СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русской литературы на тему "Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Анализ эпизодов и образов героев комедии".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает краткосрочный план, презентацию, дидактический материал ко второму уроку по творчеству Д.И.Фонвизина и его комедии "Недоросль". Анализ героев, эпизодов комедии.

Просмотр содержимого документа
«7 класс_КСП_Р3_Д.И.Фонвизин. Недоросль. Анализ героев, эпизодов комедии»

Краткосрочный план. 2 урок

Предмет:

Русская литература

Раздел: 3

Юмор и сатира в литературе

Школа:


Дата:


ФИО учителя:


Класс:

7

Кол-во уч-ся:

отсутствующих- , присутствующих-

Тема:

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль». Анализ героев, эпизодов комедии.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Учащиеся будут уметь:

АИ5 - характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста;

АИ7 - определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию.

Цели урока

Учащиеся смогут:

АИ5, АИ7 -

  • ответить на вопрос:

Об «экзамене» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

  • ответить на вопросы:

  1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

  2. Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

  • ответить на вопросы:

  1. Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

  2. Каковы взаимоотношения между членами семьи?

  3. Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?

  • ответить на вопросы:

  1. Кого можно отнести к отрицательным героям?

  2. Каково назначение отрицательных героев в комедии?

  3. Какими качествами наделены отрицательные герои комедии?

  4. К какому выводу приводит автор по проблеме дворянства и крепостного права?

  • рассказать, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

  • заполнить таблицу по образу Простаковой.

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если

АИ5, АИ7 -

  1. ответит на вопросы по образу персонажей комедии;

  2. охарактеризует персонажей комедии;

  3. заполнит таблицу по образу персонажей комедии.

Привитие ценностей

  • Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля, способствующих овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при выполнении заданий;

  • привитие ученикам таких качеств, как уважение к другим, честность, порядочность, взаимопомощь при работе в парах и в группах;

  • привитие умения вырабатывать свою точку зрения, учиться у положительных героев чувству патриотизма, желанию служить своему Отечеству;

  • привитие умения развивать свои творческие способности (художественные, драматические).

Межпредметные связи

Всемирная история, ИКТ

Навыки использования ИКТ

-Ученики могут продемонстрировать выполненные дифференцированные домашние задания в презентациях Power Point.

Предварительные знания

Это не первый урок. данного раздела. Он построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися при изучении русской литературы в 1, 2, 3 четвертях по развитию навыка АИ (анализ и интерпретация).



ПЛАН

Этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало

1 урока

4 мин.


2 мин.

2 мин.

2 мин.

Работа в группах. Приём «Литературное лото».

-Ученики делятся на 3 группы по цвету карточек «лото».

-Ученики собирают «литературное лото» в трёх группах.

Метод «Посланники».

-Ученики - посланники от каждой группы отправляются в другие группы и слушают спикера от каждой группы.

-Ученик - спикер каждой группы презентует собранное группой «литературное лото».

Приложение 1.

-Литературное лото «Персонажи комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

Приложение 1 (см. 1 урок).

-Фотографии, иллюстрации к комедии «Недоросль».

Середина 1 урока


5 мин.





5 мин.






5 мин.







5 мин.








5 мин.




5 мин.



Работа с классом.

-Ученики презентуют свои выполненные задания по анализу эпизодов и персонажей комедии «Недоросль».

1 - я группа (пара) - урок Митрофанушки.

-Ученики отвечают на вопрос для 1 - й группы (пары):

Об «экзамене» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

2 - я группа (пара) - Тришкин кафтан.

-Ученики отвечают на вопросы для 2 - й группы (пары):

  1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

  2. Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

3 - я группа (пара) - Нравы семьи Простаковых.

-Ученики отвечают на вопросы для 3 - й группы (пары):

  1. Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

  2. Каковы взаимоотношения между членами семьи?

  3. Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?

4 - я группа (пара) - Отрицательные герои.

-Ученики отвечают на вопросы для 4 - й группы (пары):

  1. Кого можно отнести к отрицательным героям?

  2. Каково назначение отрицательных героев в комедии?

  3. Какими качествами наделены отрицательные герои комедии?

  4. К какому выводу приводит автор по проблеме дворянства и крепостного права?

5 - я группа (пара) - Образ Стародума.

Задание для 5 - й группы (пары):

-Ученики рассказывают, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

6 - я группа (пара) - Образ Простаковой.

Задание для 6 - й группы (пары):

-Ученики презентуют заполненную таблицу.

Адресат речи Простаковой

Примеры речи, слова и обращения

Выводы об образе Простаковой

1. С крепостными

и учителями



2. С Софьей


3. С Митрофаном


4. Со Стародумом



Приложение 2.

