Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
Удивительный мир света
Методическаяразработка открытого урока
по учебной дисциплине «Физика»
для преподавателей физики ОБПОУ «КЭМТ»
в рамках семинара практикума преподавателей физики цикла ООД, математического и общего естественнонаучных циклов
Разработчик: Чикунова Лариса Владимировна,
преподаватель высшей квалификационной категории
2015г.
РАССМОТРЕНА на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей общественных дисциплин Протокол №___ от______20____г. Председатель ПЦК ____________Н.В. Николаенко | РАССМОТРЕНА методическим советом техникума Протокол №___ от_____20__г. Председатель методического совета ________ Г.Н. Галахова «____» __________ 20____г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________А.В. Ляхов «____» ____________ 20___г. |
Удивительный мир света
Методическаяразработка открытого урока
по учебной дисциплине «Физика»
для преподавателей физики и естествознанияОБПОУ «КЭМТ»
в рамках семинара практикума преподавателей физики цикла ООД, математического и общего естественнонаучных циклов
Разработчик: Чикунова Лариса Владимировна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензенты:
_____________________________________________________________
Ф.И.О. рецензента (представителя сторонней организации) должность, место работы
_____________________________________________________________
Ф.И.О. рецензента (педагогического работника техникума), должность, место работы
Пояснительная записка.
Невозможно переоценить значение света для познания окружающего нас мира. Ведь наибольшую часть информации о нем мы получаем благодаря свету. Исследование света, идущего к нам от небесных тел, позволяет очень многое узнать о них. Здесь особенно важную роль играют спектры небесных тел.
В повседневной жизни мы встречаемся с разными оптическими приборами — от очков до телескопов. Их, конечно, не смогли бы создать без исследования световых явлений.
Данная работа представляет собой разработку одного урока, завершающего изучение раздела «Оптика». Урок является комбинированным. Он направлен на решение следующих задач: а) повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся;б) формированию представления о роли света в природе, в физике и в других науках;в) контроль и коррекцию знаний обучающихся по изучаемой теме.
Урок "Удивительный мир света" рассчитан на 45 минут и проводится в форме воображаемого путешествия. Этапы урока - станции на пути следования, каждая из которых предполагает выполнение нескольких заданий.
Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности, активизации обучающихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они реализуют обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на уроке.
Уроки нестандартные отличаются от традиционных дополнительным фантазийным элементом, способствующим вызвать интерес и стремление к мыслительной деятельности, к самостоятельному поиску решения качественных и практических задач.
К разработке прилагается компьютерная презентация, которая сопутствует всем этапам, предусмотренным планом занятия. Использование слайдов помогает обеспечить урок качественными, быстро сменяющимися наглядными иллюстрациями.Особенно оправдано применение презентации во время разгадывания ребусов, кроссворда, решения практических задач. В нашем случае опрос удается провести за считанные минуты, с использованием ярких рисунков и чёткого текста.
Урок построен на основе использования технологии разноуровневой дифференциации, цель которого обобщить и систематизировать знания обучающихся путем создания педагогических условий для включения каждого из них в деятельность.
В ходе урока обучающиеся повторяют главные вопросы темы: свет, источники света, свойства света.
При повторении материала предусмотрены разнообразные формы работы: тестирование, решение занимательных задач.
Это позволяет не только наглядно рассмотреть данные вопросы темы, но и активизировать работу по отработки умений и навыков обучающихся, искать главное, отвечать на поставленные вопросы, применять полученные знания на практике.
Учитель на уроке является связующим звеном, координатором, цель которого предоставить обучающимся возможность для систематизации полученных знаний на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема урока: Удивительный мир света
Цели урока:
деятельностная:
развитие поисковой деятельности с привлечением различных источников;
формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; умение оценивать свою деятельность и свои знания).
содержательная:
рассмотрение вопросов, формирование объективной необходимости закрепления нового материала, организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления источников света в природе и быту.
