СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русской литературы на тему "Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Традиции классицизма и новаторские черты в комедии".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает краткосрочный план, презентацию, дидактический материал к пятому уроку по творчеству Д. И. Фонвизина и его комедии "Недоросль".

Просмотр содержимого документа
«7 клас_КСП_Р3_Д.И.Фонвизин. Классицизм. Традиции и новаторство»

Краткосрочный план. 5 урок

Предмет:

Русская литература

Раздел: 3

Юмор и сатира в литературе

Школа:


Дата:


ФИО учителя:


Класс:

7

Кол-во уч-ся:

отсутствующих- , присутствующих-

Тема:

Классицизм. Традиции классицизма и новаторство Д. И. Фонвизина в комедии «Недоросль»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Учащиеся будут уметь:

ПО1 - понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора.

Цели урока

Учащиеся смогут:

ПО1 –

  1. создать ментальную карту «Классицизм как направление в литературе»;

  2. заполнить таблицы «Традиции классицизма в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль», «Новаторские черты в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль».

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если

ПО1 –

  1. укажет в ментальной карте принципы классицизма;

  2. аргументирует принадлежность комедии классицизму;

  3. выявит новаторские черты в комедии.

Привитие ценностей

  • Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля, способствующих овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при выполнении заданий;

  • привитие ученикам таких качеств, как уважение к другим, честность, порядочность, взаимопомощь при работе в парах и в группах.

Межпредметные связи

Всемирная история.

Навыки использования ИКТ

-Ученики могут создать ментальную карту в форме презентации Power Point.

Предварительные знания

Это пятый урок данного раздела. Он построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися при изучении русской литературы в 1, 2, 3 четвертях по развитию навыков ПО (понимание и ответы на вопросы).



ПЛАН

Этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало

1 урока

10 мин.

Работа с классом. Приём «Говорящие стены»

-Ученики ходят по классу, выбирают по 1 листу, читают три статьи, распечатанные по числу учеников на цветных листах (3 цвета), чтобы образовались 3 группы (в каждой группе должны оказаться ученики со всеми тремя текстами).

Три текста:

  1. Классицизм в литературе;

  2. Черты классицизма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль";

  3. Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Приложение 1.

- Классицизм в литературе;

-Черты классицизма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль";

-Традиции и новаторство в комедии «Недоросль».

Середина 1 урока

5 мин.

5 мин.


5 мин.


5 мин.




10 мин.

Работа в группах. Метод «Автобусная остановка»

-Ученики выполняют задания на «остановках»:

1 остановка – ученики создают ментальную карту;

2 остановка – ученики заполняют таблицу «Традиции классицизма в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль»;

3 остановка – ученики заполняют таблицу «Новаторские черты в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль».

-Ученики возвращаются на свои «домашние остановки», читают все записи, вносят дополнения по мере необходимости, готовятся к презентации созданной ментальной карты или заполненной таблицы.

-Ученики презентуют созданные ментальные карты или заполненные таблицы.

Приложение 1.

- Первая остановка

Ментальная карта

«Классицизм как направление в литературе»

- Вторая остановка

Традиции классицизма

в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль»

- Третья остановка

Новаторские черты

в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль».

Конец

1 урока

5 мин.

Рефлексия. Взаимооценивание «Диалог стикеров»

-Ученики пишут на стикерах успешные моменты той или иной группы и размещают на созданной ими ментальной карте или на одной из заполненных таблиц.

Домашнее задание.

Дифференцированные задания:

-Подготовьте информацию о характерных особенностях классицизма в

1 – я группа – живописи;

2 – я группа – скульптуре;

3 – я группа – музыке;

4 – я группа – архитектуре, садово-парковом искусстве. (Ресурс для домашнего задания – Приложение 2.

-Стикеры

-Приложение 2.