-Презентация по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Конец

1 урока

5 мин.


Рефлексия содержания.

-Ученики распределяют персонажей в две колонки «Положительные персонажи», «Отрицательные персонажи» комедии «Недоросль».

Положительные и отрицательные персонажи комедии «Недоросль» Фонвизина

Положительные

Отрицательные

Стародум
Мудрый, добрый, искренний человек. Добивается богатства своим трудом.

Госпожа Простакова
Жестокая и бесчеловечная помещица. Плохо обращается с крестьянами и мужем.

Софья
Мудрая, умная, образованная девушка.

Господин Простаков
Потакает своей жене, злобной Простаковой. 

Милон
Честный, храбрый и скромный офицер.

Митрофанушка
Малообразованный, ленивый и жестокий подросток.

Правдин
Честный, справедливый помещик и чиновник. Спасает крестьян от злых помещиков.

Скотинин
Хочет жениться на Софье из-за ее наследства. Необразованный, жестокий помещик.

Цыфиркин
Малограмотный, невежественный учитель, но трудолюбивый, честный и добрый человек. 

Вральман
Бывший кучер, обманывает Простаковых, притворяясь учителем. Хитрый, ленивый человек, плохой учитель.

Тришка
Рассудительный и нетрусливый крепостной. Он отваживается спорить с Простаковой.

Еремеевна
Любит и заботится о Митрофане. Но при этом она делает зло, помогая Простаковым похитить Софью.


Кутейкин
Малограмотный учитель, расчетливый и трусливый человек.  

Домашнее задание.

Подготовьте ответ на свой вопрос по указанному плану:

1 - я группа – каков Митрофан в отношении к родителям?

1) дать характеристику Митрофану по вопросу;

2) подтвердить текстом (цитатой);

3) сделать вывод.

2 - я группа – каков Митрофанушка в отношении к Еремеевне и другим героям комедии?

1) дать характеристику Митрофану по вопросу;

2) подтвердить текстом (цитатой);

3) сделать вывод.

3 - я группа – каков Митрофанушка в отношении к учителям и образованию?

1) дать характеристику Митрофану по вопросу;

2) подтвердить текстом (цитатой);

3) сделать вывод.

Приложение 1.

-Положительные и отрицательные персонажи комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина.


Дополнительная информация

Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи Здоровье и безопасность Связи с ИКТ Связи с ценностями (воспит. элемент)

Группы будут поддерживать друг друга. Дифференциация по результату, так как некоторые группы могут иметь меньше информации, чем

Метод наблюдения Вопрос и ответ (целевые и случайные). Оценивание ответа одноклассника

Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть видео. Умение работать в группе (взаимоуважение) Отвечать на вопросы и активно слушать других в ходе обсуждения в классе.

Рефлексия

Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?


Общая оценка:

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:


2:


Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:


2:


Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?






Использованная литература, Интернет - источники:


  1. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

  2. https://perova.jimdo.com/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%BA-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC/%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8C/

  3. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/06/otkrytyy-urok-denis-ivanovich-fonvizin-nedorosl-est-v-russkoy;

  4. Комедия "Недоросль" Фонвизина: анализ и характеристика героев, материалы для сочинений. © Literaturus.ru : Мир русской литературы: http://www.literaturus.ru/p/blog-page_91.html

  5. https://infourok.ru/urok_literatury_v_8_klasse._d.i.fonvizin_nedorosl.-351983.htm

  6. https://infourok.ru/material.html?mid=13269

Просмотр содержимого документа
«7 класс_Приложение 1_Р3_Д.И.Фонвизин. Недоросль. Анализ героев, эпизодов комедии»


Литературное лото «Персонажи комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина

(разрезать по линиям)

Госпожа Простакова

Злая и жестокая помещица. Она обижает и бьет своих крестьян. Она также обзывает и бьет своего мужа. Но безумно любит своего единственного сына Митрофанушку и всячески балует его.

Господин Простаков

Робкий и тихий «простачок». Он потакает своей злой жене во всем, терпит ее побои и оскорбления. Простаков очень любит сына Митрофана и гордится им.

Митрофанушка

Ему 15 лет. Глупый и ленивый подросток. Он 3 года учится разным наукам, но ничему не научился. Избалованный, жестокий, неблагодарный человек.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Очень любит свиней. Грубый и необразованный человек. Хочет жениться на Софье из-за ее приданого. Он не любит читать и думать.

Стародум

Дворянин, дядя Софьи. Ему около 60 лет. Он нажил свое состояние в Сибири честным трудом. Мудрый, добрый человек.

Софья

Племянница Стародума, дальняя родственница господина Простакова. Простаковы держат сироту у себя в деревне и хотят выдать ее замуж за Скотинина (затем за Митрофана). Добрая, милая девушка.

