СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе Сочинение-рассуждение с элементами описания о дружбе человека и собаки по картине Е. Широкова «Друзья»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока русского языка в 7 классе  

Сочинение-рассуждение с элементами описания  о дружбе человека и собаки

 по картине Е.Широкова «Друзья»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 7 классе Сочинение-рассуждение с элементами описания о дружбе человека и собаки по картине Е. Широкова «Друзья»»

МБОУ «Школа №2»






Методическая разработка урока русского языка в 7 классе


Сочинение-рассуждение

с элементами описания

о дружбе человека и собаки

по картине Е.Широкова «Друзья»




























Автор: учитель

русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Иванова О.В.






г. Семенов


Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на тему дружбы человека и собаки по картине Е.Н.Широкова «Друзья». Слайд 2


Задачи:1)совершенствовать навыки описания произведений живописи;

2)развитие воображения учеников, навыков устной и письменной речи (коммуникативные компетенции);

3)развитие умения рассуждать на нравственную тему;

4) формирование и воспитание нравственных качеств учащихся: доброго и гуманного отношения к братьям нашим меньшим, умение ценить преданность, верность и дружбу.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, интерактивная викторина «Образ собаки в литературных произведениях», запись песни ,тетради для творческих работ, портрет Е.Н.Широкова, иллюстрации картин Широкова.


Ход урока:


I.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!


Слайд 2

Тема нашего урока «Подготовка к сочинению- рассуждению на нравственную тему о дружбе человека и собаки по картине Евгения Николаевича Широкова «Друзья».

Целью нашего урока станет собирание материалов для этого сочинения,

ну а результатом – его написание.

Для этого на ваших партах лежат печатные шаблоны ЧЕРНОВИОВ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ Е.Н. ШИРОКОВА «ДРУЗЬЯ», которые очень быстро помогут вам заносить полученную информацию на уроке, для успешного написания сочинения дома.


Слайд 3

Напоминаю, что сочинение в итоге должно представлять собою текст-рассуждение с элементом описания.(записываем в черновик)

(Структурные элементы текста-рассуждения представлены в наглядном пособии на доске: проблема, тезис, аргументы, вывод)


Слайд 4

Эпиграф урока:

Лучшее, что есть у человека – это собака.

Дайан Джессап.

II. Введение в тему:

Сегодня мы, ребята, будем не просто готовится к сочинению по картине Е.Н.Широкова «Друзья», а поговорим о взаимоотношениях между человеком и собакой.

Почему это животное занимает особое место в жизни человека?

Послушайте одну легенду и ответьте на вопрос:

(на фоне звучит тихая музыка)

Однажды, давным-давно, встретились в огромном гулком мире две одинокие души - Человек и Собака. Молодой пустынный мир был погружен в ночную тьму, лишь на головокружительной высоте величественно безмолвствовали звезды, обжигая все вокруг льдистым мерцанием. Собака бродила по лесу, внезапно в глаза ей ударил свет. Подойдя поближе и осторожно выглянув из-за дерева, Собака увидела костер, а возле него какое-то существо. То был Человек. Собака замерзла, ей очень хотелось подойти к теплому пламени, но она не решалась...

Тем временем Человеку очень хотелось есть, надо было идти в лес на охоту, но было уже совсем темно, и он не решался...

В этот миг из кустов на опушке показалась Собака, в зубах у нее была дичь. Собака медленно подошла и положила добычу к ногам Человека.


Слайд 5

Итак, кто для человека собака?


Слайд 6

(ОТВЕТ:собака-верный и преданный друг, всегда помогающий в трудную минуту и прощающий человека за все причиненные им обиды.)


III. Знакомство с картиной и художником:

Ребята, давайте познакомимся с автором картины «Друзья» Е.Н. Широковым, и узнаем подробнее о его творчестве, а помогут нам сегодня наши искусствоведы -Илья и Надя.

Слайд 7-16

ИЛЬЯ:

Евгений Николаевич Широков

Народный художник СССР (1986), яркий мастер русского реалистического искусства.

Родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области, с двенадцати лет начал работать на всемирно известном заводе художественного литья.

Раннее трудовое взросление развило способности понимать жизнь и людей.

Учился в Свердловском художественном училище, а затем в Ленинградском, где он приобрел необходимые навыки и знания. Местом жизни и работы Широков избрал город Пермь (1958).

Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства- Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.

Неповторимое слово он сказал именно в портретах. Их отличает крупный формат, обобщенная манера письма, широкие цветовые планы. Подобный характер живописи выводил образ, укрупнял его, придавал символическое звучание.