Дополнительная информация

Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи Здоровье и безопасность Связи с ИКТ Связи с ценностями (воспит. элемент)

Группы будут поддерживать друг друга. Дифференциация по результату, так как некоторые группы могут иметь меньше информации, чем

Метод наблюдения Вопрос и ответ (целевые и случайные). Оценивание ответа одноклассника

Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть видео. Умение работать в группе (взаимоуважение) Отвечать на вопросы и активно слушать других в ходе обсуждения в классе.

Рефлексия

Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?


Общая оценка:

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:


2:


Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:


2:


Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?






http://www.rlspace.com/cherty-klassicizma-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl/

https://infourok.ru/material.html?mid=56957

https://infourok.ru/razrabootki-urokov-po-teme-klassicizm-zakoni-klassicizma-408890.html

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/26/difonvizin-nedorosl-panorama-deystvuyushchikh-lits-rechevaya

https://www.proza.ru/2012/10/19/1998





Просмотр содержимого документа
«7 класс_Приложение 1_Д.И.Фонвизин. Классицизм. Традиции и новаторство»

Первая остановка

Ментальная карта

«Классицизм как направление в литературе»





























Вторая остановка

Традиции классицизма

в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль»


Третья остановка

Новаторские черты

в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль»


Черты классицизма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"



Комедия "Недоросль была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Классицизм - литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование "говорящих фамилий, правила "трех единств, соблюдение иерархии жанров - вот основные черты классицизма.

Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.

Д. И. Фонвизин соблюдает в "Недоросле единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев "говорящими фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои - Стародум, Софья, Милон - говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: "А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию "народной(например, "Всякий женись на своей невесте, "Век живи, век учись, "Не хочу учиться, хочу жениться).

Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения.

_________________________________________________________________________________________



Традиции и новаторство в комедии «Недоросль»

Традиции в комедии «Недоросль» рассмотрим в двух планах: на уровне содержания и на уровне формы.

Традиции древнерусской литературы в 18 веке как бы отодвинуты в тень, но главная традиция осталась. Это, конечно, патриотизм, любовь к стране родной. Это величайшая ответственность писателя за свои слова, вера в то, что слово может изменить, улучшить самого человека. Писатели XVIII века верили, что если показать порок, зло, посмеяться над ними или гневно обличить их, то порок исчезнет, зла станет меньше. (Наиболее часто употребляемые слова у писателей этого времени - «порок» и «добродетель»). Только добродетельные, человеколюбивые, благочестивые, образованные люди, т. е. просвещенные, могут создать справедливые, гуманные законы. Но это далеко от русской действительности, т. к. нет «особливого старания о воспитании». Фонвизин пытается эту действительность исправить « с пером в руках». Показать людские пороки легче в театре, самом наглядном виде искусств. Чтобы сделать зло бессильным, его нужно высмеять. Поэтому любимый жанр Фонвизина - комедия.

Какая основная традиция эпохи Просвещения взята Фонвизиным? Идея служения государству). Главное в эпохе Просвещения - воспитание, т. к. образованные, воспитанные люди могут принести больше пользы государству.











Классицизм в литературе


Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке. Основоположник классицизма является Буало, в частности его произведение «Поэтическое искусство» (1674 г). Буало основывался на принципах гармонии и соразмерности частей, логической стройности и лаконизма композиции, простоты сюжета, ясности языка.  Франции особого развития достигли «Низкие» жанры – басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало).  Расцвет классицизма в мировой литературе послужили трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, проза Ларошфуко. В эпоху просвещения с классицизмом связанно творчество Вольтера, Лессинга, Гёте и Шиллера.

Важнейшие черты классицизма: 
1. Обращение к образам и формам античного искусства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

 Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:
1. «Высокие» жанры – трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
2. «Низкие» жанры – комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам)

В России классицизм зародился в первой половине XVIII. Первым писателем, который использовал классицизм, был Антиох Кантемир. В русской литературе классицизм представлен трагедиями Сумарокова и Княжнина, комедиями Фонвизина, поэзией Кантемира, Ломоносова, Державина. С критикой «правил» классицизма выступили Пушкин, Грибоедов, Белинский. 
История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:
1. Литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность - интенсивный процесс "обмирщения" (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 года) - предпосылки возникновения классицизма.
2. 1730-1750 года - эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
3. 1760-1770 года - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4. Последняя четверть века - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций 
 a. Направление, развитие, склонность, стремление.
 b. Замысел, идея изложения, изображения.

Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.






Традиции классицизма и новаторские черты в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль»

(примерное заполнение таблицы для проверки учителем)


Традиции классицизма

Новаторские черты

1.Резкое деление героев на положительные и отрицательные. Каждый герой должен иметь какую-то одну, характерную черту (положительные герои таковы).
2. Присутствует герой - резонер (напрямую несет идеи автора). Такой герой в комедии - Стародум.
3. Главная идея - идея просвещения. Принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга.
4. Триединство: времени - 1 сутки; места; действия - 1 интрига, проблема.

1. Характеры героев сложны, неоднозначны.

2. Вводение в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин).
3.Речь героев передает характеры действующих лиц.
4. Просвещение важно, но сначала надо привить добродетель, позаботиться о душе, а уж потом об уме - главная идея комедии.
5. Нарушает триединство: вместо одной проблемы поднимает несколько очень важных.
6. Типизация и зоологизация героев.





Просмотр содержимого презентации
«7 класс_Приложение 2_Р3_Д.И.Фонвизин.Классицизм.Традиции и новаторство»

Денис  Иванович  Фонвизин  (14 апреля 1744 г. – 1 декабря 1792 г.) Комедия «НЕДОРОСЛЬ» (1782 г.)

Денис Иванович Фонвизин (14 апреля 1744 г. – 1 декабря 1792 г.)

Комедия «НЕДОРОСЛЬ»

(1782 г.)

5 урок  Классицизм. Традиции классицизма и новаторские черты в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

5 урок

Классицизм. Традиции классицизма и

новаторские черты в комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Классицизм сложился В литературе Музыке Живописи Архитектуре, садово-парковом искусстве Скульптуре

Классицизм сложился

В литературе

Музыке

Живописи

Архитектуре, садово-парковом искусстве

Скульптуре

Классицизм сложился во Франции в 17 веке в связи с началом эпохи абсолютной монархии Слово произошло от латинского названия, что значит «образцовый» Классицисты подражали древним грекам и римлянам
  • Классицизм сложился во Франции в 17 веке в связи с началом эпохи абсолютной монархии
  • Слово произошло от латинского названия, что значит «образцовый»
  • Классицисты подражали древним грекам и римлянам
Принципы классицизма

Принципы классицизма

  • Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
  • Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
  • Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
  • Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
  • Наследование античности как образцу
  • Подражание “украшенной” природе
  • Главная категория – красота
Пример классицизма в садово-парковом искусстве и архитектуре - Версаль

Пример классицизма в садово-парковом искусстве и архитектуре - Версаль

  • Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.
Петродворец

Петродворец

  • Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, строгая разбивка парка поражает своими просторами и чистотой пропорций.
«Самсон, разрывающий пасть льва»

«Самсон, разрывающий пасть льва»

  • Почему это классицистическое произведение?
  • Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха
Классицизм в живописи Картина Жака Луи Давида “Клятва Горациев” Лысенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Классицизм в живописи

Картина Жака Луи Давида “Клятва Горациев”

Лысенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Домашнее задание. Дифференцированные задания: Подготовьте информацию о характерных особенностях классицизма в 1 – я группа – живописи; 2 – я группа – скульптуре; 3 – я группа – музыке; 4 – я группа – архитектуре, садово-парковом искусстве.

Домашнее задание.

Дифференцированные задания:

Подготовьте информацию о характерных особенностях классицизма в

1 – я группа – живописи;

2 – я группа – скульптуре;

3 – я группа – музыке;

4 – я группа – архитектуре, садово-парковом искусстве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!