Милон

Честный, милый и скромный молодой офицер. Он любит Софью. Дружит с Правдиным и служил с Цыфиркиным.

Правдин

Честный и гуманный чиновник и помещик. Он ездит по губерниям, чтобы пресекать жестокое обращение с крестьянами. Наказывает Простаковых за их жестокость и берет их имение под опеку государства.

Цыфиркин

Учитель арифметики Митрофана. Бывший военный. Он 20 лет отслужил в армии. Малообразованный, плохой учитель, но добрый и честный человек. Он не любит Митрофана за его глупость и лень.

Кутейкин

Учитель грамоты Митрофана. Дьячок из городской церкви. Малообразованный, плохой учитель. Расчетливый, но трусливый человек. Он также не любит Митрофана за его глупость.

Вральман

Немец, учитель Митрофана. Якобы обучает его французскому языку и другим наукам. Обманщик и лицемер. Он работал 3 года кучером у Стародума.

Еремеевна

Старуха-крестьянка, няня Митрофана, которая заботится о нем с рождения. Служит Простаковым уже 40 лет. Получает мало денег, но терпит много обид от Простаковых.

Тришка

Портной-самоучка, крепостной крестьянин Простаковых. Неглупый, рассудительный крестьянин, который осмеливается спорить со своей злой госпожой.



Положительные и отрицательные персонажи комедии «Недоросль» Фонвизина

(разрезать по линиям)

Положительные

Отрицательные

Стародум
Мудрый, добрый, искренний человек. Добивается богатства своим трудом.

Госпожа Простакова
Жестокая и бесчеловечная помещица. Плохо обращается с крестьянами и мужем.

Софья
Мудрая, умная, образованная девушка.

Господин Простаков
Потакает своей жене, злобной Простаковой. 

Милон
Честный, храбрый и скромный офицер.

Митрофанушка
Малообразованный, ленивый и жестокий подросток.

Правдин
Честный, справедливый помещик и чиновник. Спасает крестьян от злых помещиков.

Скотинин
Хочет жениться на Софье из-за ее наследства. Необразованный, жестокий помещик.

Цыфиркин
Малограмотный, невежественный учитель, но трудолюбивый, честный и добрый человек. 

Вральман
Бывший кучер, обманывает Простаковых, притворяясь учителем. Хитрый, ленивый человек, плохой учитель.

Тришка
Рассудительный и нетрусливый крепостной. Он отваживается спорить с Простаковой.

Еремеевна
Любит и заботится о Митрофане. Но при этом она делает зло, помогая Простаковым похитить Софью.


Кутейкин
Малограмотный учитель, расчетливый и трусливый человек.  



Просмотр содержимого презентации
«7 класс_Приложение 2_Р3_Д.И.Фонвизин. Комедия Недоросль.Анализ эпизодов, персонаже»

Денис  Иванович  Фонвизин  (14 апреля 1744 г. – 1 декабря 1792 г.) Комедия «НЕДОРОСЛЬ» (1782 г.)

Денис Иванович Фонвизин (14 апреля 1744 г. – 1 декабря 1792 г.)

Комедия «НЕДОРОСЛЬ»

(1782 г.)

2 урок Анализ героев, эпизодов комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

2 урок

Анализ героев, эпизодов

комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Урок Митрофана

Урок Митрофана

  • Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Тришкин кафтан

Тришкин кафтан

  • Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
  • Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Нравы семьи Простаковых

Нравы семьи Простаковых

  • Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
  • Каковы взаимоотношения между членами семьи?
  • Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Отрицательные герои

Отрицательные герои

  • Каково назначение отрицательных героев?
  • К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?
Образ Стародума Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

Образ Стародума

Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

Образ Простаковой Адресат речи Простаковой Примеры речи, слова и обращения 1. С крепостными и учителями 2. С Софьей 3. С Митрофаном 4. Со Стародумом

Образ Простаковой

Адресат речи Простаковой

Примеры речи, слова и обращения

1. С крепостными и учителями

2. С Софьей

3. С Митрофаном

4. Со Стародумом

Домашнее задание. Дифференцированные задания: Выпишите цитаты, раскрывающие, 1 - я группа – каков Митрофан в отношении к родителям? 2 - я группа – каков Митрофанушка в отношении к Еремеевне и другим героям комедии? 3 - я группа – каков Митрофанушка в отношении к учителям и образованию?

Домашнее задание.

Дифференцированные задания:

Выпишите цитаты, раскрывающие,

1 - я группа – каков Митрофан в отношении к родителям?

2 - я группа – каков Митрофанушка в отношении к Еремеевне и другим героям комедии?

3 - я группа – каков Митрофанушка в отношении к учителям и образованию?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!