методическая:
использование современных педагогических технологий (технология кооперативного обучения, технология проблемного обучения) для созданияусловий, позволяющих каждому обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, пробуждая в них познавательную активность,проявлять инициативу и самостоятельность.
Задачи урока:
учебно-практические:
расширить познания обучающихся о роли личности в развитии представлений о свете и световых явлений, а также в создании современных источников света.
совершенствовать умения и навыки самостоятельно получать новые знания по источникам; систематизировать информацию и обобщать ее, работать в группах;
подвести обучающихся к пониманию того, что знание световых явлений необходимо человечеству в их жизни;
совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
учебно-познавательные:
создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;
развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; формирование основных умений работать с информацией, выполнять логические операции самостоятельно.
воспитательные:
обучать объективной оценке своих возможностей и успехов;
способствовать развитию навыков устной речи, умению грамотно вести диалог и аргументировать свои действия;
способствовать осознанию исторической ценности изучаемого материала;
осознание большой практической значимости света и световых явлений в жизни человека.
Тип урока: урок комбинированный
Вид урока:урок-путешествие
Образовательные технологии:
а) технологии обучения:
технология кооперативного обучения;
технология развивающего обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
б) технологии в обучении
Организационные формы: индивидуальная, групповая (работа в группепо два человека), коллективная (фронтальная).
Методы обучения:
словесные: беседа;
наглядные :компьютерная мультимедийная презентация;
интерактивные: интерактивный диалог;
практические: организация применения знания световых явлений и закономерностей при решении качественных и практических задач;
методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Планируемые результаты:
а) предметные:
б) метапредметные:
умение ставить перед собой цель, управлять своей деятельностью,видеть ожидаемый результат работы;
умение рационально распределять рабочее время, проявлять инициативность и самостоятельность;
умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия и знания;
самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
поиск и отбор необходимой информации, умение работать с информацией, применение методов информационного поиска;
выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель задания;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, умение находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
в) личностные:
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.
выделение морально-этического содержания событий и действий;
построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;
Средства обучения:
Источники информации:
Нормативный документ:Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.
Образовательные ресурсы:
Основная литература:
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.
Генденштейн Л.Э. Физика. Задачник 10 кл. (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.
Генденштейн Л.Э. Физика. Задачник 11 кл. (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: учеб. для 10 кл. средняя школа – М.: Просвещение, 2010.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учеб. для 11 кл. средняя школа – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
Вотяков Е. “Свет и цвет в изобразительном искусстве”.
Галеев Б.М. “Светомузыка”.
Куценко А.Н. “Необыкновенная физика”.
Лентовский А.М. “Технология живописных материалов”.
5. Львовский Марк “Физика и лирика”.
6. Павленко Н.И. “Искусство и физика” (www.Best Referat.ru).
7.Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. - М.: Советска энциклопедия, 1974.
8.Сивухин Д.В. Общий курс физики: Оптика - М.: Наука, 1980.
