УМК | Школа России |
Тема урока | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных |
Тип урока | Решение учебной задачи, получение новых знаний |
Цель урока | Ознакомление с собственными именами существительными, создание условий для правописания собственных имен существительных |
Задачи урока | Образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных; Развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи; Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету. |
Планируемые результаты:
| Предметные: Понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы. |
| Личностные результаты: Положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; |
| Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, проблемный |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах. |
Средства обучения | компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник и электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, оценочные листы, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы |
Оборудование | Орфографические словари. |
Литература | учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий; mailto:[email protected]; [email protected]; Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык: Методические разработки к урокам. 1—4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — (Школа России); Канакина В. П., Щёголева Г. С. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1—4 кл.: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2005.; Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2007. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
Мотивирование к учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя Слайд | Сегодня мы отправимся в путешествие в деревню Простоквашино. Знакома ли нам она? Откуда? Кто автор этой замечательной сказки? - Догадайтесь, на чем мы отправимся в путь: По стальным дорожкам Мчит Сороконожка. Тук-тук-перестук. Круглый щёлкает каблук. С развесёлой песенкой По железной лесенке. | | | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо Посадка Слайд Слайд | 1. - Путешествовать мы будем на поезде, а чтобы получить билет и занять свои места, нам необходимо вспомнить написание одной буквы, она есть в названии нашего поселка – пункта отправления (Пинега), назовите его, и пункта назначения (Простоквашино). -Догадались? ( П) - Из скольких элементов она состоит? (из трех) - Объясните написание буквы. - Пропишите ее в воздухе, а затем строчку в тетради Получите билеты 2. Письмо слов с буквой П. Пинега, Простоквашино - Почему слова записаны с заглавной буквы? - Получите билет. Проверка. Оцените себя !, +, - - Отправляемся в путь | Выполняют письмо по образцу Ставлю ручку на верхнюю треть дополнительной строки, наклонная, клюшка. Отрываю ручку, ставлю на верхнюю треть дополнительной строки. Наклонная, качалочка, крючковая линия до середины рабочей строки. Перевернутая клюшка в средней трети дополнительной строки. Оценочный лист | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Словарная работа. | Фронтальная. Словесный, практический. Письмо Слайд | - Чтобы время в пути шло быстрее, поиграем в слова: город, деревня, яблоко, осина, алфавит, топор - Запишите. Что это за слова? Что мы знаем о них? Что вы заметили? - Каким будет следующее слово? - Найдите в орфографическом словаре и запишите в тетрадь слово, которое начинается с буквы р. - Проверим. Вставьте пропущенные буквы (с помощью сигнальных карточек) - Оцените правильность выполнения в оценочном листе Проверка. Оцените себя !, +, - | Записывают и запо- минают правописание слов Оценочный лист | Усваивают написание непроверяемых слов | Письмо |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа Слайд Работа в парах. Слайд | -Прибыли на станцию «Называй-ка» (На стенах на карточках развешены слова: Федор, кот, деревня, Печкин, дядя, Шарик, Матроскин, собака, Простоквашино, почтальон) - Посмотрите на доску. Вы видите карточки. К какой части речи относятся записанные слова? Докажите. - Составьте пары слов. Кто это? -- А что вы можете сказать о мальчике дяде Федоре? Какой он? ( Он добрый, заботливый, вежливый, очень любит животных, умеет с ними дружить.) -И вы должны помнить, что нужно любить и заботиться о наших меньших братьях, нельзя обижать их. - Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? - А какие еще слова пишутся с заглавной буквы? - Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что – то новое об этих словах. -Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. Распределите слова по группам – имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую – без названия. Вспомните правила работы в парах и приступайте. Распределите слова по группам: Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, город, Петрович, Кузнецов. - Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? Во 2 столбик? В 3 столбик? - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? - Оцените работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет. Проверка. Оцените себя !, +, - | Слушают учителя Оценочный лист | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | Слайд Слайд | - А сейчас наш поезд проезжает станцию «Узнавай-ка». - Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? - Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Предлагаю вам самим узнать названия этих существительных. - Прочитайте правило на с. 52. Как называются эти слова? - Прочитайте правило на с.53 и вы узнаете, как называются слова из последнего столбика. – Сформулируйте тему урока Собственные и нарицательные имена существительные. - А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока. - Сегодня на уроке мы узнаем … научимся … попробуем … - Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. - Вот что говорит об этом наш электронный помощник. - Что такое собственные имена существительные? Почему они так называются? С какой буквы они пишутся? - Что такое нарицательные имена существительные? - Как они пишутся? | Читают, предлагают формулировки цели урока Знакомятся с правилом, запоминают его - Принадлежат кому-то или чему-то одному. - Называют любой предмет из множество ему подобных. | Извлекают необходимую информацию из учебного текста, воспроизводят ее по памяти | Беседа по вопросам |
Физкультминутка | Коллективная. Практический Слайд | Станция «Поиграй-ка» – А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» Собака, Дружок, корова, Буренка, село, Пинега, река, страна, фамилия, Иванов, Олег, Ильич, медведь, Москва, Ока, озеро, город. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Графический диктант. | Самостоятельная работа Слайд | Станция «Думай-ка» - Отметьте знаком "плюс" собственные имена существительные, знаком "минус" нарицательные имена существительные. Результаты выполненной работы проверим. поселок, Ирина, Гагарин, коза, Зорька, Михаил, доктор, Волга, Айболит, Архангельск, река - Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. -,+,+,-,+,+,-,+,+,+,- Проверка. Оцените себя !, +, - | Знаками + и - отмечают имена собственные и имена нарицательные Оценочный лист | Находят имена собственные и имена нарицательные Осмысленно отвечают на вопрос на основе имеющихся знаний | Беседа по вопросам, письмо |
2. Создание проблемной ситуации. | Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо Слайд | - Итак, мы подъезжаем к деревне Простоквашино. - Прочитайте. Запишите предложения в тетрадь. - Когда я читала этот текст, то заметила, что слово шарик написано по-разному. Я посчитала, что это ошибка. Может быть кто-то поспорит со мной? Объясните написание слова шарик. Почему одно и тоже слово пишется по-разному? Проверка. Оцените себя !, +, - | Оценочный лист | | |
3. Составление обобщающей таблицы | Фронтальная, коллективная Словесный, практический. Чтение, беседа Работа в группах | Наше путешествие подошло к концу. Подведем итог. - Какие существительные относятся к собственным? - Заполните таблицу. - Проверка. Имена собственные      Названия рек, городов, стран Имена улиц, деревень Фамилии Клички животных Отчества | | | |