный подход. Мелкая моторика у девочки слабо развита и поэтому разукрашивание крупного объекта утомило бы её, отсюда задание разукрасить жука – он меньше. Индивидуальная работа осуществлялась и на этапе определения частей тела насекомых и выстраивания их названий. Речь у девочки развита очень слабо, произнести большую часть слов не может, а вот составление односложных слов и части двусложного слова ей под силу, что она и показала на уроке.

Осуществлению развития творческих способностей способствовало разукрашивание бабочки, память развивалась при заучивании новой физминутки.

При подведении итогов урока наблюдался очередной всплеск эмоций учащихся, так как о бабочке нужно было рассказать что-то новое своей сестре или брату.

Во время проведения урока выпал фрагмент показа слайдов с изображением бабочек, так как переход с детьми в аудиторию с мультимедийным оборудованием является для них стрессом и урок потерял бы свою целенаправленность и эффект, поэтому использование ИКТ при проведении урока было опущено, что является отрицательным моментом. При проведении урока следует учитывать, что для детей с умеренной умственной отсталостью важны частые смены видов деятельности и ограниченный конкретный объём информации, который они в состоянии усвоить.

Несмотря на перечисленные недостатки урок можно назвать удачным, но не отличным.












7. Используемая литература:


  1. Воспиание ребёнка с нарушениями развития, А.М.Щербакова, М.: НЦ ЭНАС, 2002.

  2. Практическое пособие по развитию речи (для детейс отклонениями в развитии), под редакцией В.В.Воронковой, М.: Школа, 1992.

  3. Развитие речи учащихся вспомогательной школы, В.Г.Петрова, М., 1977

  4. Развитие речи, 2 класс, Е.М.Матвеева, Волгоград, 2010.


11