СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка на тему "Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: актуализировать знания учащихся о прямой речи и диалоге; закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом, составлять схемы предложений с прямой речью; познакомить учащихся с видами диалога; совершенствовать умения создавать текст в форме диалога на заданную тему, соблюдать нормы речевого этикета; закрепить пунктуационные   навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка на тему "Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог" (6 класс)»

4


УРОК 12.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог.

Цели урока: актуализировать знания учащихся о прямой речи и диалоге; закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом, составлять схемы предложений с прямой речью; познакомить учащихся с видами диалога; совершенствовать умения создавать текст в форме диалога на заданную тему, соблюдать нормы речевого этикета; закрепить пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция.

Познавательные УУД. Сопоставление явлений. Выбор способа решения задачи. Синтез знаний. Обогащение словарного запаса.

Коммуникативные УУД. Участие в диалоге. Оценка действий партнёра.



Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Даны рифмы: телефон — слон; откуда — верблюда; надо — шоколада.

— Какое произведение вы сразу вспомнили? Запишите по памяти знакомые вам строчки. Что они представляют собой? Какие знаки препинания вы использовали для записи? (Для проверки стихи проецируются на доску.)

У меня зазвонил телефон. — Что вам надо?

  • Кто говорит? — Шоколада.

  • Слон. — Для кого?

  • Откуда? — Для сына моего.

  • От верблюда.

(К. Чуковский)

— Какую этикетную ошибку допустил поднявший телефонную трубку? (Нельзя начинать телефонный разговор с вопроса «Кто говорит?», следует сказать «алло» или «слушаю».)

  1. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.

    1. Устная работа: подготовка ответов на вопросы учебника (с. 31) и выразительного чтения отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Крестьянские дети» упр. 55 (учитель предлагает вспомнить начало отрывка, а также пропущенные строчки и прочитать отрывок по ролям). Класс оценивает правильность интонации, объясняет постановку знаков препинания.

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

— А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я....»

— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».

— А кой тебе годик? — «Шестой миновал...

Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто все это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Все, все настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы, и боли,

В которых так много любви!


    1. Расшифровка схем, данных в упр. 57.

    2. Исправление этикетных ошибок в диалоге из лингвистической разминки. Задание: запишите начало разговора с помощью предложений с прямой речью по схемам 1, 4 из упр. 57 (например: У меня зазвонил телефон. Я поднял трубку и сказал: «Слушаю вас». «Здравствуйте, это говорит слон», — услышал я в ответ).

III. Комплексная работа с текстом (упр. 56).

Учащиеся читают текст, определяют его основную мысль, подбирают заголовок (проводится мини-конкурс на лучший заголовок), подбирают синонимы к слову пичужка (птаха, пташка, птичка), вспоминают, что такое глаголы говорения, записывают в словарь глаголы в рамке (с. 32), затем выразительно читают текст (возможно чтение несколькими учащимися, по ролям), делают письменную часть задания. Указанные разборы выполняют три ученика у доски; класс выполняет пунктуационный разбор последнего предложения.

IV. Виды диалога

Лингвистическая разминка.

— Какой знак препинания упоминается в отрывке из стихотворения А. Шибаева «Точка, точка, запятая…»? (Стихотворение записывается, комментируются орфограммы и знаки препинания.)

Ляжет палочкой на строчку:

— Проходите по мосточку!

Ответ: тире.

— Какое слово вежливый человек использует при формулировке вопроса или просьбы? Надо ли выделять это слово на письме знаками препинания?

Ответ: слово пожалуйста всегда выделяется запятыми.

  1. Учитель сообщает учащимся, что в зависимости от цели и мотивов, которые движут говорящими, выделяются следующие виды диалогов: этикетный диалог (приветствие, благодарность, извинение, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, одобрение и др.); диалог-сообщение (передача информации); диалог — обмен мнениями; диалог-расспрос; диалог-убеждение; диалог-просьба; диалог — выяснение отношений (конфликт, спор, упрёк).

  2. Какой вид диалога с одноклассниками вы использовали, когда задавали им вопросы?

  3. Анализ диалогов (раздаточный материал — отрывки из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»). Учащиеся определяют вид каждого диалога, защищают свою точку зрения, готовят выразительное чтение отрывков.



V. Подведение итогов урока в форме контрольного задания.

Упр. 58 выполняется по вариантам и заканчивается взаимопроверкой, которая проводится под контролем учителя.

VI. Домашнее задание. Выучить наизусть высказывания из упр. 58 и слова в рамках на с. 27—33, упр. 59

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс