Фотографии, иллюстрации по творчеству Д. И. Фонвизина, к комедии «Недоросль»
Дифференцированные задания для групп (пар)
(опережающие задания к первому уроку по творчеству Д. И. Фонвизина)
_________________________________________________________________________________________
1 - я группа - «художники» - Нарисуйте иллюстрации к понравившимся эпизодам, портреты полюбившихся героев и прокомментируйте, почему они выбрали именно эти эпизоды и этих героев.
_________________________________________________________________________________________
2 - я пара - «актёры» - Подготовьте инсценировку фрагмента комедии «Недоросль» (первое явление, третье действие, диалог Стародума и Правдина).
_________________________________________________________________________________________
3 - я группа - «актёры» - Подготовьте инсценировку фрагмента комедии «Недоросль» (явление восьмое, действие четвертое в сокращении).
_________________________________________________________________________________________
4 - я группа - «историки» - Подготовьте исторические справки о той далекой эпохе, о положении того времени и судьбе Митрофана.
_________________________________________________________________________________________
Ресурсы, вопросы и задания для учеников 4 -ой группы
_________________________________________________________________________________________
Первый ученик.
Историческая справка.
Еще Белинский заметил, что «… перед нами сатира на нравы, то есть, как бы слепок с реальных событий и положений той эпохи» (на экране портрет Белинского и его слова). Любой смешной сюжетный поворот комедии может привести в ужас, стоит лишь представить себе на минуту, что такое могло происходить и происходило в действительной жизни российского XVIII века.
Подготовьте ответы на вопросы:
- А кто такой Белинский?
- Как Белинский назвал комедию Фонвизина?
_________________________________________________________________________________________
Второй ученик.
Историческая справка.
Дворянская вольность по указу 1762 года многими понята была как увольнение сословия от всех специальных сословных обязанностей с сохранением всех сословных прав. Это была роковая ошибка.
Напротив, прямо и настойчиво оговорены были некоторые обязанности. Закон говорил: «…будьте так добры, служите и учите своих детей, а если кто не станет делать ни того, ни другого, то будет изгнан из общества.
- О каких обязанностях шла речь?
- Почему многие не поняли этого закона?
- Какое отношение имеет к этому закону Митрофан?
Фонвизинский недоросль – это жертва непонимания данного закона.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Третий ученик.
Историческая справка.
Дворянский недоросль – подросток, поступивший в государеву ратную службу и ставший взрослым в 15 лет. С царствования Петра Великого служба в новой регулярной армии стала несравненно тяжелее прежней, поэтому «отлынивание» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства.
Недоросль (в словаре С. И. Ожегова) -я, м. 1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу. 2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
- Как вы поняли, кого называют недорослем?
- Сколько лет Митрофану?
- Почему он не на службе?
- Кто виноват в том, что Митрофан оказался в таком положении?
- Можете ли вы теперь, опираясь на пьесу Фонвизина, объяснить почему Ключевский сказал: «Есть в русской истории много смешного, но мало веселого»?
_________________________________________________________________________________________
Ученик четвертый.
Историческая справка.
По поручению П.И. Панина, Фонвизин пишет «Рассуждение о непременных государственных законах». Непосредственным объектом критики в «Рассуждении…» является русская самодержица и порожденный ею разгул беззакония, произвола, нравственного разложения, охватившего все государство.
-Отступил ли Стародум перед трудностями?
- Как он сумел сохранить дворянскую честь?
- Как бы на его месте поступил кто – нибудь из Простаковых?
_________________________________________________________________________________________
Дифференцированные задания для групп (пар)
(опережающие задания ко второму уроку по творчеству Д. И. Фонвизина)
_________________________________________________________________________________________
1 - я группа (пара) - урок Митрофанушки.
Вопрос для 1 группы (пары): Об «экзамене» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
_________________________________________________________________________________________
2 - я группа (пара) - Тришкин кафтан.
Вопросы для 2 группы (пары):
Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
3 - я группа (пара) - Нравы семьи Простаковых.
Вопросы для 3 группы (пары):
Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
Каковы взаимоотношения между членами семьи?
Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
_________________________________________________________________________________________
4 - я группа (пара) - Отрицательные герои.
Вопросы для 4 группы (пары):
Кого можно отнести к отрицательным героям?
Каково назначение отрицательных героев в комедии?
Какими качествами наделены отрицательные герои комедии?
К какому выводу приводит автор по проблеме дворянства и крепостного права?
_________________________________________________________________________________________
5 - я группа (пара) - Образ Стародума.
Задание для 5 группы (пары):
Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
6 - я группа (пара) - Образ Простаковой.
Задание для 6 группы (пары):
Заполните таблицу.
Адресат речи Простаковой | Примеры речи, слова и обращения | Выводы об образе Простаковой |
1. С крепостными и учителями | | |
2. С Софьей | |
3. С Митрофаном | |
4. Со Стародумом | |
_________________________________________________________________________________________