Интернет-ресурсы:
Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz.1september.ru
Естественно-научные эксперименты — Физика: Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu.ru
Квант: научно-популярный физико-математический журнал http://kvant.mccme.ru
Образовательные ресурс - college.ru
5.Портал естественных наук: Физика http://www.e-science.ru/physics
6.Российское образование. Федеральный образовательный портал - http://www.edu.ru/
7.Список цифровых образовательных ресурсов по астрономии - http://www.astro.websib.ru/
8.Физика в анимациях - http://physics.nad.ru
Структура и регламент
Наименования этапов занятия | Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе | Виды деятельности об-ся | Виды деятельности преподавателя | Средства контроля достижения планируемых результатов | Формируемые УУД | Регламент |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Создание деловой атмосферы, позитивного настроя на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой ритм | Настраиваются на продуктив- ную мыслитель ную деятель- ность | Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих. Представляет гостей. Настраивает обучающихся на продуктивную деятельность | диалог | Личностные: стремление к целенаправленной позна-вательной деятельности; готовность к саморазвитию Познавательные:готовность к информационно-познавательной деятельности, детермированной личностным смыслом Регулятивные:саморегуляция; умение быстро включаться в деловой ритм, активную деятельность и мыслительную работу Коммуникативные: умение и готовность работать в коллективе | 2 мин. |
2.Этап Целеполагание. | Активизация мыслительных операций и познавательных процессов (внимания, память и т.д.). Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме; сопряжение актуализации знаний с началом рефлексивной деятельности, планированием личностного смысла урока (самоопределение и смыслообразование), прогнозирование результатов; постановка целей урока | Пытаются определить и сформулировать тему и цель занятия по предложенной информации, размещенной на слайде электронной презентации | Корректирует и конкретизирует тему и цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорныхзнаний и целеполагания | побуждающй диалог | Личностные: выработка учебной мотивации; установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла урока Познавательные:соотнесениеимеющихся поэтических знаний с целью урока Регулятивные: целеполагание;планирование; прогнозирование Коммуникативные: умения и навыки обмениваться мыслями и суждениями в режиме диалога | 3мин |
3.Этап актуализации опорных знаний 4.Этап Проверка домашнего задания 5.Этап Контроль знаний 6.Этап Подготовка к формированию нового знания. | Активизация мыслительных операций и познавательных процессов (внимания, память и т.д.). Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме; актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной деятельности; сопряжение актуализации знаний с началом рефлексивной деятельности, планированием личностного смысла Расширение представления обучающихся о зарождении производной; совершенствование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; развитие математически грамотной речи; создание условий для развития положительной мотивации к учению, развития творческих возможностей обучающихся; развитие способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности Совершенствование умений и навыков самостоятельной деятельности, работы с компьютером; создание условий для применения полученных знаний при решении задач с использованием формул и правил дифференцирования, физического и геометрического смысла производной; содействие воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах Расширение представления обучающихся о производной и учёном, который ввёл термин и обозначение производной ( с помощью штриха); совершенствование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; развитие математически грамотной речи; создание условий для развития положительной мотивации к учению, развития творческих возможностей обучающихся; развитие способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности | Устно отвечают на вопросы, спроектированные на экран; Находят производную степенной, тригонометрической и сложной функции Один из обучающихся выступает с заранее подготовленным сообщением и презентацией о зарождении производной. Все остальные внимательно слушают, дополняют и задают вопросы. Индивидуально выполняют задания в виде теста за компьютером, который в конце выдаёт отметку Разгадывают кроссворд, вспоминая некоторые математические термины; заслушивают небольшую историческую справку о Жозефе Луи Лагранже и его достижениях. | Организует деловое общение, способствующее актуализации опорныхзнаний Просит дополнить сообщение, задать вопросы, акцентирует внимание обучающихся на ключевых моментах сообщения и дополнения Контролирует работу обучающихся, в случае необходимости ликвидирует технические неполадки в программе, фиксирует результаты тестирования Просит ответить на вопросы, способствующие разгадыванию кроссворда, акцентирует внимание обучающихся на ключевом слове "Лагранж" и предлагает обучающимся заслушать небольшую историческую справку о Жозефе Луи Лагранже и его достижениях. |
Фронтальный опрос
Презентация сообщения о зарождении производной; диалог
Тестирование в электронном виде.
подводящий диалог
| Личностные: совершенствование имеющихся знаний и умений; осознание своих трудностей и стремление к их преодолению Познавательные: постановка учебной задачи; умение понимать и реагировать на информацию в словесной форме Регулятивные: контролировать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: умение вступать в диалог с преподавателем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета,слушать и отвечать на вопросы других
Личностные: соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками. Познавательные: самостоятельное и групповое изучение материала, анализ, обобщение; умение интерпретировать информацию, полученную из различных источников; умение использовать средства ИКТ. Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и коррек-тировать деятельность; выбиратьпути достижения поставленной цели.
Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; строить монологические высказывания (создавать собственные тексты)
Личностные: соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками. Познавательные: постановка учебной задачи; умение самостоятельно принимать решения, умение использовать средства ИКТ. Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбиратьпути достижения поставленной цели.
Коммуникативные: умение аргументировать свое мнение и собственную позицию в коммуникации
Личностные: стремление к целенаправленной позна-вательной деятельности; готовность к саморазвитию
Познавательные: постановка учебной задачи; самостоятельное и групповое изучение материала, анализ, обобщение; умение интерпретировать информацию, полученную из различных источников; умение использовать средства ИКТ.
Регулятивные: планирование путей решения учебной задачи; прогнозирование (предвосхищение результата учебной деятельности на уроке)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества на занятии | 5мин 3мин 7мин 7мин |
7.Этап Формирование нового знания | Формирование учебной задачи;развитие навыков совместной поисковой деятельности с привлечением различных источ-ников; развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятель-ности и организации учебного сотруд-ничества с педагогом и сверстниками; развитие речевых умений и навыков | Трое обучающихся с помощью подготовленных презентаций знакомят остальных с применением производной в физике, химии и экономике. Все остальные записывают определение величин и законы в дифференциальной форме, решают практические задачи, предложенные ораторами. | Дополняет сообщения обучающихся, акцентирует их внимание на ключевыхвопросах, даёт оценку выступлениям. Подводит итоги,анали-зируетсодержание, форму выступления, отмечает положительное, указывает на недостатки и побуждает к поиску путей их преодоления | Презентация исследовательской работы обучающихся |
Личностные: соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками. Познавательные: самостоятельное и групповое изучение материала, анализ, обобщение; умение интерпретировать информацию, полученную из различных источников; умение использовать средства ИКТ. Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и коррек-тировать деятельность; выбиратьпути достижения поставленной цели.
Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; строить монологические высказывания использовать адекватные языковые средства; умение работать в команде; умения и навыки обмениваться мыслями, оценками, суждениями в режиме диалога; умение аргументировать свое мнение и собственную позицию в коммуникации решения | 14мин |
8.Этап Инструктирование о выполнении домашнего задания | Ознакомление с домашним заданием, детализация информации по его выполнению | Получают творческое домашнее задание: 1) составить кроссворд на тему"Свет" ; 2)решить задачу на нахождение энергии фотона красного света; 3) ответить на вопрос: почему тень в полдень короче, чем утром?
| Инструктирует по выполнению домашнего задания | | Личностные: осознание личностного смысла творческого домашнего задания Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого и характера Регулятивные:саморегуляция Коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества со сверстниками, определение способов взаимодействия (при выполнении домашнего задания) | 1 мин |
9. Этап Рефлексия Подведение итогов учебного занятия | Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых ими действий и мыслительных процессов, результатов деятельности, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Оценивают свою работу на занятии, осуществляютвзаимооценку | Оценивает работу обучающихся, организует диалоговое общение, сти-мулирующее рефлексивную деятельность, оценку и взаимооценку. Подводит итоги проделанной работы. Выставляетотметки обучающимся | Беседа, взаимооценка, самооценка | Личностные: умение оценивать усваиваемое содержание урока, исходя из социальных и личностных ценностей. Познавательные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 2мин |
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА
Урок- путешествие в "Удивительный мир света"
Цель: в интересной форме повторить, обобщить пройденный материал, развить у обучающихся активность, инициативность, чувство ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, раскрыть творческие способности обучающихся.
Преподаватель: Здравствуйте. Кто отсутствует на уроке? (Отмечаю отсутствующих).Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Прежде чем записать тему урока, прошу обратить внимание на экран. Перед вами стихотворение.
(Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена, на фоне музыки звучат стихи из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского):
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Небо, солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь .............познаем.
Преподаватель: о чём идёт речь в этом стихотворении и какое слово пропущено?
Об-ся: Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
Преподаватель: Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?(О "Свете"). Совершенно верно. Сегодня нам предстоит совершить путешествие в "Удивительный мир света".Записываем тему урока: "Свет и световые явления".
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме "Свет и световые явления"; применить их при решении задач.
Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова С.И.Вавилова:
“В слове “свет” заключена вся физика и тем самым все науки” .
За долго до выявления истинной природы света выдающиеся мыслители и учёные осознавали его фундаментальную роль в природе. Достаточно назвать некоторых из них: Декарт, Ньютон, Пифагор, Евклид, Птолемей, Гюйгенс, Юнг, Френель, Вавилов.
Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что "свет- самое тёмное пятно в физике".
Почему мы совершаем наше путешествие в удивительный мир света?.....Постараюсь пролить свет на это, пока для вас неясное дело.
Свет в обычном понимании- это лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
Наше путешествие в какой-то мере освещает ряд вопросов, и пусть в небольшой степени, но всё же делает их видимыми. Мы отправляемся в наше путешествие и потому, что "СВЕТ"- это начальные буквы четырёх станций, в которых нам придётся побывать.
С- "Смекалка- ваш друг".
В- "Весёлое соревнование".
Е- "Если память вам не изменяет".
Т- "Точные ответы".
На каждой из этих станций вам надо блеснуть ярким светом знаний, зажечь присутствующих своей неутомимой энергией. Кстати, об энергии.... Единица измерения световой энергии (силы света)-это свеча.
Кто наберёт больше световой энергии, тот завершит путешествие с оценкой "5".
Надеюсь, что вы , загоревшись желанием путешествовать, предстанете на финише в наилучшем свете!
Станция: "Смекалка- ваш друг". Здесь вам понадобится острота зрения, а также острота ума.
Конкурс " Разминка".
Закончить предложения:
1.Свет в прозрачной однородной среде распространяется.....(прямолинейно);
2.Угол отражения равен……..(углу падения);
3.Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется……..(преломлением);
4.Угол преломления , в зависимости от того , из какой среды в какую переходит луч, может быть…….(меньше или больше угла падения);
5.Величину , обратную фокусному расстоянию линзы, называют … и измеряют в…..(оптической силой линзы, в диоптриях);
6.Угол между падающим и отражённым лучами составляет 50градусов. Под каким углом к зеркалу падает свет? (65 градусов);
7.Девочка приближается к плоскому зеркалу со скоростью 0,25м/с. С какой скоростью она движется к своему изображению? (0,5м/c).
Конкурс " Ребус".
Какое слово зашифровано в ребусе?
Ребус №1

( Линза)
Ребус №2

( Оптика)
Ребус №3

( Дисперсия)
Ребус №4

( Энергия)
За каждое угаданное слово отвечающий получает свечу.
Преподаватель: Ребята, назовите главный источник света на нашей планете. (
Солнце). Благодаря солнцу мы видим всё вокруг и нам тепло. С давних пор мечтал человек завести дома маленькое приручённое солнце. И, разумеется, завёл! Правда, для этого ему понадобилось не одно тысячелетие.
Конкурс "Приручение света".
Преподаватель: Прошу обратить внимание на экран.
На экране появляются слова: факел, костёр, свеча, лучина, керосиновая лампа, газовые горелки, электрическая лампочка, светодиодные лампы , масленый светильник. Вам необходимо назвать и распределить эти маленькие светила в порядке их появления . Право ответа получает тот , кто быстрее справится с заданием.
Об-ся: костёр, лучина, факел, масленый светильник, свеча, керосиновая лампа, газовые горелки, электрическая лампочка, светодиодные лампы.
Отвечающий, правильно расположивший данные светила в порядке их появления, получает свечу.
Преподаватель: А вы знаете, как впервые появились свечи? Они были придуманы в Древнем Риме около двух тысяч лет назад. Сначала это были волокна растений, пропитанные смолой и покрытые воском. В 10-11 веках появились восковые и сальные свечи. Ну, что ж, продолжим наше путешествие. Приложив умение, все знания и старания, начнём " Весёлые соревнования".
(на экране появляется вывеска: Станция " Весёлые соревнования")
Конкурс: Загадки. 1. Белая кошка лезет в окошко. (Солнечный свет)
2. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
3. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)
4. Раскрашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)
5. Своих глаз нет, а другим видеть помогают. (Очки)
6. Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света)
7. Горя не знаем, а горько плачем. Что это?(Облака)
8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить(Тень)
За каждую отгаданную загадку об-ся получает свечу.
Конкурс: Тестирование.
Преподаватель: Ну, а теперь прошу вас занять места за компьютерами и приступить к выполнению теста.
№ п/п | Вопросы |
1 | Деятельность человека в начальные периоды его существования – добывание пищи, защита от врагов, охота – была зависима от дневного света. Потом человек научился добывать и поддерживать огонь, стал освещать свое жилище, охотиться с факелами. Но во всех случаях его деятельность не могла протекать без освещения. А кто из учёных изобрёл первую электрическую свечу? А. Яблочков Б. Лодыгин В. Эдисон Г. Попов |
2 | С 1840 года по 1870 год десятки изобретателей со всего мира пытались создать идеальную лампочку, которая бы горела постоянно. Но всех их постигала неудача. Однако в 1872–1873 годах удача все-таки поворачивается к ученым лицом, а именно к российскому инженеру-изобретателю. Этот человек стал первооткрывателем, создавшим электрическую лампочку накаливания. Назовите этого изобретателя. А. Яблочков Б. Лодыгин В. Эдисон Г. Попов |
4 | Чёрное море имеет различные цвета. Ясным днем, под глубоким синим небом оно синее. Выйдем к морю на прохладном рассвете – оно розовое. Иногда оно бирюзовое, а иногда цвета ультрамарин (голубое). В штормовую погоду, когда дует ураганный ветер, море приобретают мрачный свинцово-серый цвет. От чего же всё-таки зависит цвет Чёрного моря? Какой цвет моря считается самым настоящим? А. Бирюзовый Б. Ультрамарин В. Синий Г. Серый |
5 | Столкновения быстрых электронов и протонов с атомами кислорода и азота, а также с молекулами азота приводят их в возбужденное состояние. Выделяя избыток энергии, атомы кислорода дают яркое излучение чаще всего в зеленой области спектра, поэтому полярные сияния имеют преимущественно зелёный цвет. А какие ещё цвета чаще других наблюдаются в полярном сиянии? А. Красный и желтый Б. Красный и фиолетовый В. Фиолетовый и оранжевый Г. Желтый и фиолетовый |
6 | Человечество с давних времен интересовало, почему же, небо голубого цвета. Придумывалось очень много гипотез и предположений. Например, Леонардо да Винчи, предполагал, что небо окрашено в такой цвет, потому что, …светлота поверх темноты становится синей, тем более прекрасной, чем превосходными будут светлое и темное». Такого же мнения были и некоторые другие ученые, но всё-таки, позже стало ясно, что эта гипотеза в корне не верна, ведь если смешать черный цвет с белым цветом, то вряд ли получится голубой, ведь сочетание этих цветов дает только серый и его оттенки. Чем всё-таки объясняется голубой цвет неба? А. Цвет небу придают составные части воздуха (азот, кислород, инертные газы, водяной пар) Б. Молекулы озона и воды поглощают лучи красного цвета и пропускают голубые В. Пыль и другие частицы, входящие в состав воздуха рассеивают свет Г. Солнечные лучи имеют сложную структуру – они состоят из семи цветов радуг (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового). В атмосфере больше всех рассеиваются лучи голубого цвета |
3 | Какое физическое явление изображено на картинке?  А. Полярное сияние Б. Гало В. Радуга Г. Огни Святого Эльма |
4 | Какое физическое явление изображено на картинках?   А. Огни Святого Эльма Б. Призраки Броккена В. Блуждающие огоньки Г. Светлячки |
5 | Наверняка, многие слышали о появлении загадочных замков, маяков, летающих парусников и огромных городов, исчезающих во время приближения к ним. Все это долгие годы считалось проделками злой феи Морганы или воображениями воспаленного мозга. Однако позднее ученые доказали подлинность таких изображений в природе. Что это за явление? А. Мираж Б. Ореол В. Призрак Броккена Г. Венцы |
6 | Какое небесное тело изображено на рисунках?   А. Земля и Луна Б. Луна В. Луна и Марс Г. Земля и Марс |
7 | Какое оптическое явление изображено на рисунке?  А. Полярное сияние Б. Огненная радуга В. След реактивного самолета Г. Эффект Моргана |
8 | Наши глаза очень сложно устроены, и чтобы объяснить, как они функционируют, часто используют аналогию с фотоаппаратом. Действительно, и глаза, и фотоаппарат используют световые лучи, исходящие от окружающих нас объектов, для создания их изображения. Основной частью и глаза, и фотоаппарата является объектив – система линз. Одной такой линзой в нашем глазе является хрусталик, который играет роль двояковыпуклой линзы. Назовите вторую линзу оптической системы глаза. А. Стекловидное тело Б. Зрачок В. Роговица Г. Склера |
9 | Наверно, многие замечали, что ноги в воде кажутся короткими и толстыми. А глубина водоёма кажется меньше, чем она на самом деле. Какое физическое явление объясняет этот феномен. А. Отражение света Б. Преломление света В. Полное отражение света Г. Прямолинейное распространение света |
10 | Из стихотворения русского поэта Ф. Тютчева «В небе тают облака…» есть следующие строки: В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река… Узнали ли вы физическое явление, о котором здесь говорится? Назовите его. Почему искрится поверхность воды? А. Отражение света Б. Преломление света В. Полное отражение света Г. Интерференция света |
11 | В глухие дни Бориса Годунова Во мгле Российской пасмурной страны Толпы людей скиталися без крова И по ночам всходило две Луны, Два Солнца по утрам светило с неба… О каком физическом явлении идёт речь в этом стихотворении? А. Гало Б. Огни Святого Эльма В. Мираж Г. Эффект Моргана |
12 | В нём столько блеску было, Была такая спесь, А он – воды и мыла Раздувшаяся смесь. Огнями на просторе Играет лёгкий шар: То в нём синеет море, То в нём горит пожар. О каком физическом явлении идёт речь в этом стихотворении? А. Отражение света Б. Интерференция света В. Дифракция света Г. Поляризация света |
13 | Светлячки – семейство жуков, характерной особенностью которых является наличие органов свечения. Органы свечения чаще всего расположены под прозрачной кутикулой и образованы крупными фотогенными клетками, которые обильно оплетены трахеями и нервами. Под этими клетками находятся отражатели света – клетки, заполненные кристаллами мочевой кислоты. По трахеям к фотогенным клеткам поступает кислород, необходимый для происходящих здесь окислительных процессов. Порой способностью светиться обладают ещё и личинки жуков, и их яйца. К какому виду люминесценции можно отнести данный вид свечения? А. Катодолюминесценция Б. Фотолюминесценция В. Хемилюминесценция Г. Электрохемилюминесценция |
14 | В последнее время значительную популярность приобретают различные идеи дизайна, выражающиеся в применении новых технологий на основе использования светящихся в темноте материалов. Светящимися могут быть любые материалы: светящаяся краска, светящийся лак, светящиеся красители, различного рода светящиеся добавки. В качестве использования таких материалов можно привести: светящиеся диски автомобилей, колпаки, наклейки, цветы, стекло, надписи на одежде и многое другое. К какому виду люминесценции относится данный вид свечения? А. Катодолюминесценция Б. Биолюминесценция В. Фотолюминесценция Г. Электрохемилюминесценция |
Преподаватель:Следующая станция "Если вам не изменяет память". На ней вам предстоит разгадать кроссворд. За каждое правильно угаданное слово отвечающий получает свечу.
