Методическая разработка
урока русского языка в 1 классе
УМК «Планета знаний» по теме:
«Большая буква в фамилиях, именах, отчествах».
Основные цели:
Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
2) Актуализировать способность к использованию изученного правила
на письме.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: дневники наблюдений (рабочие листы), музыкальное сопровождение, карточки, компьютер
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока:
1 Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 1)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.
На дворе стоит весна,
Вся сиянием полна.
Повернем мы все лицо на окно
И вдохнем весенний воздух заодно.
А теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.
-Ребята, вы любите путешествовать? Да.
А хотите отправиться в путешествие?
-Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:
«Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок».
(Паровоз)
— Верно. Паровоз. (Слайд 2)
— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - Грамотного письма.
— Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.
— Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.
(Учитель демонстрирует дневник наблюдений.)
— Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите сегодняшнее число.
(Вспоминаем правила посадки)
« Я сейчас дневник открою и наклонно положу,
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь».
(Дети записывают число)
— Скорее в путь, мои друзья.
Релаксация. (Звучит музыка отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова».)
Слайд 2
2. Самоопределение к деятельности.
Цель:
1) определить содержательные рамки урока (имена собственные);
2) согласовать тему и цель
- А вот и первая остановка. Перед нами зеленый лужок и здесь мы услышим различные звуки Слайд 3 -4(Словарная работа)
-Угадайте по голосу кто это? Запишем через запятую эти слова.
+Корова, медведь, собака, воробей, сорока.
-Проверка по эталону.
Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? (Это буквы О,Л,П,И,М,У,З). Слайд 5
- А что общего у всех букв волшебного леса?
- Все они Большие .
- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква.
- Заглавная, прописная.
_ Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах?
+ Пишутся в начале предложений. С большой буква пишутся имена людей.
3. Актуализация знаний. Чистописание.
- На какие 2 группы вы бы раздели все буквы (Гласные О,И,У и согласные Л, М, П,З )
— Какая буква «лишняя» среди согласных и почему? (Буква П. Она обозначает глухой звук, а остальные буквы обозначают звонкие звуки.)
Из букв Л, М, З учащиеся выбирают согласные сходные по написанию.
Дети в дневниках наблюдений записывают буквы Л, М, называют общий элемент.
Слайд 6
- Ребята, пока мы записывали звонкие согласные, Лесная фея играла в «Слова» и вот какие слова она составила: Марина, Игоревна, лиса, Орехова.
- Какое слово лишнее? (Учащиеся называют «лишнее» слово )
-Сформулируйте тему нашего урока
+Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.
-Чему мы должны научиться на уроке?
+ Как правильно писать имена, фамилии, отчества.
4. Заглавная буква в именах людей. Слайд 7
Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли как их зовут и не могут сесть в поезд. Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.
—Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая.
У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени.
Андрей (греч.)– мужественный , храбрый |
Александр (греч.) – мужественный защитник |
Бари(араб.) – создатель, творец |
Валерий (лат.) – быть здоровым |
Варвара – двойная защита |
Диана – «божетсвенная» |
Евгения(греч.) – «благородная» |
Екатерина (греч.) - чистая, нежная |
Елизавета – «почитающая Бога» |
Людмила – людям милая |
Леонид – «сын льва» |
Мария (др.евр.) – любимая, упрямая |
Никита (греч.) – победитель |
Руслан (тат.) – лев |
Светлана - светлая |
— Ребята, имя нашего пассажира имеет значение «сын льва» (Леонид) , а имя его дочери означает «любимая» (Мария). Угадайте имена пассажиров. (Дети находят в карточках )
+Леонид, Мария
— Запишите в свой дневник наблюдений свое имя и имена наших героев . Подчеркните заглавную букву в именах.
(Дети пишут.)
— Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение.
А как пишутся имена людей?
+Имена людей пишутся с заглавной буквы.
Слайд 8
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа и Андрей!
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте!
- Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена.
-Соотнеси сказочный персонаж с его именем
( работа с интерактивн. приставкой)
ФИЗМИНУТКА для глаз. Слайд 9
5 Заглавная буква в отчествах людей. Слайд 10
Вот мы и подъехали к сказочной школе. Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.
