СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная разработка включает краткосрочный план, презентацию, дидактический материал к третьему уроку по творчеству Д. И.Фонвизина и его комедии "Недоросль".
Краткосрочный план. 3 урок
Предмет: | Русская литература | |||
Раздел: 3 | Юмор и сатира в литературе | Школа: |
| |
Дата: |
| ФИО учителя: |
| |
Класс: | 7 | Кол-во уч-ся: | отсутствующих- , присутствующих- | |
Тема: | Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль». Образ молодого русского дворянина в комедии. | |||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | Учащиеся будут уметь: АИ7 - определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию; ПО6 - давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. | |||
Цели урока | Учащиеся смогут: АИ7 -
по плану:
ПО6 - ответить на вопрос: Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой? | |||
Критерии успеха | Ученик достиг цели, если АИ7 -
ПО6 -
| |||
Привитие ценностей |
| |||
Межпредметные связи | Всемирная история. | |||
Навыки использования ИКТ | -Ученики могут представить дифференцированные домашние задания в форме презентации Power Point | |||
Предварительные знания | Это третий урок данного раздела. Он построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися при изучении русской литературы в 1, 2, 3 четвертях по развитию навыков ПО (понимание и ответы на вопросы), АИ (анализ и интерпретация). | |||
|
|
ПЛАН
Этапы урока | Запланированная деятельность | Ресурсы |
Начало 1 урока 10 мин. | Работа с классом. Метод «Фотогалерея» -Ученики рассматривают иллюстрации обложек и афиш комедии «Недоросль». -Учитель задаёт вопрос: Кто будет главным героем нашего урока? Индивидуальная работа. Метод «Ментальная карта» -Ученики составляют словесный портрет героя в форме ментальной карты. (Ему шестнадцать лет. Живёт с родителями-помещиками в деревне. Родители его очень любят, особенно мать. Но её воспитание сводится лишь к питанию и «одеванию» сына. Хотя госпожа Простакова приглашает для него учителей, но образование это только внешнее: учителя слабые, да и Митрофан не хочет учиться.) | Приложение 1. -Изображения разных обложек книг, афиш комедии «Недоросль». |
Середина 1 урока 5 мин. 5 мин. 5 мин.
5 мин. 5 мин.
5 мин. | Работа в группах. Метод «Посланники». -Ученик-посланник от каждой группы отправляется в другие группы и даёт характеристику Митрофану, подтверждает цитатой из комедии, делает вывод по вопросу своей группы: 1 - я группа – каков Митрофан в отношении к родителям? 1) дать характеристику Митрофану по вопросу; 2) подтвердить текстом (цитатой); 3) сделать вывод. 2 - я группа – каков Митрофанушка в отношении к Еремеевне и другим героям комедии? 1) дать характеристику Митрофану по вопросу; 2) подтвердить текстом (цитатой); 3) сделать вывод. 3 - я группа – каков Митрофанушка в отношении к учителям и образованию? 1) дать характеристику Митрофану по вопросу; 2) подтвердить текстом (цитатой); 3) сделать вывод. -Ученики, оставшиеся в группах заполняют таблицу Образ Митрофанушки по рассказам спикеров. -Ученики, оставшиеся в группах рассказывают новую информацию по заполненной таблице своим возвратившимся спикерам. -Ученики делают выводы по образу Митрофанушки, отвечая на вопрос: Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой? (Примерный ответ: Первая причина – в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к. сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её. И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.) | Приложение 1. - Образ Митрофанушки
|
Конец 1 урока 5 мин.
