Организационный момент. АМ начало образовательного мероприятия. Метод «Поздоровайся локтями» Цель: встреча с друг другом, приветствие, знакомство Численность – весь класс. Время – 10 минут Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению. Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками. АМ выяснение целей, ожиданий и опасений Метод «Фруктовый сад» Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Численность – весь класс. Время – 20 минут Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч. Проведение: Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. АМ презентации учебного материала Метод «Инфо-угадайка» Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Группы: все участники. Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Новый материал, слушание, пение. - Вы уже знаете все буквы? Для чего вам нужны буквы? - Композиторам, для того чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились буквы. Но эти буквы особенные – музыкальные. Их называют ноты. Всего нот – семь. У каждой есть свое имя: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. День за днем, за годом год Водят ноты хоровод, И давно известно всем – Их на свете ровно семь. Н. Френкель Звучит песня «Нотный хоровод» Сказка В. Лунина «Песенка»: Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они, поживали, песню напевали. Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль – никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому? Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие, красивые, ветвями небо метут. - Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку. И они запели. - Спасибо! – сказали деревья. – Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя. Не хуже. И они зашелестели листьями и зашуршали иглами: - Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ну что тут поделаешь! - Своя так своя! – согласились нотки. Пошли они по лесу. Идут-идут, видят – ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играет. - Ручеек! – сказали нотки. – Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку. И они запели. - Спасибо! – сказал ручеек. – Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится. И он побежал по камушкам да по песочку: Дзынь-дили-динь, дзынь-дили-динь! Вздохнули нотки: - И ручейку наша песенка не нужна. Пошли они дальше. Идут-идут, видят – на кусте птица-синица сидит, грудка желтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает. - Синица - сказали нотки. – Ты такая нарядная, так аккуратно перышками чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку. И они запели. - Спасибо! – сказала синица. – Звонкая у вас песенка, но и моя неплоха. И она вспорхнула с куста, напевая: - Пинь-пинь-пинь-пинь! «Кому бы еще нашу песенку предложить?» - задумались нотки. И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье. - Степной вихрь! – закричали нотки. – Ты такой горячий, такой могучий! Отпусти нас на землю. Мы за это подарим тебе нашу песенку. - Ха-ха-ха! – захохотал вихрь. – Славная у вас песенка, да моя получше будем. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у! Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукою, дунул на них легонько, и помчались они, полетели дальше и дальше по небу. Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор. Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он и так ее сочинял, и эдак. То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно – ничего у него не выходило. - Послушай нашу песенку! – закричали нотки. И они запели. _ Какая прекрасная песенка! – воскликнул композитор. – Да ведь я ее весь день сочинял! - Тогда мы тебе ее дарим! – закричали нотки. - Вот спасибо! – обрадовался композитор и тут же побежал к столу и записал песенку на нотной бумаге. А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни. У каждой нотки есть свои окошки в общем доме, где они живут. Этот дом называется нотный стан, или нотоносец. Он необычный – всего 5 линеечек, расположенных друг над другом горизонтально (рисуем нотный стан). - Посмотрите на наш нотный стан – дом. В нем сколько этажей? Можем ли мы открыть окошки – ноты? Что надо сделать, чтобы зайти в дом? (открыть его) - Чем мы открываем дом? (ключом) - Такой ключ есть и у наших нот. Он помощник наш отличный И зовется… ключ скрипичный. - У нашего скрипичного ключа хвостик открывает вторую линеечку – на ней живет нота соль. Каждая нота живет на отдельном этаже – на линеечке или под линеечкой (записываем ноты, проговариваем). - Что же получилось у нас? (окошки открылись, а в них – ноты!) Встали ноты в один ряд – Получился звукоряд! - Чтобы легче вам было запомнить название нотного дома, давайте выучим стишок: Пять линеек нотной строчки Мы назвали «нотный стан». И на нем все ноты – точки – Разместили по местам. - Наши ноты так обрадовались тому, что мы помогли им открыть окошки, что тотчас разлетелись. Поднялись к верхушкам деревьев. - Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку. Опустились к ручейку. - Ручеек! Ты такой веселый, прозрачный, что мы решили подарить тебе нашу песенку. Завыл, затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукой… и помчались они, полетели все дальше и дальше по небу. И залетели… в дом композитора. Остались ноты жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни. Такие песни о нотах мы сейчас выучим. Они помогут вам запомнить названия нот. АМ подведения итогов урока Метод «Ресторан» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. |