(На экране появляется кроссворд и вопросы к нему)
Конкурс " Кроссворд" Вопросы:
1. Точка, в которой собираются все лучи, прошедшие через собирающую линзу; 2. Частично освещенное пространство; 3. Единица измерения оптической силы линзы; 4. Один из основных элементов оптических приборов; 5. Вид предмета на экране; 6. Излучение,видимое глазом; 7. Оптический прибор, позволяющий рассматривать предметы, находящиеся на большом расстоянии от наблюдателя; 8. Раздел физики, в котором изучаются световые явления; 9. Оптический прибор, образующий изображение предмета путем отражения падающих на него лучей.

Ответы: 1.фокус; 2.полутень; 3.диоптрия; 4.линза; 5.изображение; 6. свет; 7. бинокль; 8. оптика; 9. зеркало.
Преподаватель:какое слово мы получили в выделенных клетках? (Отражение). Что это за слово? (Это одно из волновых свойств света)
Конкурс: "Смекай, решай, отгадывай"
1.Длина волны электромагнитного излучения 1м. Какова частота колебаний этой волны?
а) 3 *108 Гц; б) 3 *1010 Гц; в) 3 *1014 Гц.
2. Определите фокусное расстояние линзы, имеющей оптическую силу
D= - 2дптр. Какая это линза?
а) собирающая, F= 0,5м; б) рассеивающая, F= 0,5м; в) собирающая,
F= -2м.
3. Человек стоит на расстоянии 5м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит свое изображение?
а) 5м; б) 10м; в) 0м.
4. Человек удаляется от зеркала со скоростью 0,5м/с. С какой скоростью удаляется изображение от человека?
а) 0,5м/с; б) 1м/с; в) 2м/с.
5. Угол между падающим и отраженным лучами равен 30°. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 15°?
а) 15°; б) 30°; в) 45°.
Преподаватель:Четвёртая станция-"Точный ответ"
Сто вопросов- один секрет.
Все готовимся к нему
Отвечать на "почему?"
Конкурс "Почему"
1. Почему тени, даже при точечном источнике света, никогда не бывают вполне темными?
Ответ: Область тени освещается отраженными от окружающих предметов лучами света.
2. Почему окна домов днем кажутся темными?
Ответ: Прозрачные окна отражают меньше света, чем стены домов,
3. Почему мы видим не только яркий серп Луны, но и частично ту ее область, на которую не попадают прямые солнечные лучи?
Ответ: Мы видим часть темной области Луны, потому что она освещается солнечными лучами, отраженными от земной атмосферы.
4. Почему днем не видно звезд?
Ответ: Солнце - это ближайшая к нам звезда и светит оно не ярче других небесных светил. Однако, именно потому, что Солнце расположено так близко к Земле, его свет затмевает свет звёзд, расположенных на значительном удалении.
5. Почему летние ночи средней полосы России более темные, чем зимой?
Ответ:Снеготражает лунный свет, дополнительно освещая все вокруг.
Преподаватель: Наше путешествие подошло к концу. По количеству свечей нам необходимо определить самых активных, талантливых и интеллектуальных путешественников, то есть звёзд первой, второй и третьей величины. Прошу поднять руки тех, у кого более 10 свечей. Эти об-ся получают за урок"5", от 8 до 10 свечей-"4", от 6 до8 свечей-"3".
Запишите домашнее задание:
ЗАДАЧИ
Фотосинтез в зеленых листьях растений интенсивно происходит при поглощении красного света с длиной волны 0,68×10-6 м. Вычислить энергию соответствующих фотонов. Объяснить зеленый цвет листьев.
составить кроссворд о световых явлениях и источниках света.
Подумайте, почему тень в полдень короче, чем утром?
На экране высвечивается вывеска с рефлексией. Прошу об-ся продолжить предложения.
Рефлексия
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Преподаватель: Урок закончен. До свидания.
11