| Рефлексия. Самооценивание «Незаконченные предложения» Домашнее задание. -Подготовьте письменную характеристику Митрофанушке по предложенному плану:
(При подготовке к домашнему заданию можно предложить ученикам ресурсы - см. Приложение 1. Образ Митрофана в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») | Приложение 2. -Презентация «Незаконченные предложения» Приложение 1. -Образ Митрофана в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» |
Дополнительная информация
Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Межпредметные связи Здоровье и безопасность Связи с ИКТ Связи с ценностями (воспит. элемент) |
Группы будут поддерживать друг друга. Дифференциация по результату, так как некоторые группы могут иметь меньше информации, чем | Метод наблюдения Вопрос и ответ (целевые и случайные). Оценивание ответа одноклассника | Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть видео. Умение работать в группе (взаимоуважение) Отвечать на вопросы и активно слушать других в ходе обсуждения в классе. |
Рефлексия | Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки. | |
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему? |
| |
Общая оценка: Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)? 1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)? 1:
2:
Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
|
Использованная литература, Интернет - источники:
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Комедия "Недоросль" Фонвизина: анализ и характеристика героев, материалы для сочинений. © Literaturus.ru : Мир русской литературы: http://www.literaturus.ru/p/blog-page_91.html
http://festival.1september.ru/articles/624372/
http://schooltask.ru/obraz-mitrofana-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl/
http://schooltask.ru/mitrofan-tip-izbalovannogo-mamenkinogo-synka/
http://schooltask.ru/sochinenie-na-temu-syn-dostojnyj-svoej-materi-nedorosl/
https://infourok.ru/urok-literaturi-obraz-mitrofanushki-v-komedii-di-fonvizina-1438143.html
Образ Митрофанушки
Вопрос по образу Митрофана План ответа на вопрос | Каков Митрофан в отношении к родителям?
| Каков Митрофанушка в отношении к Еремеевне и другим героям комедии? | Каков Митрофанушка в отношении к учителям и образованию?
|
дать характеристику Митрофану |
|
|
|
подтвердить цитатой из текста |
|
|
|
сделать вывод |
|
|
|
Иллюстрации обложек и афиш комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Образ Митрофана в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Как отмечал В. О. Ключевский, комедия Фонвизина «Недоросль» связала слова «недоросль» и «Митрофан» в единое понятие, «так что Митрофан стал именно нарицательным, а недоросль собственным: недоросль - синоним Митрофана, а Митрофан - синоним глупого неуча и маменькина баловня». Судьба этого молодого человека, искореженная историческими обстоятельствами, сословными пороками, вызывает, как бы это не звучало странно, не смех, а смех сквозь слезы. Неуч Митрофанушка глуп, эгоистичен, но проблема состоит в том, что именно в руках таких невежд оказывались и оказываются судьбы тысяч и тысяч людей, как в екатерининскую эпоху, так и в нашем просвещенном XXI веке. В России недорослем называли подростка до пятнадцати лет. По достижении этого возраста дворянин поступал на государеву службу и становился новиком, «взрослым человеком». Во времена царствования Петра I служба в новой регулярной армии стала несравненно тяжелее. С другой стороны, поместное владение стало наследственным. Таким образом, тягости обязательной военной службы увеличивались, а материальное побуждение к ней уменьшалось. Поэтому не удивительно, что дворяне стремились освободить своих детей и от службы, и от школы.
Митрофану у Фонвизина было уже около шестнадцати лет, но он еще состоял в недорослях: по закону 1736 года срок учения недоросля был продолжен до двадцати лет. Родители его были довольно обеспеченными людьми, а потому могли себе позволить домашнее образование сына, однако Митрофан учится из рук вон плохо, клянет всех учителей и мать, которая требует от него невозможного. Скорее всего, если бы у него не было заботливой, настойчивой матери, он бы с удовольствием находился в стороне от науки. Но чем больше Митрофану навязывают свое мнение, тем больше он пытается отлынивать от ненавистных занятий. С другой стороны, Митрофан - «продукт» атмосферы усадебного быта, и ненависть к науке, как.мне кажется, он унаследовал от своих « славных » предков (отец Простаковой и Скотинина «не умел грамоте»). Понимая, что ее Митрофану придется служить, а времена наступили другие («умниц-то ныне завелось много»), Простакова не решается уже заявить, подобно своему отцу: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Не изменив своего отношения к учению, Простакова, однако, говорит: «Что ты станешь делать? Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут - дурак». Именно поэтому она нанимает учителей, хотя особого смысла в занятиях науками не видит.
