СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Написание лингвистической сказки о причастии»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является иллюстрацией применения игровой технологии на уроках русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Написание лингвистической сказки о причастии»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №58»







Методическая разработка урока русского языка в 7 классе

«Написание лингвистической сказки о причастии»







Выполнила Малышева Э.А.,

учитель русского языка и литературы









Арзамас

2017

Тема: РР Написание лингвистической сказки о причастии

Тип: дидактическая игра

Цель урока: вовлечь каждого обучающегося в продуктивную творческую деятельность

Задачи (способы достижения цели):

1) обеспечить активное участие каждого ученика в работе; 2) способствовать развитию продуктивного творчества;

3) в процессе дидактической игры способствовать усвоению общего понятия о причастии

Планируемые результаты

Предметные

знание о причастии как части речи (особой форме глагола), ее грамматических признаках; умение находить причастие в предложении, тексте; умение использовать причастие в письменной и устной речи

Метапредметные

умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, работать с информацией, использовать теоретический материал, сравнивать, делать вывод, работать творчески

Личностные

осознание ценности творческой работы, практической ее важности, ценностное отношение к умению выявлять главное, определять цель работы, выбирать действия для достижения цели, контролировать и оценивать полученный результат

Ресурсы урока: учебник, словарь (источники информации), доска, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Чтение лингвистической сказки «Части речи»

Постановка цели урока

Чтение и анализ текста сказки (раздаточный материал).

Беседа после прочтения сказки.

Эмоциональное восприятие

Актуализация необходимых знаний

Показ презентации с упражнениями на повторение темы «Что такое причастие»

Выполнение упражнений, направленных на актуализацию знаний по теме «Что такое причастие»

Организация познавательной деятельности

Рассказ учителя (презентация) об особенностях лингвистической сказки, обсуждение алгоритма написания лингвистической сказки

Написание черновика

Итоговые продукты: буклет + презентация

Рефлексия деятельности

Что же произошло с Причастием в ваших сказках?

Беседа

Особенности лингвистической сказки





  • Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.

  • Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.

  • Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.

  • Композицию лингвистических сказок составляют присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

  • В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.











Алгоритм создания сказки



  • Определи, для кого сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

  • Выбери лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии, дополнительный материал.

  • Подумай, какие герои будут действовать.

  • Продумай композицию и сюжет.

  • Составь план.

  • Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

  • Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

  • Отредактируй текст, не забывая о том , что это сказка.

  • Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.

  • Прорепетируй выступление





Раздаточный материал.

Сказка «Части речи»

С давних пор в княжестве Морфология живут разные Части речи. Одни из них очень знатные: Имена Существительные, Имена Прилагательные, Имена числительные, Глаголы, Местоимения, Наречия. А другие, менее знатные, прислуживают им, поэтому их называют служебными частями речи. Это Предлоги, Союзы, Частицы. Несмотря на свое разное положение, все части речи были очень дружны между собой.

Особенно все любили Имена существительные, так как они были очень добродушные и дружили со всеми. Но особенно дружили Существительные с Именами Прилагательными, которые были настоящими друзьями и помогали всем понять лучшие качества Имен Существительных. Они вместе бродили по полям и лесам своего княжества и о чем-то беседовали. Часто к ним присоединялись глаголы, и тогда они дружно обсуждали какие-нибудь действия и совершали добрые дела.

Несколько отдельно от других Частей речи жили Имена Числительные, потому что были очень заняты. Они вели финансовые дела княжества и всегда что-то подсчитывали и пересчитывали. Поэтому другие Части речи старались им не мешать и только радовались, когда Имена Числительные присоединялись к ним.

Очень доброжелательными и хорошими друзьями были Местоимения. Когда кто-то из частей речи куда-то отлучался и не мог участвовать в каком-либо деле, Местоимения старались их заменить, помочь, определить, чтобы всем было понятно. Но не всегда с этим справлялись, и тогда отношения между частями речи становились какие-то неопределенные, а иногда и отрицательные.

Дружбе других Частей речи стали завидовать Наречия. Особенно нравились им Имена Прилагательные и Глаголы. Наречиям тоже хотелось весело бродить с компанией по дорожкам и аллеям княжества, но когда они присоединялись к друзьям, то им казалось, что их не замечают, что они не такие самостоятельные, как другие Части речи, и могут только дополнять или уточнять их разговоры. Перестали Наречия присоединяться к гуляющим вместе другим Частям речи, и те вдруг стали замечать, что чего-то очень важного не стало в их разговорах.

Служебные Части речи доложили им, что Наречия сидят по домам и грустят там в одиночестве. Поняли самостоятельные Части речи, что чем-то обидели своих товарищей, и отправились к ним в гости. Очень удивились Наречия, когда узнали, что они нужны другим Частям речи, что без них разговоры стали не такие интересные, и с радостью отправились с друзьями на прогулки. Даже Имена Числительные стали чаще гулять с другими Частями речи и всегда пересчитывали, все ли вышли на прогулку.

С тех пор, как жители княжества Морфология поняли, что нельзя забывать о других, они стали жить еще лучше и дружнее!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!