Его работы наполнены верой в человека, в его способность созидать, делать жизнь светлее и лучше. Художник убежден, что творчество возвышает человека, делает его творцом истории. Герои на этих полотнах представлены людьми, живущими своим призванием.

Спасибо, ребята, за чудесно подготовленный рассказ.


Слайд 17

Давайте рассмотрим внимательно картину «Друзья»

(звучит тихая музыка)

- Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину?

Что значит по-вашему дружба, друзья?

Слайд 18

- Обратимся к толковым словарям, лежащим на ваших партах, найдем лексическое значение слов: друг, друзья, дружба.

(Ответы учащихся, Лексическое задание по рядам )

Друг- 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь .

Старый друг лучше новых двух. (Пословица.)

Друзья — это те, с кем у вас сложились тёплые, доверительные отношения.

Дружба - Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

(С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

Молодцы, ребята

Слайд 19

-К какому жанру вы отнесете данное полотно? Почему?

Ответ: портрет

-изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности.


- Ребята, назовите элементы внешней характеристики?

Слайд 20






Слайд 21


-Давайте рассмотрим, какие могут быть источники описания внешности.

Слайд 22

Внимание, небольшая физкультминутка. Встаньте и приготовьтесь.

Задание, следующее: соотнесите темы сочинений с источниками описания внешности, для этого вы должны

  1. хлопнуть в ладоши такое количество раз, под каким номером стоит правильный вариант ответа(4)

  2. сделать наклоны вперед(1)

  3. сделать вращение головы(5)

  4. прыгнуть на месте(2)

  5. сделать наклоны в стороны(3)

Проверьте себя.

-Давайте, ребята, теперь попробуем описать картину, для этого мы заполним с вами таблицу, которая находится в ваших черновиках. Слайд 23


Слайд 23-28


Словарная работа:

Составим таблицу ключевых слов, которая нам поможет описать героев

Мальчик

Собака

Фон

описание

действие

описание

действие


лет пятнадцати,

тёмные волосы,

синяя футболка,

тёмные брюки,

дружественный

заботливый взгляд

сидит,

гладит,

смотрит,

думает о…

чёрного цвета,

белые лапы,

умные глаза

грустит,

отдыхает,

смотрит задумчиво,

положив голову на лапы…

красное помятое

покрывало,

серые стены,

паркетный пол


Слайд 29

- Скажите пожалуйста какие жесты или выражение лица, может быть глаза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Глаза)

-Пожалуй, такое лицо, взгляд, глаза никого не могут оставить равнодушными. Глаза – зеркало души Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.

-А какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

(сине-серые, холодные тона)

Слайд 30

-Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?

(Может быть две версии: «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака»).

Слайд 31

-Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему? - Что выражают лица главных героев? (Любовь, нежность, преданность) -Скажите, кому знакомы эти чувства?

Слайд 32

IV Проверка домашнего задания

Рассказать о дружбе со своим домашним питомцем

( 4 ученика Пайкова, Бочкарев, Лукашова, Цветкова)





V. ВСТУПЛЕНИЕ.

Формулирование темы и тезиса сочинения:

Слайд 33

-Мы должны сделать не просто описание картины Е. Н. Широкова «Друзья», но скорее написать рассуждение. Определите тему этого рассуждения.

(Дружба человека и собаки).


Озвучим тезис нашего будущего сочинения.

(Собака – лучший друг человека, самое искреннее выражение преданности и любви).

Слайд 34

Тезисом также могут стать слова эпиграфа к уроку, слова профессионального американского собаковода Дайана Джессапа

«Лучшее, что есть у человека – это собака».

VI. Основная часть Слайд 35

Картина Е.Н. Широкова для нас будет аргументом (доказательством) в раскрытии этой темы. И не только картина…

Ребята мы с вами много читали о собаках , некоторые литературные герои увековечены памятниками.

Слайд 36 -Скажите, кто преданнее в этой дружбе, кто проявляет больше любви и искренности, человек или собака? (Конечно, собака)

Слайд 37

Все эти литературные примеры дружбы или взаимодействия человека и собаки вы можете использовать в своём сочинении-рассуждении в качестве аргументов (доказательств) выше приведённого тезиса.


VII.ВЫВОД.

Формулирование заключительной части сочинения (вывода)

Слайд 38

В заключении своего сочинения, как известно, необходимо выразить свое личное отношение к предмету разговора. Поэтому вы должны использовать выражения с личными местоимениями:

я уверен (а), мне кажется, я считаю, я думаю и др

Слайд 39 Кроме этого вывод должен вытекать из всего содержания сочинения и заключать в себе суть предмета рассуждения. Как нельзя лучше для этого подходят пословицы.