Благодаря стараниям все той же матушки Митрофан, кроме пренебрежительного отношения к учебе, приобрел еще массу «полезных» свойств и качеств. В первую очередь, это лень. Ленивого человека осуждал еще Владимир Мономах, который в своем напутствии-поучении к детям писал: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится». Митрофанушка является подтверждением этих слов. Чему научился Митрофан к своим шестнадцати годам? Покушать хорошо да пожаловаться маменьке, что «схватило живот» от недоедания. С малых лет он привык к двуличию и подхалимству. Так, желая разжалобить маменьку, Митрофан рассказывает ей свой сон. Приснилось ему, что матушка колотит батюшку, и говорит, что ему стало жалко ее, а не бедного батюшку: «Ты так устала, колотя батюшку». Когда приезжает Стародум, по наущению матушки Митрофан любезно пытается поцеловать руку совершенно чужому человеку, только по той простой причине, что у него есть деньги и власть. Стародума возмущает такое поведение подростка: «Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу».
Глубина познаний Митрофана раскрывается в сцене, описывающей незабываемый импровизированный экзамен, устроенный Правдиным. Митрофан назубок выучил русскую грамматику. Определяя, какой частью речи является слово «дверь», он демонстрирует недюжинную логику: дверь «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».
Митрофан - существо безвольное. Собственного мнения он не имеет, в основном полагаясь на мнение маменьки, и лишь единожды проявляет силу характера, заявив, что не желает больше учиться, а желает жениться. Доказательств этому множество. Возьмем, к примеру, процесс обучения Митрофанушки. Под диктовку Кутейкина недоросль читает текст, который, в принципе, характеризует его самого: «Аз же есмь червь», «Аз есмь скот... а не человек», «Поношение человеков». Учение настолько утомляет Митрофана, что он с радостью соглашается с маменькой. Простакова: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». Митрофанушка: «А по мне и подавно». Н. В. Гоголь писал, что Митрофанушка, по сути своей, не заключает ничего злобного в своей природе, поскольку не имеет желания наносить кому-либо несчастья. Но постепенно под влиянием баловства, угождения мамы и няньки, Митрофан становится нечувствительным и безразличным по отношению к родным людям. Единственная наука, которую он усвоил на отлично, - это наука унижения и оскорбления.
Со свойственным ему эгоизмом Митрофанушка жалеет маменьку только на словах. Будучи обиженным родным дядюшкой, Митрофан решается на бессовестный и жалкий шантаж, Он обещает Про-стаковой утопиться в речке, если еще кто-нибудь посмеет его обидеть. Реакция матери на удивление полна глубокого воспитательного смысла, мол, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Но в конце комедии Простакова получила сполна плоды своего «благородного» воспитания. Лишенная всего, ибо лишилась власти делать зло, она, бросаясь обнимать сына, говорит ему: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!», а он отвечает ей вполне искренно: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» П. А. Вяземский отмечал, что в этой черте Митрофана «так много истины, эта истина так прискорбна, почерпнута из такой глубины сердца человеческого, что по невольному движению точно жалеешь о виновной, как при казни преступника, забывая о преступлении, сострадательно вздрагиваешь за несчастного».
Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»
_____________________________________________________________________________________________
Митрофан означает «являющий свою мать», т. е. похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего и сложившегося в невежественной среде поместного дворянства. Крепостное право, домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили, развратили его. От природы он не лишён хитрости и сообразительности. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим её сыном (рассказ о сне) или пугает её угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Умственное развитие Мнтрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращение к труду, к учению.
Сцены его занятий с учителями и «экзамена» ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание что-либо понять, усвоить новое. Голубятня, подовые пироги, сладкий сои и праздная жизнь барчука ему куда милее, чем умственные занятия. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким — матери и няньке. С учителями он не разговаривает, а «лается», по выражению Цыфиркина; преданную ему Еремеевиу называет «старой хрычовкой», угрожает ей свирепой расправой: «Уж я те отделаю! » Когда не удалось похищение Софьи, он гневно кричит: «За людей приниматься! » Потерявшую и власть, и имение мать, в отчаянии бросившуюся к нему, он грубо отталкивает: отвяжись, матушка, как навязалась! » Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные его качества.
