Повторение и систематизация материала
об имени существительном
Ц е л и у р о к а: обобщить и систематизировать изученный материал; совершенствовать орфографические навыки; развивать устную научную речь.
Личностные УУД. Смыслообразование. Способность к самооценке.
Регулятивные УУД. Самоанализ. Коррекция.
Познавательные УУД. Обобщение и систематизация. Синтез знаний.
Коммуникативные УУД. Работа в паре.
Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, эвристический, исследовательский.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Тип: урок обобщения и систематизации.
Ход урока
I. Организационный момент. Оформление тетради
Пока дети пишут, учитель рассказывает о происхождении слова «декабрь».
Каким с точки зрения происхождения является слово «декабрь»? (это слово заимствованное).
Оно произошло от латинского числительного «децембер», означающего «десятый».
Почему в нашем календаре название последнего, двенадцатого, месяца произошло от слова «десятый»? (Календарь к нам пришёл из древнего Рима, а там новый год начинался 1 марта, поэтому декабрь был десятым месяцем в году). В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.
Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие, на котором мы побываем в разных странах Европы, узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно повторим всё, что изучили об имени существительном.
А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года).
II. Целеполагание
III. Решение учебных задач
(Повторение и обобщение материала)
1. Работа с презентацией
Вставьте пропущенные в окончаниях существительных буквы
Сделайте вывод о правописании падежных окончаний сущ-х. От чего оно зависит?
2. Работа с текстом. Наступают праздники, время гостей, и нам необходимо помнить, как правильно их встречать. Комплексный анализ:
Докажите, что это текст_______________________
Тема текста _________________________________
Основная мысль текста _______________________
Стиль текста ________________________________
Тип текста __________________________________
Найдите в тексте ответ на вопрос, что значит быть тактичным?________________
Найдите разносклоняемое имя существительное, объясните правописание.
Как надо писать слова (не)умеха, (не)довольство? Сформулируйте правило. Запишите предложение, раскрывая скобки.
В Древней Руси встречали Новый год 1 марта.
(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья и (не)удачи.
Но не только наши предки встречали Новый год не 1 января. Некоторые народы празднуют его прямо сейчас (о Чукотке).
Находят несклоняемое слово Пэгытти.
3. Работа с предложением в презентации
Когда жители Нью-Йорка уже спят крепким сном, жители Гонолулу только ожидают боя курантов.
Определите падеж выделенного слова
Как называются такие имена существительные?
Назовите категории несклоняемых имен существительных
Как определить род несклоняемого имени существительного?
Подчеркните все существительные как члены предложения. Сделайте вывод о роли имени существительного в предложении.
Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки, а дети для него танцуют, поют, читают стихи.
Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.
- Как называются эти слова и почему? (эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам)
- Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени)
4. Работа в группах. Обычай украшать новогодние ёлки появился в далёкие времена, Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов, развешивали на ёлках лакомства.
Выбирают несклоняемые сущ-е по категориям (продукты питания и остальные):
соло, киви, жалюзи, ралли, монпансье, галифе, хобби, кофе, бра, кешью, каноэ, метро, фойе, кино, кафе, пальто, портмоне, радио, такси, какаду, интервью, меню
5. Работа с алгоритмами
В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.
Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив. А какие суффиксы обозначают род занятий и профессию человека? (-чик, -щик).
6. Работа в парах. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы
Уклад…ик, контор…ик, уголь…ик, подпис…ик, доклад…ик, прогуль…ик, навод…ик, смен…ик, ракет…ик, ответ…ик, паром…ик, носиль…ик, попут…ик, мебель…ик, оцен…ик.
7. Исправление ошибок в алгоритме
8.Подведение итогов урока. Рефлексия. Самоанализ.
Что мы повторили об имени существительном?
Что нового вы узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы?
А для чего знакомиться с традициями других стран?
Или вопросы на с. 159 учебника:
9. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту по теме.
5