СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 1 классе "Где живут ноты"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка разработана с применением активных методов обучения.АМО-этометоды, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Методическая разработка урока музыки в 1 классе

Тема: Где живут ноты

Цели: 1. Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом;

2. Знать многообразие музыкальных образов и способы их развития;

3. Воспитание интереса к предмету.


Ход урока


I.



























II.


































































































III.

Организационный момент. АМ начало образовательного мероприятия. Метод «Поздоровайся локтями»

Цель: встреча с друг другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.


Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.


Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.


Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.


Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.


АМ выяснение целей, ожиданий и опасений


Метод «Фруктовый сад»


Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.


Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.


Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.


Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.


Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.


Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.


Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

АМ презентации учебного материала


Метод «Инфо-угадайка»


Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.


Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.


Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.


В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.



Новый материал, слушание, пение.

- Вы уже знаете все буквы? Для чего вам нужны буквы?

- Композиторам, для того чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились буквы. Но эти буквы особенные – музыкальные. Их называют ноты. Всего нот – семь. У каждой есть свое имя: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

День за днем, за годом год

Водят ноты хоровод,

И давно известно всем –

Их на свете ровно семь. Н. Френкель

Звучит песня «Нотный хоровод»

Сказка В. Лунина «Песенка»:

Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они, поживали, песню напевали.

Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль – никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?

Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие, красивые, ветвями небо метут.

- Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.

И они запели.

- Спасибо! – сказали деревья. – Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя. Не хуже.

И они зашелестели листьями и зашуршали иглами:

- Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

Ну что тут поделаешь!

- Своя так своя! – согласились нотки.

Пошли они по лесу. Идут-идут, видят – ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играет.

- Ручеек! – сказали нотки. – Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

- Спасибо! – сказал ручеек. – Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.

И он побежал по камушкам да по песочку:

Дзынь-дили-динь, дзынь-дили-динь!

Вздохнули нотки:

- И ручейку наша песенка не нужна.

Пошли они дальше. Идут-идут, видят – на кусте птица-синица сидит, грудка желтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает.

- Синица - сказали нотки. – Ты такая нарядная, так аккуратно перышками чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

- Спасибо! – сказала синица. – Звонкая у вас песенка, но и моя неплоха.

И она вспорхнула с куста, напевая:

- Пинь-пинь-пинь-пинь!

«Кому бы еще нашу песенку предложить?» - задумались нотки.

И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье.

- Степной вихрь! – закричали нотки. – Ты такой горячий, такой могучий! Отпусти нас на землю. Мы за это подарим тебе нашу песенку.

- Ха-ха-ха! – захохотал вихрь. – Славная у вас песенка, да моя получше будем. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у!

Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукою, дунул на них легонько, и помчались они, полетели дальше и дальше по небу.

Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор.

Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он и так ее сочинял, и эдак. То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно – ничего у него не выходило.

- Послушай нашу песенку! – закричали нотки. И они запели.

_ Какая прекрасная песенка! – воскликнул композитор. – Да ведь я ее весь день сочинял!

- Тогда мы тебе ее дарим! – закричали нотки.

- Вот спасибо! – обрадовался композитор и тут же побежал к столу и записал песенку на нотной бумаге.

А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.

У каждой нотки есть свои окошки в общем доме, где они живут. Этот дом называется нотный стан, или нотоносец. Он необычный – всего 5 линеечек, расположенных друг над другом горизонтально (рисуем нотный стан).

- Посмотрите на наш нотный стан – дом. В нем сколько этажей? Можем ли мы открыть окошки – ноты? Что надо сделать, чтобы зайти в дом? (открыть его)

- Чем мы открываем дом? (ключом)

- Такой ключ есть и у наших нот.

Он помощник наш отличный

И зовется… ключ скрипичный.

- У нашего скрипичного ключа хвостик открывает вторую линеечку – на ней живет нота соль. Каждая нота живет на отдельном этаже – на линеечке или под линеечкой (записываем ноты, проговариваем).

- Что же получилось у нас? (окошки открылись, а в них – ноты!)

Встали ноты в один ряд –

Получился звукоряд!

- Чтобы легче вам было запомнить название нотного дома, давайте выучим стишок:

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки –

Разместили по местам.

- Наши ноты так обрадовались тому, что мы помогли им открыть окошки, что тотчас разлетелись.

Поднялись к верхушкам деревьев.

- Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.

Опустились к ручейку.

- Ручеек! Ты такой веселый, прозрачный, что мы решили подарить тебе нашу песенку.

Завыл, затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукой… и помчались они, полетели все дальше и дальше по небу.

И залетели… в дом композитора. Остались ноты жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.

Такие песни о нотах мы сейчас выучим. Они помогут вам запомнить названия нот.


АМ подведения итогов урока

Метод «Ресторан»


Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки


Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.




Слайд 1





























































































Слайд 2


Слайд 3












Слайд 4









Слайд 5









Слайд 6








Слайд 7







Слайд 8












Слайд 9

























Слайд 10







Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

РЕ ДО

РЕ

ДО