Моего учителя зовут михаил.
- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?
- А как следует обращаться к взрослым? (По имени и отчеству).
- Кто знает, что такое отчество.
Слайд 11
- Вот как должен был записать Незнайка
Работа в парах. Слайд12
Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика. |
Виктор Игоревич Василий Алексеевич Алексей Юрьевич Ирина Викторович Юрий Васильевич |
- Что записано в этих столбцах?
- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.
- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).
Проверка. Слайд12
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
- Какой вывод мы можем сделать?
+ Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.
закрыть доску
— Слово отчество означает имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени.
Итак, давайте узнаем отчества наших героев. Если папу Марии зовут Леонид, то она …. МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА. Если папу нашего героя звали Петр, то он….. ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ.
(Дети записывают отчества свое и героев в дневники наблюдений).
-Ребята, а как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?
+ Отчества людей пишутся с заглавной буквы
- А сейчас отвечать будет Лиза (в классе три Лизы девочки не знают к кому обратился учитель)
- А почему никто не поднялся, чтобы ответить? А как я обращаюсь к девочкам, что называю?
+ имя и фамилию
- А как называют людей с одинаковыми именами?
+ «тезки»
- Кого так можно назвать в нашем классе?
6 Заглавная буква в фамилиях людей.
– 900 лет назад появились и первые фамилии. (Рассказ учителя). Слово "фамилия" означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки–Москвины; некоторые говорят о профессии – Гончаровы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев
– Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).
Давайте отгадаем фамилию наших героев. Фамилия наших героев образовалась от названия животного ВОЛК.
+Фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
Запишите свою фамилию и фамилию наших героев
Физминутка «Поезд».
Загудел паровоз «-у-у-у!» Вагончики зеленые
И вагоны повез Бегут, бегут, бегут.
«чу-чу-чу, Чу-чу-чу!» А круглые колесики
Далеко я укачу «Тук-тук» Тук-тук! Тук-тук!»
7 Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять изученные случаи употребления заглавных букв в именах, фамилиях и отчествах людей.
Работа по карточкам.
В карточках каждого уровня представлены по два задания разной сложности. Задания второго вида предусматривают развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся и творческих способностей.
Базовый уровень.
1 Подчеркни нужную букву. Рядом запиши полные имена. (А, а)леша - | 2. Соедини стрелкой карточку с их значениями. Исправь ошибки. Анатольевна кузнецов Фамилия уткин Сергеевич Отчество Петрова говорухин |
(Г, г) аля - |
(И, и)ра- |
(С,с)аша- |
|
Повышенный уровень.
1 Из слов каждой строчки составь предложение, используй слова роза, Роза. окном, расцвела, под, красная ……. Под окном расцвела красная роза. подругу, зовут, мою ……. Мою подругу зовут Роза. |
2. От данных слов образуй фамилии и отчества Фамилия Отчество заяц И ван А ндрей |
Открыть экран
8 Включение в систему знаний и повторение. Слайд 13
Цель: организовать повторение изученных правил на уроке
Каждый ученик подписывают титульный лист дневника наблюдений, указывает свою фамилию, имя и отчество.
9 Рефлексия деятельности.
Цель:
1)закрепить в речи новые случаи употребления заглавной буквы в именах собственных:
2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их
3)оценить свою деятельность на уроке
- Какова была цель нашего урока?
- Достигли мы своей цели? Докажите.
Слайд 14
А теперь, ребята я прошу продолжить вас предложения
Я понял…
Я узнал…
Я научился…
Вот и заканчивается наше путешествие. По мосту наш паровозик проехать не может. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы.
Слайд15
Оценивание
У вас на партах лежат кружки оценки вашей работы:
-желтый «Я – молодец, справился сам”
-зеленый“ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”
- красный “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение»
Слайд 16
Дополнительно
Работа с учебником
-Упражнение 2 стр.58
- Почему Ю.А. Гагарина знает весь мир?
+ 12 апреля 1961 года( 53 г назад) Гагарин покорил космос.
-Упражнение3 стр.58