Умственное убожество, неразвитость Митрофана сказываются в том. что он не умеет пользоваться словом, связно говорить. Он выражается односложно: «Небось, брат», «Кака, котора дверь? », «Все к чёрту!» В его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных: «По мне, куда велят!
, «Да, того и смотри, что от дядюшки таска, «Нырну — так как звали! Основной тон его речи — капризный, пренебрежительный, грубоватый тон избалованного «маменькиного сынка, барчука, будущего деспота и самодура. Даже с матерью он говорит более чем развязно, а порой и дерзит ей.
Образ Митрофана — образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки стало нарицательным. Самое слово «недоросль», означавшее до Фонвизина дворянского подростка, не достигшего 16 лег, стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего н ничего не желающего знать.
Сочинение на тему Сын, достойный своей матери («Недоросль»)
_____________________________________________________________________________________________
Яблоко от яблони далеко не падает. Пословица. Воспитание детей - это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья отдельно. Вот что рассказывает Фонвизин в комедии «Недоросль» о воспитании подрастающего поколения в России во времена прошлого, но известных нам за повестью Пушкина «Капитанская дочь». Дворяне, опора государства... До шестнадцати-семнадцати лет они лишь «недоросли» едят в большом количестве пироги, гоняют голубей, частые посетители «девичьих». Ничем не затрудняют себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их нужно готовить к взрослой жизни, и об этом родители знают. Готовят детей к жизни родители в соответствии со своими идеалами (если они в них есть), каждый по-своему.
Митрофан - единый сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать»... Уже этим много сказано. Госпожа Простакова, жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Необразованная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала за «цену подешевле», да и им мешает. Чего стоят ее советы : «Друг мой, ты хотя для вида поучись, чтобы дошло к ушам его, как ты трудишься!» «Найдя деньги, ни с кем не делились. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учи этой бессмысленной науке!» Мать воспитывает Митрофана за своим образом и подобием: он бестолковый, жадный, ленивый. Она безумно кричит на девушку Палашку, что тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно принизила мужа, лишив его воли и своей мысли, унижает Софию, считая ее нахлебницей. В образе Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и неукротимую. Мы не видим в ней женщину, ей не хватает ума, милосердия. В чем-то Митрофан пошел дальше своей матери. Он хорошо понимает, кто действительный хозяин в доме, и топорно льстит матери. Слепо и безрассудно любит сына Простакова, видит его счастье в богатстве и безделье. Узнав, что София - богатая невеста, мать заискивает к девушке и любыми средствами стремится поженить на ней сына. Простакова думает, что Митрофан своим умом «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и соберешь». Очевидно, народной мудрости она не знала, ведь народ для нее хуже скотины.
К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Шалун их возьми!» Цифиркина, который хочет его чего-то научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того, как не удалось похитить Софию, он вместе с матерью имеет намерение «браться за людей», т.е. сечь слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умелая и как хотела. Что же вышло? В момент ее жизни, когда она оказалась «возле разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с восклицанием: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушко!» и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «И отвяжись, матушка, как навязалася!»
Характер сына является следствием плохих качеств его родителей. Теперь другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит всем нам, кто живое в XXI столетии: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образа мыслей и жизнь. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает. И именно родители должны позаботиться о духовном развитии ребенка, знание же ему дадут книги, школа, средства массовой информации.
Сегодня я узнал (а)…
Мне было интересно…
Я никогда не думал, что ….
Для меня стало открытием, что ….
Мне трудно представить, что ….
Я хотел бы посоветовать себе и всем нам….
Мне было трудно…
Урок дал мне для жизни…
Я убежден в том, что ….
Меня удивило…
У меня получилось …