Пословица – краткое народное изречение, содержащее и отображающее мудрость поколений.

Слайд 40 Прочитайте пословицы и поговорки и определите, какая из них вам подойдёт для использования в заключительной части сочинения.

Велика любовь матери, затем – собаки, потом возлюбленной.

Где петух, там и деревня, где собака – там и дом.

Лучше псу поверить, чем боярину.

Собака и старое добро помнит.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Человек без друга, что земля без воды.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Верный друг лучше сотни слуг.

Дружба заботой да подмогой крепка.


На мой взгляд, последняя пословица особенно подходит к картине Е.Н. Широкова «Друзья». А вы как считаете?


VIII.Составление плана сочинения (коллективное):

Слайд 41 План:

I.Вступление (О художнике и его картине)

II. Основная часть:

  1. Сюжет и тема картины (описание);

  2. Тезис на тему картины (Лучшее, что есть у человека – это собака);

  3. Аргументы (сюжет картины, сюжет литературного произведения, жизненный пример)

III.Заключение (вывод).

Слайд 42

IX.Подведение итогов урока:

С каким настроением вы приступите к написанию сочинения?

Чувствуете ли вы вдохновение? Тронула ли вас тема предстоящего сочинения?

Хочется надеяться, что тронула.

Тема дружбы и любви к братьям нашим меньшим не должна никого оставлять равнодушным.

Кого вы считаете сегодня за работу на уроке мы должны оценить?




X. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение о дружбе человека и собаки по картине Е.Н. Широкова «Друзья».





Пример сочинения:

Знакомство с картиной Е. Н. Широкова я начала с обращения к информации про самого художника. Евгений Николаевич - народный художник СССР и мастер русского реалистического искусства. Он создавал картины самых разных жанров: пейзажи, тематические картины, портреты, натюрморты. Но популярным он стал именно из-за его удивительных портретов.


Передо мной лежит репродукция картины Широкова "Друзья". Что на ней изображено? На первом плане мы видим самих друзей - это мальчик и собака, которые расположились рядышком на полу. Под ними лежит мягкий и теплый коричневый плед. На заднем плане - фон, который состоит из куска пола и стены темных оттенков. Это говорит нам о том, что самое главное здесь - персонажи на первом плане.


Главные герои - мальчик, который одет в темные штаны и синюю футболку, и его собака, полностью черная, только с белыми лапами. Видно, что они грустят. Что случилось? Может быть, у мальчика в школе неприятности с одноклассниками, или он получил плохую оценку, и его отругали родители. Собака тоже грустная и печальная на вид - вероятно, она сочувствует своему другу, или болеет. Ведь мы не можем точно определить, кто кого поддерживает в трудной жизненной ситуации - собака мальчика, или мальчик собаку. Губы слегка надуты, как будто он что то рассказывает собаке, при этом нежно ее гладит своей рукой. Она же в свою очередь подняла одно ухо и словно прислушивается к тому, что говорит ее друг. Глаза у собаки очень понимающие, грустные и внимательные. Видно, что к хозяину она относится с большим участием.


Картина написана в темных тонах, преобладают коричневые, синие и черные оттенки. Возможно, художник хотел передать этими цветами ту атмосферу, которая царит в комнате при разговоре двух друзей. Что значит дружба? Друзья всегда делятся друг с другом своими радостями и неудачами, помощью и советами. Не случайно же в знаменитой песне поется "друг в беде не бросит"! Вот и наши друзья друг друга не бросили - они поделили свою грусть и печаль пополам, ведь так легче справляться со всеми неожиданными трудностями и проблемами, которые приносит жизнь.


Я уверена, что так будет не всегда - грусть пройдет, и в комнате мальчика и собаки опять засияют лучи солнышка, она наполнится светлыми красками радости и счастья. И они опять будут делиться друг с другом - только уже не печалью, а хорошим настроением и положительными эмоциями. Кто знает, может быть, дружба - это и есть самое главное в нашей жизни?












ЧЕРНОВИК СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ Е.Н. ШИРОКОВА «ДРУЗЬЯ»


Тип текста:____________________________________________________________________________


Тема сочинения:_______________________________________________________________________


Сведения о художнике:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Словарная работа:


Мальчик

Собака

Фон

описание

действие

описание

действие










































Тезис:________________________________________________________________________________


Аргументы(доказательства):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод: (используй выраженияя уверен (а), мне кажется, я считаю, я думаю и др.)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Используй пословицу:___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


План сочинения:


I.Вступление_________________________________

II.Основная часть:

1)___________________________________________

2)___________________________________________

3)___________________________________________

_____________________________________________

III. Заключение________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!